Урок по швейному делу "Обработка выреза горловины подкройной обтачкой" 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Качаева Алёна Геннадьевна
Создание условий, способствующих формированию умений обрабатывать срез горловины подкройной обтачкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrabotka_vyreza_gorloviny_podkroynoy_obtachkoy_8_klass.docx86.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казённое Образовательное Учреждение

 Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

УРОК ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ

Обработка среза горловины подкройной обтачкой

8 КЛАСС

Подготовила:

                                                                                    учитель

Качаева А.Г.

Декабрь 2018г.

Тема урока: Обработка среза горловины подкройной обтачкой.                                       

Цель урока: создать условия, способствующие формированию умений обрабатывать срез горловины подкройной обтачкой.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания обучающихся о формах выреза горловины, способах обработки горловины обтачками.

Развивающие: корригировать мышление учащихся через работу с текстом, через формулирование ответов на вопросы задания; посредством работы с предметной технологической , инструкционной картой; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные: формирование осознанной потребности в изучении предмета швейного дела.

Оборудование и наглядность:

  • учебники «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 8 класс» Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина;
  • инструкционные и предметная технологическая карта «Обработка среза горловины подкройной обтачкой»;
  • коробки с инструментами, утюг, швейные машины;
  • готовый крой образца (детали переда и спинки)  и обработанный крой подкройных обтачек для них;
  • сигнальные карточки-колокольчики трёх цветов для оценки работ;
  •  мультимедийный проектор, презентация «Обработка среза горловины подкройной обтачкой»;
  •  стенды по технике безопасной работы в мастерской.

Словарь: обтачка, горловина, перед, спинка, каре, углом, овальный, отлетной срез, срез притачивания.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: развитие речи, русский язык, математика.

Методы: репродуктивный, частично поисковый, наглядный, упражнение, словестный. проблемная ситуация, самостоятельная практическая работа по алгоритму, самоанализ, самооценивание, эвристическая беседа, рефлексия.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Планируемый результат: повторить и закрепить пройденную тему; проверить знания умения и навыки детей в пределах изучаемой темы; продемонстрировать результаты работы по теме – обработка среза горловины подкройной обтачкой.

План урока:

Организационный момент (1 -2 мин.)

Повторение пройденного материала (20 мин.)

Объяснение нового материала. (формирование новых знаний 20 мин.)

Закрепление пройденного материала (3 мин)

Практическая работа (40 мин.)

Подведение итогов урока (5 мин.)

Ход урока:

1.Орг. момент.

Настрой на урок:

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Кто отсутствует? (отчёт дежурного)

Проверка готовности к уроку, организации рабочих мест.

2.Повторение пройденного материала

Владение ремеслом, мастерство на Руси всегда было в почете. И по сей день звучат в разговорной речи пословицы и поговорки о мастерах своего дела, настоящих творцах: Слайд 2

Дело мастера боится.
Люби дело — мастером будешь.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Что многократно делаешь, по тому делу ты и большой мастер.  

Вы уже четвёртый год обучаетесь швейному делу и сегодня продемонстрируете свои знания в виде игры «Ступени мастерства».      Слайд 3

- Вам нужно пройти все ступени чтобы добраться до вершины мастерства.  Чтобы пройти каждый этап, нужно выполнить определенное задание, таким образом мы проведем повторение пройденного.  

Чтобы без травм добраться до вершины, что вы должны знать и соблюдать? (Правила техники безопасности).

И так, первый наш этап называется 

Первый этап «ЭТО НАДО ЗНАТЬ!»

 - Мы повторим правила техники безопасности.    Слайд 4

На рабочем месте ножницы должны лежать…    сомкнутыми, острыми концами от себя.

При обнаружении неисправности или поломке швейной машины необходимо…прекратить работу и сообщить учителю.

Включать и выключать утюг…    только сухими руками.

Во избежание ожогов…    не касаться горячих металлических частей утюга

Во избежание пожара…    не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра

Второй этап «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»      Слайд 5

 В этой шкатулке спрятаны предметы, с которыми мы будем работать. А что это за предметы, вы должны отгадать. Подсказкой будет служить отрывок, который я вам зачитаю.

а) иголка

Этот инструмент изобрели задолго до того, как появились металлы. Его раньше изготавливали и из рыбных костей, шипов колючих кустов, а позже из бронзы и железа, а в богатых домах были даже золотые и серебряные. И в наше время не обходится без него ни один дом, а изготавливают его из высококачественной стали.

б) ножницы

Этот инструмент появился 3000 лет назад и без него не могут обходиться представители таких профессии, как сапожник, портной, парикмахер, садовник, врач, а так же и спасатели.

в) утюг

Он появился 500 лет назад и первый его предшественник - жаровня с углями.

г) нитки

Их получали из стеблей и волокон растений, а так же животных, скручивая с помощью веретена и прялки, а сейчас их получают не только из натуральных, но и синтетических и искусственных волокон.

Третий этап «БЛИЦ ОПРОС» Слайд 6 – 7

Вопросы

1.Что образуется по краям ткани в процессе ткачества? (кромка).

2.По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой).

