Технологическая карта урока по Лоскутному шитью
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему

Губина Елена Витальевна

Урок - практическая работа по Лоскутному шитью "Пэчворк", Уроку предшествует Теоретическая часть об истории возникновения лоскутного шитья, инструменты и материалы, необходимые для создания изделий в этой технике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

По «Лоскутному шитью» ВЦО, 6 класс, 2018г.

Учитель технологии  Губина Елена Витальевна

УМК     Технология:  учебник «Технология», Рукоделие, Кожина О.А., издательство «Дрофа» 2014г.

Тема урока:  «Чудеса из лоскутов»

Цель урока:  

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса и фантазии учащихся, при создании эскиза изделия из лоскутной мозаики  в технике квадратов или полосок с последующим выполнением раскроя ткани и частичной сборки блока.

Планируемые результаты урока:

  1. Знание истории лоскутного шитья, основных инструментов для работы с лоскутной техникой, приемов ВТО, используемых при сборке изделия.
  2. Научиться составлять алгоритм выполнения практической работы по инструкционным картам, анализировать изученный материал.
  3. Научиться распределять роли каждого члена команды в соответствии с его интересами и возможностями
  4. Раскрой элементов блока и его сборка.
  5. Создание эскиза изделия, которое планируется в дальнейшем выполнить из приготовленных блоков.
  6. Рассказ о планируемом дальнейшем применении изделия и его актуальности.
  7. Развитие личной аккуратности и эстетического вкуса ребенка
  8. Умение оценить свою работу, работу каждого члена группы и работу одноклассников.

Тип урока: Закрепление изученного + самостоятельная работа (в группах)  Репродуктивный урок частично с проблемными вопросами

Методы обучения:

Основной – формирование положительной учебной мотивации путем стимулирования интереса и личной заинтересованности

Проблемно-поисковый

(частично) Метод проектной деятельности

Метод самоконтроля

Самооценка и оценка товарищей

Дополнительный – ИКТ -Презентация

наглядные пособия

инструкционные карты

Средства обучения:

Учебник, компьютер, проектор, экран, наглядные пособия (инструкции по изготовлению данного вида блока)

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

Организационный момент

Словесный

Приветствие, Проверка присутствующих на уроке

Проверка  готовности к уроку

Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих, готовят рабочие места

Самоорганизация, умение организовать рабочее место

Метод самоконтроля

Актуализация знаний и умений

 Введение в тему урока

Личностно-ориентированный

Создаю творческую, духовную атмосферу  - раздаю стихи о лоскутном шитье, пока дети готовятся к их декламации, рассказываю притчу о «Лоскутном шитье». Помогаю проанализировать услышанное, направляю на подведение выводов

 Читают стихи о «лоскутном шитье», обсуждают актуальность данной техники для каждого человека в современном мире, делают выводы, что эта техника может рассказать как о жизни отдельного человека, так и целой семьи, может украсить любой интерьер, поможет сберечь семейные ценности и бюджет  

Рассуждение на тему важности семейных традиций и общения людей, в современном мире, умение  формулировать выводы (определить нужность и актуальность данного урока)

Стимулирование интереса, включение в работу путем личной заинтересованности

Повторение пройденного материала

Наглядно-словесный с частично -проблемными вопросами

Задаю вопросы об истории лоскутного шитья, об основных видах ВТО, применяемых в лоскутной технике

Показываю наглядные образцы и задаю  вопросы по основным видам техники

Повторяют изученный материал

 Отвечают на вопросы

 Делают выводы о содержании будущей практической работы

Понимание  изученного материала

Умение использовать представленную информацию в текстовой, изобразительной, схематичной и модельной форме

Фронтальный и индивидуальный,  взаимоконтроль

Практическая работа

1 Урок

Регулятивный – деление на группы и распределение ролей каждого члена.

Проблемно-поисковый – анализ инструкционной карты

Помогаю в равномерном делении на группы

Раздаю инструкционные карты - каждой группе свою,

Помогаю в создании позитивной обстановки, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Делятся на 3 группы.

Читают инструкции

Выясняют технологию сборки своего блока по инструкционной карте

Распределяют роли каждого члена группы

Составляют эскиз блока

Готовят необходимые шаблоны

Подбирают ткань

Умение распределить роли в группе

Умение планировать свою деятельность, действовать по плану

Умение применить логическое мышление, понимать содержание инструкционных карт.

Умение сделать шаблон.

Умение подобрать ткань в соответствии с фактурой и цветом

Самопроверка –  сравнивают с образцами на доске, взаимопроверка – проверяют и оценивают работу друг друга

Практическая работа

2 Урок

Метод практического  обучения

Метод творческих  проектов

Контролирую работу групп.

Даю пояснения в практической работе. Консультирую при создании эскиза

Поясняю сложные моменты в создании презентации.

Направляю деятельность групп на подведение итогов урока

Производят раскрой частей своего блока (каждая группа)

Производят сборку блока машинным способом   Составляют эскиз готового изделия (каждая группа)

Объясняют его назначение и актуальность  - мини презентация (каждая группа)

Коммуникативные – умение договариваться, распределять обязанности,

Личностные – умение работать с тканью и швейной машиной

Личностные -умение делать презентацию.

Познавательные – актуализировать имеющиеся знания

Оценка участия каждого члена команды в общей работе

Рефлексия

Деятельностная рефлексия, эмоциональная рефлексия

Раздаю лист рефлексии

Задаю вопросы что получилось, что не получилось

Создаю атмосферу сотрудничества и желания продолжения дальнейшего обучения

Заполняют лист рефлексии

Проводят анализ своей собственной работы и   работы членов группы.  

