Рабочая программа по черчению - 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Тарбаев Бато-Мунхэ Гомбоевич

Рабочая программа по черчению для 8  классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы  общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса: Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб.-М.: АСТ: Астрель, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_cherch_8.doc207 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ

«Рассмотрено» на заседании МО учителей_________________

Руководитель МО

_________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

Цыремпилова Б.Ц.

«____»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор БГ №29

Б. К. Ширапов

Приказ № _____ от «_________

2018г.

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По черчению

для 8 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработал: Тарбаев Б-М. Г.,
учитель высшей квалификационной категории

Улан-Удэ

2018

  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

 федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

Рабочая программа по черчению для 8  классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы  общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса: Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб.-М.: АСТ: Астрель, 2017.

Цели и задачи курса

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте, элементам графической культуры и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием. Овладев базовым курсом в 8 - 9 классах, учащиеся должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

Задачи:

  • Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
  • Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
  • Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
  • Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
  • Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
  • Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу.

 

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.     

Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9  классе по 1 часу в неделю).

2. Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся должны знать:

приемы работы с чертежными инструментами;

простейшие геометрические построения;

приемы построения сопряжений;

основные сведения о шрифте;

правила выполнения чертежей;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

анализировать графический состав изображений;

выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


3.Учебно-тематический план

№ урока

Дата

Тема урока

Контроль

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

Выполнение требований стандарта

Практическая часть

Знания

Умения

План

Факт

№1. Правила оформления чертежей  (6 ч)

1

Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.

 

Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими.

Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др.  Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских  изобретателей в развитие чертежа.

Ответы на вопросы

2

Правила оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. Понятие о государственных стандартах.

Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.

Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.

Показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.

 

Подготовка формата (рамка, графы основной надписи) к работе № 1

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа».

На листе формата А4  вычертить рамку и графы основной надписи по размерам. Провести различные линии и окружности.

Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами.

Выполнение графической работы № 1 «Линии»

4

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв

Изучение по таблице  или по

рис. 25 учебника конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей

Дать общие сведения о шрифте для надписей на чертежах

Заполнение основной надписи в работе № 1

5

Сведения о нанесении размеров. Применение и  обозначение масштаба.

Назначение размеров на чертежах.

Линейные и угловые размеры.

Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.

Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.

Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.

Назначение масштаба при изображении деталей, запись  масштаба на чертеже.

Дать знания по теме «Нанесение размеров на чертежах»

 Ознакомление со стандартами масштабов.

 Научить практическому применению масштабов

Упражнения на нанесение размеров

6

Графическая работа №2 «Чертеж плоской детали».

Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали.

Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами.

Выполнение чертежа детали по половине изображения

№2. Способы проецирования (10 ч)

7

Общие сведения о способах проецирования.

Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций,  центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.

Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения

чертежей, используемых в черчении.

Развивать пространственные представления и пространственное мышление

Построение проекций предмета по наглядному изображению

8

Прямоугольное проецирование. Проецирование на три плоскости проекций.  

Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами.

Выполнение изображений предметов на двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях.

Решение задач на дочерчивание проекций, равнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Название проекций, полученных при проецировании на 3 плоскости проекций и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. Что дает применение местного вида.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Построение 3-х проекций на плоскости.  Практическая работа №3 «Моделирование по чертежу». (Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов)

10

Получение и построение аксонометрических проекций.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций.

Научить пользоваться линейкой и угольником при построении осей

Построение диметрическойи изометрической проекций плоских фигур

11

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

Правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов.

Научить стоить плоскогранные предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал.

Построение аксонометрических проекции предметов плоскогранной формы

12

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Построение изометрической проекции окружности: проецирование окружности в эллипс, приемы построения овала, вписанного в ромб, — показ на доске, рассмотрение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей

Научить стоить аксонометрию окружности.

Построение окружности в изометрии

13

Технический рисунок.

Форма предметов на техническом рисунке выявляется с помощью приемов оттенения, что придает изображаемому предмету необходимую наглядность. В учебной практике технические рисунки могут использоваться в решении различных графических задач, заменяя аксонометрические проекции предметов.

Понятие о техническом рисунке Правила и последовательность выполнения рисунка.

