Рабочая программа по черчению - 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Тарбаев Бато-Мунхэ Гомбоевич

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы  общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса: Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб.-М.: АСТ: Астрель, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_cherch_9.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ

«Рассмотрено» на заседании МО учителей_________________

Руководитель МО

_________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

Цыремпилова Б.Ц.

«____»____________2018г.

«Утверждаю»

Директор БГ №29

Б. К. Ширапов

Приказ № _____ от «_________

2018г.

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По Черчению

Для 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Разработал(а):_Тарбаев. Б-М  .Г_
категории

Улан-Удэ

2018

  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

 федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы  общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса: Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб.-М.: АСТ: Астрель, 2017.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие  препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть  усваиваемого учебного материала школьных предметов  представлена в вербальной форме.      

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах, для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

Основные положения

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
  3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждениях, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала. 

Структура программы

 Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.     

Программа рассчитана на 34 учебных часов (  по 1 часу в неделю).

Цели и задачи курса

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте, элементам графической культуры и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием. Овладев базовым курсом в 8 - 9 классах, учащиеся должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий. Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.

Задачи:

  • Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
  • Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами.
  • Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также простейшие электрические и кинематические схемы.
  • Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
  • Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
  • Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

условные обозначения материалов на чертежах;

основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

Учащиеся должны уметь:

правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.


  1. Учебно-тематический план.

№4. Обобщение сведений  о  способах проецирования  (1 ч.)

1

Общие сведения о способах проецирования

Повторение теоретического материала по темам: «Проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции»

а) Актуализация знаний, полученных в VIII классе; подготовка учащихся к восприятию нового материала;
б) Усвоение навыков коллективной работы при фронтальном решении познавательных задач;
в) Развитие пространственных представлении и пространственного мышления школьников

Обобщение сведений о способах проецирования

№5. Сечения и разрезы (14 ч)

2

Сечения. Назначение, классификация сечений

Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений

а) Понятие о сечении как изображении, назначение сечении, их классификация;
б) Формирование интереса к учению;
в) Развитие технического и образного мышления

Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений

3

Сечения. Правила выполнения сечений.

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения»

а) Закрепление умений и навыков по построению и обозначению сечений;
б) Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать - свою практическую деятельность;
в) Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач

Правила выполнения и обозначение сечений.

4

Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений».

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения»

а) Проверка качества усвоения материала по теме;
б) Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие пространственных представлений, пространственного мышления школьников

Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений».

5

 Простые разрезы.

Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы».

а) Знакомство школьников с правилами обозначения простых разрезов, формирование понятия о местном разрезе;
б) Воспитание аккуратности и четкости при выполнении графической работы;
в) Развитие пространственных представлений и пространственного мышления

 Простые разрезы.

6

Обозначение простых разрезов. Местный разрез

Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез

Обозначение простых разрезов. Местный разрез

7

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов

а) Понятие о разрезах, знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов;
б) Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждении;
в) Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач

Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов

8

Соединение части вида с частью разреза

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза

а) Знакомство с правилами соединения части вида с частью разреза, особенностями обозначения разрезов и условностями, принятыми в таких случаях;
б) Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания;
в) Развитие логического мышления учащихся

Соединение части вида с частью разреза

9

Разрезы в аксонометрических проекциях.

№2. Сечения и разрезы

Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза. Построение разрезов.

а) Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной практике.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа.

в)  Научить самостоятельно, создавать новое, конструируя и находя рациональные решения путем изменения формы детали на основе анализа прототипа.

Закрепление знаний о разрезах

10

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением

необходимого разреза».

Повторение теоретических положений по теме «Разрезы»

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 13 «Эскиз детали с выполнением

необходимого разреза».

11

Особые случаи разрезов.

Сведения о случаях, если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости).

а) Познакомить с правилами соединения половины вида и половины разреза; сформировать навыки построения изображения содержащего соединение вида и разреза;

б) воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Особые случаи построения разрезов.

12

Графическая работа №14 «Чертеж детали с применением разреза».

Повторение  знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции»

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 14 «Чертеж детали с применением разреза».

13

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

Правильное определение необходимого количества видов, полностью выявляющее форму предмета. Применение условностей и упрощений на чертеже в соответствии с ГОСТОМ.

а) Способствовать развитию пространственных представлений.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения.

в)  Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения.

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

14

Графическая работа №15 «Устное чтение чертежей».

Повторение сведений о процессах чтения чертежа:

 а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней;

 б) чтение изображений — виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже;

в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей;

г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов;

е) чтение размеров и др. надписей.

а) Познакомить с правилами чтения чертежа

б) Воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) Развитие речи, памяти, мышления.

Практическая работа № 15 «Устное чтение чертежей».

15

Графическая работа №16 «Эскиз с натуры».

Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения.

а) Закрепление навыков выполнения разрезов;
б) Формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 16 «Выполнение эскиза детали с натуры с применением разрезов».

№6. Сборочные чертежи (12 ч)

16

Сбор.чертежи. Общие сведения о соединениях деталей.