3.Назовите волокна животного происхождения? (шерсть, шелк)

4.Каким маслом производится смазка швейной машины? (машинным)

5.На какой фабрике изготавливают ткань? (ткацкая)

6.Какое приспособление защищает пальцы от прокола иглой при выполнении ручных работ? (наперсток)

7.Назовите волокна растительного происхождения? (лен, хлопок).

8.Со стороны какого желобка вставляется нить в машинную иглу? (длинного)

9.Сметочные стежки - временного или постоянного назначения? (временного)

10.Кто занимается моделированием одежды? (художник-модельер)

11.При построении чертежей используют линейку закройщика в масштабе? (1:4)

12.Из чего получают ситцевую ткань? (из хлопка)

13.Для чего даются припуски? (на выполнение швов, соединение деталей)

14.Шов который соединяет две детали с изнанки? (стачной)

Четвертый этап «СОЕДИНИ ПРАВИЛЬНО»  Слайд 8

Что швея должна сделать с тканью, прежде чем начать выкраивать детали изделия? (Подготовить ткань к раскрою). В таблице подобрать к терминам содержание работы.
К терминам подберите содержание работы. 


Термины


Содержание работы

Декатирование ткани.

Определение лицевой

стороны ткани.

Осматривание ткани

на наличие дефектов.

Определение направления

рисунка или ворса.

По четкости рисунка, по блеску, по

 кромке, по направлению ворса

Детали выкройки нужно разложить в

 одном направлении


Влажно-тепловая обработка материала

для предотвращения последующей

усадки.

Разложить детали выкройки так, чтобы

дефект не попал на деталь

 (После выполнения задания учащиеся зачитывают, что получилось.)


Пятый этап «ЗНАТОКИ  РАСКРОЯ»        Слайд 9

Раскрой изделия

Ваша задача - разложить карточки, имеющиеся в конверте, в правильной последовательности этапов раскроя изделия:

а) подготовка ткани к раскрою;

б) настил ткани;

в) раскладка выкроек на ткани;

г) обмеловка контура выкроек;

д) обмеловка контура выкроек с припусками на швы;

е) выкраивание изделия.

                                                          Проверка Слайд 10

Шестой этап «НАЙДИ ПАРУ» Слайд 11

У каждого по 6 карточек с названиями машинных швов. Необходимо за 30 сек. подобрать к каждой карточке пару, всего 3 пары.

Запошивочный http://doc4web.ru/uploads/files/33/32808/hello_html_3f41b9da.png                         Двойной -http://doc4web.ru/uploads/files/33/32808/hello_html_452e7729.png

Стачной шов взаутюжку -                                        Стачной шов вразутюжку -http://litterref.ru/files/37/82afb7411b5971a53326fafaf105cf00.html_files/5.pnghttp://litterref.ru/files/37/82afb7411b5971a53326fafaf105cf00.html_files/5.png

Шов вподгибку                                                Шов вподгибку

с открытым срезом – https://studfiles.net/html/2706/279/html_9CAAUHDWTj.WN3v/img-upZQZo.png                   с закрытым срезом -http://doc4web.ru/uploads/files/33/32808/hello_html_m44eca8c0.png 

                                                                  Проверка   Слайд 12

Седьмойой этап «ТЕРМИНОЛОГИЯ»    Слайд 13

Терминология швейных работ

Перечисленные ниже термины расставьте в таблицу разделяя ручные, машинные работы и работы по ВТО:

стачать, приметать, обтачать, выметать, сутюжить, притачать, вметать, оверложить, подшить, разутюжить, втачать, расстрочить, заметать, заутюжить, настрочить, обметать, отутюжить, наметать.

Ручные работы

Машинные работы

ВТО

 

3. Объяснение нового материала.

3.1. Собщение темы и цели.

И так, вы  прошли все ступени, добрались до вершины мастерства. А всякое мастерство требует знания и сегодня мы будем получать знания по теме: Слайд 14 «Обработка среза горловины подкройной обтачкой». 

 - Запишите число и тему урока в тетрадях.

Слайд 15    Физминутка

Быстро все ребята встали
Руки дружно вверх подняли.
Громко хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз!
Столько раз, друзья, присели,
Сколько дней у нас в неделе!         7 раз
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько у Трёхглазки глаз.            3 раза
Столько сделаем наклонов,
Сколько ёлочек зелёных.                4 раза
А притопнем столько раз,
Сколько девочек у нас;                    4 раза
А прихлопнем столько раз,
Сколько мальчиков у нас!..             3 раза

Слайд 16       Продолжаем работу по теме. Цель нашего урока: научиться обрабатывать срез горловины подкройной обтачкой.             Слайд 17

- Какие формы горловины вы знаете? (круглая, овальная, прямоугольная /каре/, углом).( Презентация «Формы вырезов горловин» Сл. 1-11)

- Как называется деталь, которую используют для обработки выреза горловины? (обтачка)                        Слайд 18

- Какими обтачками можно обработать круглый вырез горловины? (косая, подкройная).