Использование способов передачи объема предметов для  придания  техническому  рисунку  наглядности

Выполнение технических рисунков деталей

14

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

№1. Способы проецирования

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на  геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Дать определение основным геометрическим телам, как они отображаются  на плоскостях проекции.

Анализ геометрической формы модели, решение занимательных задач

15

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Для построения профильных проекций точек  используют постоянную прямую чертежа

Научить строить проекции элементов предмета. Показать как они отображаются на плоскостях проекции.

Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу

16

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек.

Отработать навыки построения и нахождения граней, ребер и точек предмета.

Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета

№3 Чтение и выполнение чертежей (16 ч)

17

Порядок построения изображений на чертежах

Обоснование  необходимости  анализа  геометрической формы предмета при построении его чертежа. Построение вырезов на геометрических телах.

Познакомить со способами построения изображений на основе анализа формы предмета.

Проведение недостающих на чертеже линий и построение третьего вида

18

Построение вырезов на геометрических телах.

19

Графическая работа №5 «Построение третьей проекции по двум данным».

Построение третьего вида по двум данным.

Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Развивать логическое мышление по средствам решения творческих задач по данной теме. Воспитание аккуратности и точности в работе.

Построение третьего вида по двум данным

20

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Использование анализа геометрической формы детали с целью определения количества необходимых размеров для нанесения на чертеже

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Использование знаков квадрата.

Решение задач на построение чертежей с нанесением размеров

21

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.  Сопряжения

Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.

Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника. Сопряжение: определение, примеры на чертежах, построение на доске сопряжения двух прямых (скругление угла), нахождение центров, точек и радиусов сопряжений

1.Научить делить окружности на равные части

2. Развивать наблюдательность, умение мыслить логически.

3.Воспитывать внимательность и аккуратность в выполнение чертежей.   Научить  применять ранее изученные способы графических построений.

Развивать навыки работы с циркулем.

Выполнение упражнений на деление окружности на равные части. Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений

22

Графическая работа №6 «Чертежи деталей (с использованием геометрических построений , в том числе сопряжений»

Выполнить по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей.

Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля для графических построений.

Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построении, в т. ч. сопряжений

23

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

Для выполнения по чертежу развертки предмета необходимо сначала определить его геометрическую форму, размеры и пр., т.е. — прочитать чертеж.

Научить методом анализа раскладывать геометрические тела на фигуры их образующие.

Выполнение развёртки геометрических тел

24

Порядок чтения чертежей деталей.

Последовательное чтение чертежа.

Научить  представлять предмет по плоским изображениям.

Определение габаритных размеров.

Устное чтение чертежей

25

Практическая работа №7 «Устное чтение чертежа».

Что означает понятие «чтение чертежа»; какую информацию несет основная надпись; в какой последовательности нужно читать заданные изображения (виды); какие отличительные особенности изображений детали позволяют устанавливать ее геометрическую форму; какова суть анализа геометрической формы детали; какие условные знаки и надписи помогают выявить форму детали в целом и ее частей; как узнать размеры детали и ее элементов по чертежу

Закрепление  ранее изученного материала. Выполнение практической работы № 7 — устное чтение чертежей (с. 115 учебника).

Устное чтение чертежей

26

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)»

Выполнить чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке.

Обобщение ранее полученных знаний.

Отработать навыки построений эскизов и технических рисунков.

Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы

27

Выполнение эскизов деталей.

К эскизам относятся чертежи, предназначенные для разового использования на производстве.

Изображение на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций на глаз.

1.        Обобщение знаний учащихся об эскизах.

2.        Уточнение понятий  «эскиз»,   «чертеж»,  назначение эскизов.

3.        Требования к эскизам.

4.        Инструменты для обмера деталей.

5.        Последовательность выполнения эскиза.

6.        Использование условных знаков, обозначений.

7.        Проверка эскиза

Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению

28

29

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок детали»

Выполнение с натуры эскиза детали в необходимом количестве видов с нанесением основных размеров

1.        Повторение знаний учащихся об эскизах.

2.        Уточнение понятий  «эскиз»,   «технический рисунок»,  назначение эскизов.

3.        Требования к эскизам.

и техническим рисункам

 6.        Использование условных знаков, обозначений.

Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры

30

Графическая работа №10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования».