Общие понятия о соединении деталей. Виды соединений детали: разъемные, неразъемные — общие сведения, примеры, назначение, характеристика.

а) Познакомить с видами соединений сформировать навыки построения изображений.

б) Воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) Развитие речи, памяти, мышления.

Общие сведения о соединениях деталей.

17

Сбор.чертежи. Изображение и обозначение резьбы.

Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

а) Познакомить с видами резьбовых соединений сформировать навыки построения изображений резьбы.

б) ) Формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Изображение и обозначение резьбы.

18

Графическая работа №16 «Эскиз  резьбового соединения».

Выполнить чертеж резьбового соединения, используя упрощения применяемые стандартом.

Формирование навыков самостоятельной работы;
б) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 16 «Чертеж  резьбового соединения».

19

Сбор.чертежи. Общие сведения о штифтовых и  шпоночных соединениях.

Изображения шпоночных и штифтовых соединений.  Получение новых знаний путем создания проблемной ситуации и активизации мышления школьников для формулирования и решения проблемных задач.

 Развитие способностей учащихся к самообразованию; речемыслительной деятельности при выдвижении и обсуждении гипотез; интеллектуальных способностей на уровне анализа и синтеза основных понятий; развитие любознательности, наблюдательности. сообразительности; образного мышления и технического кругозора, в т.ч. с опорой на жизненный практический опыт школьников.

в) Воспитание культуры общения, речи (в т.ч. с использованием специальной предметной терминологии).

Шпоночные и штифтовые соединения.

20

Графическая работа №17 «Чертежи шпоночного соединения и вала»

Построение сборочного чертежа с применением математического расчета

А) закрепление навыков в выполнении сборочных чертежей

Б) Формирование навыков самостоятельной работы

В) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа №17 «Чертежи шпоночного соединения и вала»

21

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах.

Определение понятия «сборочный чертеж». Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения   на   сборочных   чертежах.    Особенности применения разрезов на сборочных чертежах, штриховка смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

а) Познакомить с общими сведениями о сборочном чертеже

б) Воспитание навыков коллективного обсуждения, самостоятельной работы;

в) Развитие речи, памяти, мышления.

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах.

22

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей

а) Закрепление знаний о сборочном чертеже

б) Воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) Развитие речи, памяти, мышления.

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

23

Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей»

Чтение сборочного чертежа по индивидуальным заданиям.

а) Закрепление знаний о сборочном чертеже

б) Воспитание культуры речи, ее логического построения.

в) Развитие  памяти, мышления.

Графическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей»

24

Понятие о деталировании.

Суть процесса деталировании.

Сформировать у учащихся понятие «деталирование», закрепить знания по чтению сборочных чертежей.

Понятие о деталировании

25

Графическая работа №19 «Деталирование»

Чертеж  детали по чертежу изделия

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц;
б) Формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 19 «Деталирование»

26

Практическая работа №20 «Решение творческих задач с элементами конструирования»

Чертеж детали с

 применением элементов реконструкции.

а) Способствовать развитию пространственных представлений.

б) Научить анализировать форму и конструкцию предметов, и их графические изображения.

в)  Научить самостоятельно, определять главный вид и количество изображений, используя условности и сокращения.

Практическая работа № 20 «Решение творческих задач с элементами конструирования»

27

Контрольная работа «Сборочные чертежи»

№3. Сборочные чертежи

Построение сборочного чертежа

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц;
б) Формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Построение сборочного чертежа

№7. Чтение строительных чертежей (4 ч)

28

Основные особенности строительных чертежей.

Изображения на строительных чертежах.

Правила выполнения и оформления строительных чертежей.

а) Дать понятие об архитектурно-строительных чертежах, их Назначении.

б) Научить отличать строительные чертежи от машиностроительных.

Основные особенности строительных чертежей.

29

Условные изображения на строительных чертежах.

Изображение условных элементов, применяемое в строительных чертежах.

а) Отработка навыков выполнения строительных чертежей и изображение внутреннего оборудования;
б) формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления.

Условные изображения на строительных чертежах.

30

Порядок чтения строительных чертежей.

Чтение строительного чертежа, используя схему.

а) Познакомить с правилами чтения строительного чертежа

б) Воспитание навыков коллективного обсуждения;

в) развитие речи, памяти, мышления.

Порядок чтения строительных чертежей.

31

Графическая работа №21 «Чтение строительных чертежей».

Графическая работа №21 «Чтение строительных чертежей».

№8. Контрольная работа (1 ч)

32

Графическая работа №22 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

№4  Контрольная графическая работа

Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия.

а) Отработка навыков выполнения чертежей сборочных единиц соблюдая правила ГОСТА;
б) Формирование навыков самостоятельной работы;
в) Развитие навыков логического мышления

Графическая работа № 22 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

№9. Резервное время (2 ч)

33

34

Выполнение чертежей по проекционному и машиностроительному черчению

Обзор различных графических изображений.

а) Дать понятие об разновидностях графических изображений и  их назначении.

б) Научить различать графические изображения.

Обзор разновидностей графических изображений.


