Характеристика педагогического опыта учителя технологии "Развитие регулятивных учебных действий - основа осознанного професионального самоопределения школьников"
методическая разработка по технологии

Соколова Наталья Владимировна

Презентация педагогического опыта учителя технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_pedagogicheskogo_opyta.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика педагогического опыта учителя технологии

Соколовой Натальи Владимировны

Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.

А. Моруа

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ – ОСНОВА ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Условия возникновения и становления опыта

Более 20 лет я работала в МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Автозаводского района города Нижнего Новгорода с учащимися 10-11 классов. Сначала я вела курсы: «Моделирование и пошив одежды», «Декоративно-прикладное искусство», потом «Основы офис-менеджмента». В 2014 - 2016 годах исполняла обязанности методиста по профессиональной ориентации обучающихся. В начале 10 класса среди школьников мы проводили входное анкетирование с целью определения уровня готовности к построению личного профессионального плана. Около 60% опрошенных десятиклассников могли назвать будущую профессию, из них 42% смогли частично описать предмет, содержание и условия труда (к сожалению,  полного ответа не дал ни один ученик), 45% обучающихся назвали несколько профессионально важных качеств, 46% - написали, где можно получить данную профессию. На вопрос «Что повлияло на ваш выбор» около половины опрошенных сказали, что выбор сделан, потому что это интересно, 21% предполагали получать высокую заработную плату, а 42% считали выбранную профессию престижной. Советы родителей при выборе профессии учитывали 14% школьников, 23% - задумались о возможности трудоустройства. Среди причин, по которым не выбрали профессию 32% учащихся отметили, что затрудняютя выбрать из нескольких, 10% - плохо знают мир профессий, 13% - плохо знают свои возможности и 11% - еще не задумывались о выборе профессии. Данные результаты – это средний показатель исследований за несколько лет.

В 2016 году я перешла в МБОУ «Школа № 60» и стала работать с учащимися среднего звена (с 5 по 9 класс). В начале изучения раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» в 9 классе я провела такую же анкету (см. приложение). У девятиклассников показатели еще ниже, так как те школьники, которые планируют заканчивать 11 классов считают, что у них еще есть время подумать, откладывают решение этого вопроса до окончания школы. При этом отвечая на вопрос: «Кто несет ответственность за выбор профессии?» Из всех учениц, ответивших на этот вопрос только 33 % всю ответственность за выбор профессии взяли на себя. Остальные распределили ее, в основном, между родителями и друзьями, некоторые даже хотели переложить ее на средства массовой информации.

Таким образом, деятельность учителя в процессе обучения должна быть направлена на подготовку школьников к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, подготовку к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и самостоятельной деятельности на рынке труда.

Актуальность и перспективность опыта

Вопросы профессионального самоопределения в программе основного общего образования рассматриваются только в предмете «Технология». Согласно программе учебного предмета «Технология» (по программе «Технология» авторы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица по ФГОС) в результате изучения раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение», на который отводится 4 часа в 8 классе, «..выпускник научится планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда..».

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. [1]

Учитывая свой предыдущий опыт и зная, с какими трудностями при выборе профессии сталкиваются выпускники школы, могу с уверенностью сказать, что профессиональная ориентация школьников должна начинаться еще в начальной школе. А среднее звено (5-9 классы) – это этап предпрофильной подготовки, на котором должны решаться следующие возрастные задачи: понимание значимости профессиональной деятельности, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса, опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности, осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии. [2]

Цель работы: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования, развития регулятивных учебных действий учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий, направленный на профессиональное самоопределение и развитие личности.

Поставленные цели могут быть достигнуты посредством решения следующих задач:

  • выявление интересов, склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профессии;
  • развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, общих и специальных способностей, профессионально важных качеств личности;
  • формирование у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии;
  • ознакомление обучающихся с профессиограммами, информирование о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии;
  • пропаганда востребованных в обществе профессий;
  • оказание психолого-педагогической помощи обучающимся при решении вопроса о выборе профессии.