Работа может быть выполнена по условию, предложенному в учебнике (одно или несколько заданий — рис. 156— 159).

Дать понятие «конструирование» и «реконструкция»

Отработать на практике приемы реконструкции деталей.

Выполнение эскизов деталей с элементами конструирования

31

32

Графическая работа №11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета».

По аксонометрической проекции или с натуры построить чертеж одного из предметов в необходимом количестве видов.

Закрепление ранее полученных знаний.

Отработка навыков работы с чертежными инструментами.

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции

33

34

Обобщение знаний

Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний.

Закрепление ранее полученных знаний.

Отработка навыков работы с чертежными инструментами.

Построение проекций

геометрических фигур и предметов со срезами, разверток, решение задач на преобразование, чтение схем,

выполнение

изображений из области

художественно-прикладной графики

 


4. Содержание тем учебного курса

 

(34 ч, по 1 ч. в неделю)

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы

инструментами. Организация рабочего места.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.     Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (10 ч.)

 Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (18 ч.)

 Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ГРАФИЧЕСКИХ  РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)

 

1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.

4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.

5. Календарно-тематический план

8 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Учебный предмет  «Черчение».

1

 

  1. Правила оформления чертежей (5 ч.)

2

Правила оформления чертежей.

1

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

1

4

Сведения о чертёжном шрифте

1

5

Сведения о нанесении размеров

1

6

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

1

  1. Способы проецирования (10 ч.)

7

Общие сведения о способах проецирования

1

8

Прямоугольное проецирование. Проецирование  на три плоскости проекций

1

9

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

10

Получение и построение аксонометрических проекций.

1

11

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

12

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

13

Технический рисунок.

1

14

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

15

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

1

16

Графическая работа №4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

1

  1. Чтение и выполнение чертежей предметов (18ч.)

17

Порядок построения изображений на чертежах

1

18

Построение вырезов на геометрических телах

1

19

Графическая работа №5 «Построение третьей проекции по двум данным».

1

20

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

21

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Сопряжения.

1

22

Графическая работа №6 «Чертежи деталей (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)».

1

23

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

24

Порядок чтения чертежей деталей.

1

25

Практическая работа №7 «Устное чтение чертежей».

1

26

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».

1

27,

28

Выполнение эскизов деталей.

2

29

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

1

30

Графическая работа №10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования»

1

31,

32

Графическая работа №11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета»

2

33,

34

Обобщение знаний

2

Итого:

34

  1. Контроль уровня обученности.

Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Контрольно-измерительные материалы по черчению

№1 Тест по теме «Способы проецирования»

Часть А

1. Проецирование называется центральным, если:

        а) проецирующие лучи исходят из одной точки;

        б) проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью прямой угол;

        в) проецирующие лучи попадают в одну точку на плоскости.

2. В косоугольной фронтальной диметрической проекции ось Y распологается к горизонтали под углом:

        а) 90 градусов;

        б) 45 градусов;

        в) 30 градусов.

3. Назовите аксонометрическую проекцию, в которой по всем осям откладываются действительные размеры:

        а) косоугольная фронтальная диметрическая проекция;

        б) прямоугольная изометрическая проекция.

4. В прямоугольной изометрической проекции угол между осью Х (или осью Y) и горизонталью составляет:

        а) 45 градусов;

        б) 120 градусов;

        в) 30 градусов.

5.В диметрической проекции размеры уменьшаются в два раза по оси:

        а) Y;

        б) Х;

        в) Z.

Часть В

1. Соотнесите изображение и способ проецирования:

     

        1) косоугольное;

        2) центральное;

        3) прямоугольное.

2. Соотнесите изображение проекции предмета, обозначенной цифрой с направлением проецирования, обозначенным буквой:

3. Выберете правильное обозначение осей в диметрической проекции:

а)          б)       в)

4.В прямоугольной изометрической проекции угол между аксонометрическими осями составляет:

        а) 30 градусов;

        б) 45 градусов;

        в) 90 градусов;

        г) 120 градусов.

5. Во фронтальной диметрической проекции угол между осями Х и У составляет:

        а) 30 градусов;

        б) 45 градусов;

        в) 90 градусов;

        г) 120 градусов;

        д) 135 градусов.

Часть С

Дополните изображение детали, выполненной в диметрической проекции:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...