  1.  Содержание  тем учебного курса

          

(34 ч., по 1ч. в неделю)

ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1 ч.)

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

СЕЧЕНИЯ  И  РАЗРЕЗЫ (14ч.)

  Сечения. Назначение, классификация сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

 Разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез. Назначение разрезов. Различия между разрезами и сечениями.  Правила выполнения разрезов. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и. профильные). Соединения части вида с частью разреза. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и  ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (12 ч.)

 Чертежи типовых соединений деталей (8 ч.). Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий (4 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 ч.)

 Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1 ч.)

Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (2 ч.)

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ГРАФИЧЕСКИХ  РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)

9  КЛАСС

1. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.

2. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

3. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.

4. «Деталирование» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей.

5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.

6. Контрольная работа (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.

 

 

  1. Календарно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

План

Факт

1

Общие сведения о способах проецирования.

1

06.09

  1. Сечения и разрезы (14 ч.)

2

Сечения. Назначение, классификация сечений

1

13.09

3

Сечения. Правила выполнения сечений

1

20.09

4

Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений».

1

27.09

5

Простые разрезы.

1

04.10

6

Обозначение простых разрезов

1

11.10

7

Соединение части вида с частью разреза.

1

18.10

8

Разрезы в аксонометрических проекциях.

1

25.10

9

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза».

1

08.11

10

Особые случаи разрезов.

1

15.11

11

Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»

1

22.11

12

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

1

29.11

13

Графическая работа №15 «Устное чтение чертежей»

1

06.12

14

Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»

1

13.12

II. Сборочные чертежи  (12 ч.)

16

Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей.

1

20.12

17

Сборочные чертежи. Изображение и обозначение резьбы.

1

27.12

18

Графическая работа «Эскиз резьбового соединения»

1

17.01

19

Сборочные чертежи. Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях.

1

24.01.

20

Графическая работа  «Чертежи шпоночного соединения и вала».

1

31.01.

21

Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Разрезы на сборочных чертежах.

1

07.02.

22

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

14.02

23

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»

1

21.02

24

Понятие о деталировании.

1

28.02

25

Графическая работа «Деталирование»

1

07.03

26

Практическая работа «Решение творческих задач с элементами конструирования»

1

14.03

27

Контрольная работа «Сборочные чертежи»

1

21.03

III. Чтение строительных чертежей (4ч.)

28

Основные особенности строительных чертежей.

1

04.04

29

Условные изображения на строительных чертежах

1

11.04

30

Порядок чтения строительных чертежей

1

18.04

31

Графическая работа «Чтение строительных чертежей»

1

25.04

32

IV. Контрольная графическая работа «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы»

1

02.05

V. Резервное время (2ч)

33, 34

Выполнение чертежей по проекционному и машиностроительному черчению

2

16.05

23.05

Итого:

34

 

  1. Контроль уровня обученности.

Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Контрольно-измерительные материалы по черчению

 №2 Тест по теме «Разрезы и сечения».

  1. Контур наложенного сечения обводят:

      А) сплошной тонкой линией

      Б) сплошной толстой основной линией.

2. контур вынесенного сечения обводят:

        А) сплошной тонкой линией      

      Б) сплошной толстой основной линией

3.металы и их сплавы штрихуют:

А) наклонной тонкой линией под углом 45

Б) сетчатой штриховкой

4. толщина разомкнутой линии равна:

А) толщине линий контура деталей

Б) половине толщины линий контура деталей

В) полторы толщины линий контура деталей

5. если вынесенное сечение симметрично и располагается на продолжении секущей, то секущую плоскость и соответствующее сечение

                А) обозначают

                Б) не обозначают

6. секущую плоскость обозначают только разомкнутыми линиями в случае:

                А) наложенного симметричного сечения

                Б) наложенного несимметричного сечения

7. если деталь имеет одну плоскость симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то плоскость и разрез:

                А) обозначают

                Б) не обозначают

8. в случае соединения вида с частью  разреза, границей вида  и разреза является:

                А) ось симметрии

                Б) волнистая тонкая линия

9. при соединении ½ вида  и ½ разреза  границей вида и разреза является:

                А) ось симметрии

                Б) волнистая тонкая линия

10. при соединении ½ вида и1/2 разреза вид располагают:

                А) слева

                Б) справа

11. местный разрез ограничивают:

                А) линией контура

                Б) волнистой тонкой линией

12.Тонкую стенку (ребро жесткости) заштриховывают, если секущая плоскость проходит:

                А) вдоль ребра

                Б) поперек ребра

13. в случае точеной детали, при соединении 1/2 вида и ½ разреза вид располагают:

                А) сверху

                Б) снизу

Ключ к тесту:

1. –А                                   «5» - 13 -12 правильных

2. – Б                                                ответов

3. –А

4. – В                                   « 4» - 11 -10 правильных

5. – Б                                                  ответов  

6. – Б

7. – Б                                    «3» - 10 -8 правильных

8. – Б                                                 ответов

9. – А

10. – А                                  «2» - меньше 8.

11. – Б

12. – Б

13. – А

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...