Теоретическое обоснование опыта

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. [3] 

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

  • жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
  • личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;
  • профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности, способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Самоопределение человеком своего места в мире, обществе, процесс развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессиональной деятельности, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности. Интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план», «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов жизни. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение

Деятельностный аспект профессионального самоопределения включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Эти аспекты находятся в противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы.  Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов: «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность …сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования. [4]

Личность человека при таком подходе является одновременно:

  • объектом профориентационных, профконсультационных воздействий,
  • субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект);
  • субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне. [5]

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, А.К. Марковой и др.

Подробнее рассмотрим блок регулятивных действий. В него входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений, корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
  • оценка, рефлексия – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии. [6]

Становление субъекта учебной деятельности в подростковом возрасте происходит в два этапа. На первом этапе (5—7 классы) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. Развитие рефлексии требует организации ситуаций развития учебного типа. Учебный тип ситуации развития характеризуется тем, что подросток в учебном взаимодействии занимает позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей.

На втором этапе (8—9 классы) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Благодаря рефлексии учебных средств у учащихся возникает способность к конструированию собственных средств учебной деятельности, что и отражается в положительной динамике развития самостоятельного целеполагания. Условием развития способности к проектированию своей учебной деятельности является организация ситуаций развития учебно-проектного типа. Учебно-проектный тип ситуации развития создаёт возможности перехода подростка в различные социокультурные позиции и опробования ролей учителя, умельца, консультанта, эксперта. Первоначально подросток конструирует учебные средства для других, действуя из позиции «учитель для другого», а затем переходит в позицию «учитель для себя», конструируя учебные средства для себя. В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта: овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении, т. е. это здоровье-сберегающая технология. [7]

Опыт некоторых школ показывает, что проектная деятельность может многому научить детей. Речь идет об умении:

  • добывать информацию, критически оценивать ее. Ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать разные источники информации;
  • распознавать проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;
  • ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбивать ее на тактические шаги;
  • оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их;
  • выполнив работу, оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • видеть ошибки и не допускать их в будущем. [8]

В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что, развивая регулятивные учебные действия (целеполагание, планирование и организация деятельности, целеобразование, самоконтроль и самооценивание) в процессе выполнения проектов по предмету «Технология» закладывается основа для осознанного профессионального самоопределения школьников.

Технология опыта

Целеполагание, планирование и организация деятельности, целеобразование, самоконтроль и самооценивание составляют основу регулятивных универсальных учебных действий. Для их формирования на уроках технологии начиная с 5 класса учащиеся ведут «Дневник» в виде таблицы:

Дата

Вид работ

Оценка

Комментарии

В конце урока ученицы записывают, что было выполнено на уроке.

При выполнении проекта: в начале урока планируют объем работы на урок, в конце отмечают, что успели выполнить.

Ученицы сами выставляют себе оценку, по каждому виду работ и итоговую за урок.

Учитель оставляет за собой право изменить оценку, как в большую, так и в меньшую сторону, объяснив ученику свою позицию.

Столбец обязательный для заполнения!

Анализ того, что получилось, а что нет. Поиск причины неудачи (мало опыта, не хватило времени, выполняется впервые и т.д.)

Какие эмоции испытывала при выполнении и по окончании работы – интересно (не интересно) скучно, сложно (легко), получила удовольствие (разочарование) от результата.

Иногда пишут: «УРА!!! Получилось! Я молодец!»

Таким образом, учитель видит, как учащиеся владеют терминологией, понимают, что они делают; умеют планировать свою деятельность; соотносить свои возможности и время, отведенное на выполнение работы.

Оценка и самооценка в учебной деятельности выполняют следующие функции: «..информируют ученика о выполнении им программы (насколько он продвинулся вперед, об общем уровне выполнения, своих слабых сторонах) и предоставляет ему обратную связь, с тем, чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы; стимулируют учение» [3, с.139]. Заполнение четвертого столбца помогает разобраться в причинах неудач, а главное, зафиксировать положительные эмоции хорошего результата.