Умение адекватно оценивать свою работу и работу товарищей.

Умение находить ошибки в своей работе  Умение ставить цели и добиваться их.

Умение логично и  понятно излагать свои мысли

Самооценка – что я узнал и почувствовал на уроке, оценка группы  - что получилось, что нет, Оценка других групп



Предварительный просмотр:

ОДЕЯЛО

Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосилось…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!

Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!

Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.

Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..

Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!

...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!

Мария Федоренкова

Зимою одиночество настало.
Чуть поразмыслив, ты берешься шить
Лоскутное цветное одеяло,
Боясь до смерти душу застудить.

Там, где конец, и прячется начало.
Под самым сердцем, где всегда теплей,
Хранятся лоскутки для одеяла –
Осколки счастья, нежности, страстей.

Обрывки встреч и необыкновенных взглядов
Сшивает прочно шелковая нить.
Сомненья чередуешь ты и радость,
Судьбы узор стараясь уловить.

Кто помнит, кто любил и любит снова –
Источник драгоценного тепла.
Ты пришиваешь письма, танцы, голос,
Что память по теченью принесла.

Ты шьешь, латая ловко все изъяны.
Как много нам судьбой припасено!
Как радости залечивают раны,
Цветной узор слагается в руно.

То, что твое, отнять не может время.
Судьбы улыбки – вечное тепло.
Как зайчик солнечный крадется среди тени,
В твой дом нежданно лето забрело.

  Наталия Иванова

Я лоскутное шью одеяло 
Из озер, рек, травинок и тучек. 
Шью такое, каких не бывало, 
Чтобы мир стал нарядней и лучше. 
За стежком шью стежок кропотливо. 
Солнце – верный помощник мой светит. 
Я стараюсь, чтоб было не криво, 
И не смог разорвать его ветер. 
У природы расцветки, что надо, 
Много зелени и голубого. 
Есть вкрапленья цветущего сада 
И чего-то давно дорогого. 

Я лоскутное шью одеяло. 

Подмигнули мне с ткани цветочки. 
Я в единое ловко спаяла 
Слишком разные эти кусочки. 

Зинаида Маркина

Собрать бы жизни яркие кусочки

И сшить огромный пестрый парашют,

И им накрыться, в очень тихой точке

Где нет врагов, и где друзья живут.

Пришить судьбы красивые моменты

И завязать на счастье узелки,

Из жизни выбрать добрые фрагменты,

А грустные изрезать на клоки.

Наверное, вот так мечтает каждый,

Взглянув на пройденный по жизни путь,

Жалея, что нельзя однажды

Исправить что-то и назад вернуть.

Надежда Сытник



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ

И УСПЕХОВ

  1. Тема урока мне   была   (понятна)           (непонятна)     -    выбери, подчеркни

2)   На уроке я (усвоил) или (не усвоил) основные виды техники «Пэчворк» -   выбери,  подчеркни

      3)   В группе мне было работать (комфортно)                   (некомфортно)     -  выбери,  подчеркни

      4)   Ты узнал на уроке что-то для себя интересное?   (да)                 (нет)     -  выбери,  подчеркни

      5)  Что у тебя получилось на уроке?  _________________________________________________

      6)  Что у тебя не получилось на уроке?_______________________________________________

      7)  Что бы ты хотел, чтобы тебе поручили в твоей группе?_______________________________

      8) Как ты оцениваешь свою работу на этом уроке ___________________,   обоснуй свою оценку

      9) Как работала группа в целом? Оцени ________________________, обоснуй оценку

КАРТОЧКА ДОСТИЖЕНИЙ

И УСПЕХОВ

1) Тема урока мне  была  (понятна)         непонятна)     -    выбери, подчеркни

2)   На уроке я (усвоил) или (не усвоил) основные виды техники «Пэчворк» -   выбери,  подчеркни

      3)   В группе мне было работать (комфортно)                   (некомфортно)     -  выбери,  подчеркни

      4)   Ты узнал на уроке что-то для себя интересное?   (да)                 (нет)     -  выбери,  подчеркни

      5)  Что у тебя получилось на уроке?  _________________________________________________

      6)  Что у тебя не получилось на уроке?_______________________________________________

      7)  Что бы ты хотел, чтобы тебе поручили в твоей группе?_______________________________

      8) Как ты оцениваешь свою работу на этом уроке ___________________,   обоснуй свою оценку

      9) Как работала группа в целом? Оцени ________________________, обоснуй оценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Презентация к уроку технологии "Лоскутное шитье", 6 класс

Презентация является приложением к уроку «Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства», цель которого создать условия для формирования интереса обучающихся к расшир...

Технологическая карта урока "Лоскутное шитье. Подбор материалов и раскрой деталей"

Предмет: ТехнологияКласс: 5Тип урока:  Получения и первичного закрепления знаний....

технологическая карта урока История лоскутного шитья

Технологическая карта урока "История лоскутного шитья" разработана в соответствии требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС "Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия"

Разработана технологическая карта, опирающаяся на авторскую презентацию «Лоскутное шитье: планирование и изготовление изделия» ,авторскую методическую разработку «Наглядно-демонстрационный метод прове...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема урока: «Лоскутное шитье»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме "Лоскутное шитье". Рабочая программа 5-9 классы/ А.Т.Тищенко, Н.В.синица. - М.: Вентана-Граф, 2017. Раздел программы "Материаль...