Сверление отверстий в деталях из древесины
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока 5 класса п теме: Сверление отверстий в деталях из древесины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Печенин Никита Михайлович, учитель технологии МБОУ «СОШ №1»

Предмет: технология

Класс:5

Учебник (УМК): А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко

Тема урока: «Сверление отверстий в деталях из древесины»

Тип урока: Комбинированный

Цель:

Образовательная:

- ознакомить обучающихся с технологией сверления отверстий в древесных материалах;

Воспитательная:

- прививать интерес к техническому труду;

- привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников.

Развивающая:

- развивать у ребят профессиональный интерес;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи:

- ознакомить обучающихся с инструментами;

- показать виды сверл и их выбор;

- объяснить понятия «Сквозное отверстие» и «Глухое отверстие»;

- сформировать умения качественно сверлить заготовку.

Оборудование:

- Учебник по технологии А.Д. Тищенко, В.Д. Симоненко, индустриальные технологии, 5 класс.

- Технологические карты.

- Инструкция по технике безопасности.

- Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс.

- Заготовки для практических работ, комплект сверл и ручная дрель.

Планируемые результаты:

  1. Предметные – учащиеся научатся распознавать способы и виды отделки древесины; соблюдать правила ТБ.при работе с инструментами; получат возможность научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении данных операций.
  2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать по ней; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками. Научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий; доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлении ошибок;

Познавательные -, правилами безопасного труда с инструментами и общие правила работы в мастерской.

Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с инструментами для сверления древесины.

Основные понятия: обработка древесины сверлением. Ручные инструменты для сверления.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

2. Проверка  домашнего задания

Учитель задает вопросы по пройденной теме

1. Какая операция называется строганием?

2. Какие инструменты применяются для строгания древесины?

3. В форме чего изготовлен нож рубанка?

4. Для чего предназначен шерхебель?

6. С помощью чего нужно очищать леток, если он забился стружкой?

Учащиеся озвучивают свои ответы

Предполагаемые ответы:

1) Строгание- операция по удалению тонкого слоя древесины с помощью специального режущего инструмента.

2)Применяются рубанок, шерхебель, фуганок.

3) изготовлен в форме клина

4)предназначен для чернового строгания

5) С помощью деревянной щепки.

3.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

На моем столе лежат 3 заготовки: одна целая, вторая- с отверстием, сделанным насквозь, третья-с отверстием, но не сквозным. Приходилось ли вам видеть такие отверстия и сам процесс их изготовления? Исходя из своих познаний, попробуйте сформулировать тему урока.

Основываясь на познаниях из жизненного опыта, учащиеся формулируют тему урока.

4. Изучение нового материала

Рассказ учителя –

Ребята, представим, что нам нужно сделать подставку для шариковых ручек и чтобы их хорошо зафиксировать придется сделать отверстия. Для этого нам надо просверлить заготовку. Отверстия представляют собой углубления в деталях. Они могут быть сквозными и глухими.

Сквозные отверстия проходят через всю деталь насквозь. Глухие отверстия не выходят наружу, а только выполняются на определенную глубину. Обычно считают, что отверстия в поперечном сечении круглые.

Круглые отверстия легко и довольно точно высверливают сверлами.

Наиболее распространены спиральные сверла. Их применяют для сверления различных материалов: металлов, древесины, пластмасс. Для высверливания отверстия в древесине применяют также центровые сверла с подрезателями, шнековые, ложечные. Диаметр сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.

Каждое сверло на своей торцевой рабочей части обычно имеет две режущие кромки. Режущими кромками при сверлении подрезаются волокна древесины, и ее частички в виде стружек выходят наружу через винтовые канавки. Хвостовая часть сверла служит для крепления его в патроне коловорота или ручной дрели. Эти инструменты предназначены для вращения сверла.

Коловорот состоит из упора, рукоятки вращения, патрона, в котором крепится сверло.

Дрель состоит из упора, рукоятки вращения, рукоятки захвата, патрона, сверла. В дрели имеется зубчатый механизм, который передает вращение от рукоятки к патрону. Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы его режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку.

До начала сверления на плоскости заготовки карандашом или шилом намечают центр будущего отверстия. Затем сверло, закрепленное в коловороте или дрели, ставят в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой — вращают рукоятку по часовой стрелке. Нажимать на упор следует не очень сильно, чтобы не сломать сверло. При сверлении сквозных отверстий в конце сверления нажим на упор ослабляют.

Все-таки для чего ослабляют нажим на упор коловорота?

Под заготовку обычно подкладывают доску и струбцинами прижимают их к верстаку. Это позволяет получить ровные края отверстия на выходе сверла и предохранить крышку верстака от повреждения.

Для изготовления отверстий с более точными параметрами и в больших количествах используют электрическую дрель или сверлильный станок.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для сверления (разложены на учительском столе): коловорот, дрель, сверла, струбцина, подкладные доски

Учащиеся записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает инструменты и приспособления, задают вопросы.

Ответ: во избежание откалывания древесины на выходе сверла из отверстия 

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Упражнения для осанки

Выполняют физкультминутку

6. Практическая работа

Подготовка к практической работе. Составление плана поэтапного выполнения работы.

Выполнение работы по технологическим картам.

Инструктаж по технике безопасности с режущим сверлильным инструментом:

  1. Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаке.
  2. Надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
  3. Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий.
  4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:

  1. Подготовка инструментов и заготовок к сверлению.
  2. Способы закрепления заготовки с помощью подкладной доски и струбцины
  3. Выполнение показательных отверстий: глухих и сквозных

Текущий инструктаж:

Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Рассказывают правила работы со столярными инструментами, правила закрепления заготовок и сверл в патроне.

Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.

7. Подведение итогов урока

Заключительный инструктаж

Проверка работ

Самоконтроль

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

Учащиеся показывают свои работы, указывают на сложности при выполнении

8. Закрепление материала и рефлексия

Вопрос: Какую новую операцию мы изучили с вами на уроке?

Этапы выполнения сверления древесины.

Чем отличается дрель от коловорота?

Отвечают на вопросы

9. Задание на дом

Прочитать параграф 10, ответить на вопросы после параграфа

запись домашнего задания

уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему "Сверление отверстий в деталях из древесины"

План-конспект урока по технологии(мальчики) в 5 классе на тему "Сверление отверстий в деталях из древесины"...

Презентация по теме: "Сверление отверстий в деталях из древесины"

Презентация по теме: "Сверление отверстий в деталях из древесины"  для уроков технология в 5 классе....

Сверление отверстий в деталях из древесины.

Презентация к уроку технологии.Индустриальные технологии.5 класс....

Урок технологии по теме "Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины" 6 класс

Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления....

Урок на тему: "Сверление отверстий в деталях из древесины", 5 класс

Урок разработан по новым стандартам 2010 г. (по ФГОС). Данный урок позволит учащимся научиться выполнять столярную операцию сверления, а также они узнают что такое "сверление" и какие инструменты и пр...

Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»

В материалах представлена развёрнутая технологическач карта  урока и презентация к уроку...

Тест 5 класс по теме:Сверление отверстий в деталях из древесины

Тест 5 класс по теме:Сверление отверстий в деталях из древесины...