Самооценивание создает основу осознания учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и предоставляет ему возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Успешность сопровождения учащегося в приобретении практико-ориентированного опыта в интересующей его профессиональной деятельности обеспечивают профессиональные пробы. «Профессиональные пробы – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности, который способствует сознательному и обоснованному принятию решения, это примеривание своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями. Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически связанных законченных операций), серия последовательных имитационных деловых игр, творческие задания исследовательского характера.» [5, с.38]

Организовать прохождение полноценной профессиональной пробы приближенной к условиям производства достаточно сложно, особенно для учащихся 5-6 классов. А вот овладение на уроках технологии приемами ручного и механизированного труда; специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда позволяет ознакомить учащихся с различными профессиями.

Изучая раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» рассказываю о специалистах, создающих одежду на фабриках (массовое производство) и в ателье (изготовление изделий по индивидуальным заказам). Например, снятие мерок с фигуры заказчика в ателье производит закройщик, он же строит чертеж, производит раскрой изделия, проводит примерки. На швейной фабрике чертежи будущих изделий создают конструктора, используя современные компьютерные программы.

Этапы создания швейного изделия

Специалист, выполняющий трудовые операции

на швейной фабрике

в ателье

Создание эскиза модели

Художник-модельер, дизайнер одежды – создает коллекцию одежды учитывая современные направления моды, новые материалы, спрос на продукцию

Закройщик (иногда дизайнер одежды) – предлагает варианты моделей с учетом направления моды, особенностей фигуры заказчика, назначения изделия, учитывает пожелания заказчика

Построение чертежа, изготовление лекал

Конструктор одежды – использует типовые измерения фигур, выполняет расчеты, использует компьютерные программы для создания чертежей деталей.

Закройщик – производит измерения фигуры заказчика, выполняет расчеты, строит чертеж или использует готовые выкройки из журналов мод.

Раскрой изделия

Настильщик, раскладчик лекал, раскройщик

Закройщик

Выбор технологии изготовления изделия

Технолог швейного производства – составляет технологическую последовательность изготовления изделия, инструкционно-технологические карты поузловой обработки деталей изделия.

Закройщик

Пошив изделия

Швея-машинистка – соединяет детали согласно технологической карте на швейной машине.

Утюжильщица – выполняет утюжильные работы.

Оператор швейного оборудования – выполняет на швейном автоматическом или полуавтоматическом оборудовании работ по обработке клапанов, воротников, манжет, пат, хлястиков, обметыванию петель, соединению фурнитуры.

В крупном ателье:

швея-сметчица – подготавливает изделие к 1 примерке.

швея-ручница – выполняет все сметочные работы, подготавливает изделие к машинным работам, выполняет утюжильные работы;

швея-машинистка - соединяет детали изделия на швейной машине.

В мини-ателье:

Портной – выполняет ручные, машинные и утюжильные работы по изготовлению швейного изделия

Иногда закройщик создает изделие сам от эскиза до сдачи заказчику.

Контроль качества изделия

Контролер ОТК – осуществляет:

входной контроль – определение качества материалов;

промежуточный контроль - определение качества изделия на разных этапах изготовления;

контроль качества готового изделия.

Закройщик – осуществляет контроль на всех этапах создания изделия;

швеи – проверяют качество выполнения предыдущей операции (т.е. осуществляют взаимоконтроль)

Кроме этого есть наладчик швейного оборудования, который производит техническое обслуживание, ремонт и наладку швейного оборудования.

