Технологическая карта урока "Лоскутное шитье. Подбор материалов и раскрой деталей"
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Микрюкова Елена Евгеньевна

Предмет: Технология

Класс: 5

Тип урока:  Получения и первичного закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5klass_hudozhestvennye_remesla.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Микрюкова Елена Евгеньевна

Предмет: Технология

Класс: 5

Тип урока:  Получения и первичного закрепления знаний.

Тема

Лоскутное шитье. Подбор материалов и раскрой деталей.

Цель

Развитие творческого мышления и воображения через подбор материалов для лоскутного изделия.

Задачи

Образовательные: Ознакомить учащихся с понятием лоскутное шитьё; с правилами подбора и подготовки тканей к работе; основными узорами в лоскутном шитье; сформировать навыки подбора лоскутков по цвету, рисунку и фактуре; закрепить материал предыдущего урока.

Развивающие:  развить у учащихся творческие способности, познавательную активность художественное воображение, креативное мышление, внимательность; приобретать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; развивать общеучебные умения, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

Воспитательные:  воспитать аккуратность, самостоятельность; воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы; ответственности за свою работу;  эстетический и художественный вкус;  стремление доводить свою работу до конца, бережное отношение к материалам, способствовать формированию коммуникативных качеств.

УУД

Познавательные

самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера; извлекать необходимую информацию, полученную из разных источников; анализировать и  сравнивать объекты

Личностные

использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия, воспитывать эстетический вкус

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе 

Регулятивные

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

Планируемые результаты

Знания: об истории и возможностях лоскутного шитья (лоскутное шитье, как вид ДПИ)

Умения: подбирать материалы, готовить их к работе, выкраивать детали для лоскутного шитья, выполнять эскиз лоскутного изделия на ПК с помощью графического редактора

Оценить качество выполненной работы.

Соблюдать правила безопасного пользования ножницами, клеем, утюгом

Основные понятия

Лоскутное шитье, узор «алмаз», узор «колодец», фактура ткани, стойкость окраски ткани.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, история

Ресурсы:

Проектор, компьютер, презентация к уроку, шаблоны деталей, образцы лоскутных изделий, инструкционные карты, клей, ножницы, карандаш, ластик, лоскутки хлопчатобумажных тканей

Формы урока

Фронтальная,  групповая, индивидуальная.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент 

- приветствие

- проверка явки обучающихся

- проверка готовности обучающихся  к уроку

-настрой обучающихся  на работу

- приветствуют учителя,

 -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.

Мотивация (встреча с проблемой)

Подводит учащихся к теме и цели занятия:

Показывает образцы, предлагает назвать соответствующие им виды рукоделия (среди образцов есть лоскутное изделие),

После изготовления фартука остались обрезки ткани. Их можно выбросить, а лучше привести в дело.

 Итак. Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на нашем уроке?

«Лоскутное шитье»

? Что можно изготовить из лоскутков?

Хорошим дополнением к фартуку будет прихватка, получится красивый кухонный комплект

Предлагает обсудить вопрос

? Каким критериям должна соответствовать прихватка

Подводит учащихся к выводу: чтобы лоскутное изделие получилось красивым и аккуратным, необходимо овладеть основами лоскутного шитья

(Фронтальная)

Называют виды рукоделия, соответствующие образцам

-формулируют тему урока

- фиксируют  тему урока в тетради;

- Предлагают варианты, фиксируют в тетради

(Парная)

- выполняют задание в тетради;

- обосновывают свой выбор

Личностные: 

построение логических рассуждений, мотивация к учебной деятельности, интерес, внимание

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,

Взаимодействие с учителем и одноклассницами во время беседы

Регулятивные: планирование последовательных действий

Познавательные: 

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

3.

Изучение нового материала 

Познакомимся с историей лоскутного шитья

( слайды с сообщением)

 

Задание: найдите соответствие между схемой  и названием  лоскутного шитья

Предлагает рассмотреть образцы лоскутных изделий

? Что надо учесть, чтобы лоскутное изделие было красивым?