- В чём заключается подготовка обтачки для обработки среза горловины? (1.Проложить линию середины.2.Стачать плечевые срезы. 3.Обработать отлетный срез).          Слайд 19

Итак, на прошлом занятии вы подготовили обтачку для обработки среза горловины. Далее нам с вами предстоит обработать горловину подготовленной обтачкой. Изготовление любого швейного изделия предполагает определённый порядок действий, то есть план работы.

3. 2.Подготовка к практической работе

Чтение инструкционной карты со слайдов.     Слайд 20

Индивидуальное задание у доски – последовательно расположить таблички с этапами обработки среза горловины.

Фронтальная работа – разложить последовательно карточки с этапами работы.

Прочитать этапы. Сравнить с планом на доске.

Раздать готовые инструкционные карты, чтение колонки самоконтроль. Слайд 20

- У вас на столах карты пооперационного контроля, впишите в них фамилию, имя. Слайд 21

Карта пооперационного контроля

п/п

Фамилия

и имя

обучающегося

Технологические операции и критерии их оценки

Оценка

(сумма баллов)

Точность

определения середины

Обтачка притачена

на ширину

Наличие надсечек

Наличие

канта

Ровность строчки

по краю

обтачки

 «Обработка среза горловины подкройной обтачкой»

4.Закрепление пройденного материала.    

«Выбери правильный ответ»     Слайд 21-23

- Какова ширина шва притачивания обтачки к горловине?

- В каких местах, на срезах соединения горловины и обтачки, необходимо выполнять надсечки?

- На каком расстоянии от обработанного края горловины проложить отделочную строчку?

Это важно      Слайд 24

- По составленному плану технологической обработки деталей последовательно выполняем швейные операции при этом не забываем:

-Удалять нитки сметывания;

-Производить влажно-тепловую обработку после каждой операции.

- На втором уроке будем выполнять практическую работу «Обработка горловины подкройной обтачкой».

5.Подведение итогов 1-го урока

Рефлексия

- Понравился вам урок?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Мне очень понравилось работать сегодня с вами.

Хочется узнать, понравился ли вам урок?

Оцените мой урок, подарите мне колокольчик определённого цвета.

Красный колокольчик – отлично.

Синий - надо постараться, не всё получилось.

 Жёлтый - требуется доработать.

Всех благодарю за работу, снимите спецодежду и выходите на перемену. (обучающиеся убирают свои рабочие места, снимают спецодежду, выходят на перемену)

2-й урок

6.Практическая работа– 40 мин.

А сейчас настал ответственный момент урока, вы должны выполнить работу дружно, качественно.  А для этого нам необходимо подготовить наши ручки для работы.

Пальчиковая гимнастика:

Обнялись ладони наши, Видно съели много каши.                                                                                Видно съели много каши. Кто же самый сильный тут?

Мы мизинцы выправляем,                                                            Очень крепко их сжимаем,                                                              Попытаемся согнуть,                                                                                           И сдавить легко, чуть-чуть.

6.1.Выполнение практической работы: «Обработка горловины подкройной обтачкой».

Текущий инструктаж – целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций. Оказать помощь затрудняющимся учащимся.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися текущего и заключительного самоконтроля. Провести приемку и оценку работ, оформленных в альбом.

6.2.Текущий инструктаж по технике безопасности:

-- меры безопасности при работе с иглой, ножницами;

-- меры безопасности при работе на швейной машине, работе с утюгом.

Через 20 минут после начала практической работы – физминутка, гимнастика для глаз. Слайд 12 (презентация «Формы вырезов горловин.

- Сколько подъездов  (этажей) в доме?

- Какая фигура поселилась во втором подъезде на втором этаже? (красный квадрат)

- Где живёт чёрный круг? (5 подъезд,4 этаж)

- Посчитайте все треугольники. (7 треугольников)

7.Закрепление пройденного материала

А сейчас посмотрим, смогли ли мы справиться с заданием?

- Чем мы занимались на уроке?

- Как мы обрабатывали горловину?

- Давайте вспомним последовательность обработки.

Одна у доски работает с инструкционной картой, вторая с пооперационной картой, а мы с вами проверяем и помогаем правильно составить ход работы.

Последовательное выполнение пунктов плана обеспечивает эффективность работы, помогает избежать ошибок и непродуманных действий.

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, в мозолях руки эти,

самые нужные руки на свете
Самые хорошие, самые простые.  

У кого такие?

Правильно это наши с вами ручки, которые справятся с любым делом.

8.Рефлексия

- Понравился вам урок? Какую работу мы сегодня выполняли? (объявляет оценки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока. Учитель: Решетникова О.Р. Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 7 класс. Тема урока: Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.

Тема урока:  Обработка выреза пододеяльника подкройной обтачкой.Цели урока:  Образовательная:- совершенствовать знания, умения и навыки по технологии обработки выреза  пододеяльни...

Урок "Обработка выреза горловины пижамной сорочки подкройной обтачкой"

Урок адресован учителям технологии коррекционной школы VIII вида. Также будет интересен и педагогам других общеобразовательных школ. На уроке представлены упражнения по активизации мыслительной д...

конспект открытого урока по трудовому обучению "Обработка горловины воротника" 9 класс

Данный урок проведен во  время "Недели труда" как мастер класс по трудовому обучению...