При постановке учебной задачи на урок делаю акцент на том, трудовые действия, какого специалиста осваивают, какие профессионально важные качества формируются в процессе выполнения работы. Девочкам очень нравиться выполнять роль контролера ОТК, проверяя качество работы одноклассниц. Взаимопроверка - способ организации коммуникативного взаимодействия в процессе учебной деятельности, способствующий воспитанию уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Таким образом, в процессе изготовления изделий из текстильных материалов учащиеся знакомятся с родственными профессиями швейного производства, у них формируется представление о разделении труда, работе крупных и мелких предприятий. Кроме фабрик по производству одежды есть швейные цеха по пошиву обивки (чехлов) на мягкую мебель, сиденья автомобилей, палаток и т.д. Там тоже нужны конструктора, технологи, швеи.

При выполнении ручной вышивки говорим о характере труда. Если ученица купила набор, содержащий рисунок, схему, набор ниток и вышивает, то характер труда будет исполнительский. При этом развиваются такие качества, как усидчивость, терпение, внимательность. Если сама нарисовала эскиз, выбрала виды вышивки, подобрала материалы, то такая работа носит творческий характер. Это другой уровень сложности, здесь ученик выступает и в роли дизайнера, проявляя свои художественные способности, и в роли вышивальщицы (исполнителя).

По каждому из разделов учащиеся выполняют проекты. Это позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью - от определения потребности, возникновения идеи до ее реализации. Работая над проектом учащиеся используют знания из разных областей, применяют их на практике, создают новые изделия, материальны ценности.

Конечно проекты с каждым годом усложняются, происходит углубление изучения компонентов проекта, вводятся новые. В 5 классе дается «закрытая» формулировка темы проекта – «Изготовление фартука», в 8 классе – «открытая», то есть учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта в рамках изученных разделов, но могут проектировать изделие декоративно-прикладного творчества в технике не представленной в программе предмета (валяние, ковровая техника) или использовать сочетание нескольких видов, например, вышивку лентами, бисером и вязание.

При выполнении проекта обращаю внимание учащихся не только на выполнение всех компонентов, но и на планирование своей деятельности.

Класс

Планирование деятельности

5 класс

Планирование деятельности происходит под руководством учителя, так как еще не знакомы с технологией изготовления швейных изделий.

6 класс

Используя опыт изготовления фартука, изучив технологическую последовательность изготовления сорочки самостоятельно планируют обработку отдельных узлов в зависимости от количества отведенных уроков.

7 класс

Учащиеся оценивают свои возможности, уровень сформированных умений и самостоятельно выбирают фасон юбки, выбирают наиболее подходящую основу конструкции (прямая, коническая, клиньевая), выполняют моделирование, используют более сложные в обработке ткани (шелковые, костюмные), выбирают способ обработки отдельных узлов, планируют свою деятельность.

8 класс

Самостоятельно выбирают тему проекта и планируют свою деятельность. Учитель выступает в роли консультанта при решении сложных вопросов.

Постоянно выполняя учебные проекты в 5-7 классах, к 8 классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными проектами.

В завершении изучения предмета «Технология» учащиеся выполняют проект «Моя профессиональная карьера». В ходе работы над проектом школьники изучают историю зарождения профессии, знакомятся с профессиограммой, устанавливают соответствие индивидуальных качеств личности с требованиями, предъявляемыми профессией, анализируют возможные способы получения образования данной профессии, строят варианты образовательной траектории. Для ребят, которые уже выбрали профессию, данная работа направлена на подтверждение правильности своего выбора.

Информацию о профессиях можно найти в интернете (см. список интернет-ресурсов). Родители могут быть источниками информации о своей профессии, и специалистах их организации. В этом помогает задание «Профессиональное древо семьи», где нужно указать образование и должности ближайших родственников. Родителям важно не просто перечислить нужные сведения, но и рассказать о том, как они выбирали профессию, учебное заведение, устраивались на работу, меняли место работы, как происходил процесс адаптации и т.д. Такой подход поможет родителям и детям установить более тесный контакт. У детей будет повод гордиться своими родителями, а соответственно прислушиваться к их мнению.