 Итак, запишите в тетрадь основные принципы гармоничного сочетания тканей в лоскутном изделии

 – по цвету, фактуре, рисунку

Задание: подберите примеры гармоничного сочетания тканей

1группа- по цвету

2 группа- по фактуре ткани

3 группа- по рисунку

Наблюдает, советует, руководит

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

(Индивидуальная)

- выполняют задание в тетради;

- проверяют правильность выполнения задания, используя информацию на слайде

(Фронтальная)

-  анализируют, сравнивают и делают вывод о  необходимости гармоничного сочетания лоскутков по цвету, рисунку и фактуре ткани

Беседуют с учителем, вспоминая информацию полученную на прошлом уроке

(Групповая)

- выполняют задание;

- обосновывают свой выбор;

Личностные:построение логических рассуждений

Коммуникативные:выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные: восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, 

планирование последовательных действий

Познавательные: установление соответствия

Коммуникативные:

Взаимодействие с одноклассницами во время выполнения работы

4.

5.

Закрепление изученного материала 

Практическая работа

Задание:

1) выбрать ткани для прихватки, обращая внимание на следующее:

-гармоничное сочетание тканей

-выбор лоскутков должен соответствовать цвету фартука

- лоскутки не должны быть светлыми

2) проверить прочность окраски тканей

Наблюдает, советует, руководит

Задание:

Выполните эскиз прихватки в цвете ( узор «алмаз») на ПК, используя графический редактор

Задание:

  1. Изготовить шаблоны
  2. Декатировать ткани
  3. Выкроить по шаблонам детали

Наблюдает, советует, руководит

(Групповая)

- слушают инструктаж учителя;

- формулируют правила БТ ;

- выполняют практическую работу по инструкционной карте.

- обосновывают свой выбор;

(Индивидуальная)

-выполняют работу на ПК

(Индивидуальная)

- слушают инструктаж учителя;

- формулируют правила БТ ;

- выполняют практическую работу по инструкционной карте.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности, формирование эстетического вкуса. 

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях. 

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей    деятельности,

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные:  

Умение работать по алгоритму

6.

Контроль

Вижу все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.(Работа в парах).Оценивают по предложенным критериям.

(Парная) -проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;

-рассказывают, слушают;

-выставляют отметки в дневники.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные:оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

7.

Закрепление знаний

А сейчас сыграем в игру «Цепочка». Вам необходимо придумать по два вопроса по теме сегодняшнего урока с ответами. Напоминаю, что вопросы должны быть корректными и предполагать развернутый ответ.

-формулируют вопросы в тетради;

-задают вопросы друг другу по цепочке. Отвечающий задает свой вопрос следующему.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка работы другого

8.

Рефлексия

Поделитесь мнениями об уроке.

Продолжите фразу ( слайд):

  1. Сегодня я узнала…
  2.  Было интересно…
  3.  Было трудно…
  4.  Я выполняла задания…
  5.  Я поняла, что…
  6.  Теперь я могу…
  7.  Я почувствовала, что…
  8.  Я приобрела…

9. Я научилась…

10. У меня получилось …

11. Я смогла…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

- продолжают фразы;

 -дают самооценку результатам своей работы.

 

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

9.

Домашнее задание 

Запишем домашнее задание:

Правила ТБ при работе на швейной машине, подготовка швейной машины к работе

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

- слушают и записывают домашнее задание  в дневниках.

 

Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Познавательные:

Развитие умения получать информацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Соединение деталей заклепками".

В учебном материале представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, который сопровождается презентацией "Соединение заклепками". В работе обучающиеся...

Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Технологическая карта урока по технологии 6 класс "Раскрой плечевого изделия".

Методическая разработка урока по технологии (девочки) 6 класс "Раскрой плечевого изделия" .Данный урок располагается в разделе программы "Конструирование и моделирование швейных изделий". Методическая...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Технологическая карта урока по теме "Подготовка к раскрою и раскрой юбки"

Данная методическая разработка по предмету «Технология», направление «Технологии ведения дома» составлена для проведения серии уроков в 6 классе в рамках раздела «Создани...

Технологическая карта урока "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"

Технологическая карта уроков "Свойства текстильных материалов. Раскрой ткани"...