В учебниках даны диагностические опросники, по которым учащиеся самостоятельно могут определить профессиональную направленность, тип темперамента, уровень развития способностей, самооценки, а учитель и психолог помогают интерпретировать результаты. Групповое тестирование и самодиагностика, самооценивание на уроках технологии создают основу осознания учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и предоставляют им возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Еще один важный момент – медицинские противопоказания. Этим пунктом ни в коем случае нельзя пренебрегать. Если сейчас ребенок при профессиональной пробе или в повседневной жизни испытывает трудности, связанные со здоровьем, то в профессиональной деятельности они могут стать непреодолимой преградой. Нужно серьезно подумать, проанализировать, как скажется выполнение профессиональных обязанностей на здоровье.

В прошлом году (в рамках проекта) школьникам было предложено представить свою профессию в виде коллажа. (см. приложение) Они творчески подошли к выполнению данного задания: использовали текстовую информацию профессиограмм, схемы, картинки; выполняли рисунки от руки или использовали вырезки из журналов. Из лучших работ учащихся была оформлена выставка, которую посмотрели учащиеся 5-11 классов. Ребята с интересом рассматривали и обсуждали коллажи профессий. Выставка коллажей «Моя будущая профессия» является интересной и перспективной формой профориентационной работы, так как охватывает большое количество учащихся, иллюстрирует широкий спектр профессий и специальностей, которые интересны старшеклассникам, способствует развитию творческих способностей. В этом году я усложнила задачу и предложила выполнить коллажи с использованием объемных фигур, деталей.

В целом, данный проект показывает уровень развития личностных и регулятивных универсальных действий учащихся, осознанность профессионального самоопределения. На защите проектов школьники отмечают необходимость и своевременность данной работы, так как она способствует построению личного профессионального плана.

Результативность

Результаты применения проектного метода дают основания говорить об их положительном влиянии на повышение уровня активности учебно-познавательной деятельности и рассматривать данную технологию как эффективное средство активизации учебно-познавательной деятельности, развития регулятивных учебных действий, формирования творческих способностей учащихся. Наблюдается позитивная динамика, средний балл по предмету увеличивается.

Использование проектного метода позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие регулятивных учебных действий: целеполагания, планирования и организации деятельности, целеобразования, самоконтроля и самооценивания, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, развитию коммуникативных способностей, формирует навыки исследовательской деятельности.

Использование метода проектов для учителя это:

  • положительная мотивация на уроках технологии,
  • создание условий для получения учебной информации из различных источников;
  • оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе; 
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность использования творческих заданий исследовательского характера,
  • моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности.

В целом хотелось бы отметить, что самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося. Она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в мире профессий, умения оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы. Использование метода проектов – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников.

Новизна опыта

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта состоят в попытке систематизировать данные об успехах обучающихся, уровне сформированности их умений. После защиты проекта я предлагаю учащимся определить, какой этап работы над проектом принес им большее удовлетворение. Необходимо разделить 100% между тремя разделами (видами работ):

Класс

Проект

Находить информацию, проводить исследования

Вырабатывать идеи, прорабатывать лучшую

Выполнять практическую часть, воплощать задуманное

5

Изготовление фартука

Завтрак для семьи

Заполняя такую таблицу после каждого проекта, ученик будет видеть, какое направление деятельности у него получается лучше, а какому нужно уделить больше внимания. Если учитель создаст сводную таблицу по всем проектам с 5-8 классы по всем ученикам, то это поможет отследить, какие этапы работы над проектом вызывают затруднения у школьников, выявить причины и по-новому преподнести значимость этого раздела для реализации проекта в целом. При проведении мониторинга достижения ученика в течение трех лет, будет видно какой вид деятельности для него наиболее предпочтителен (работа с информацией: поиск, анализ, синтез; творческое направление или практическое выполнение изделий). Это позволит школьнику лучше разобраться в себе и сделать осознанный профессиональный выбор, основываясь на личном опыте, а не на результатах тестов. Конечно, это достаточно объемная работа, требующая дополнительного времени.

В настоящее время разрабатывается еще один вариант диагностики умений учащихся. Он заключается в том, что процесс изготовления швейного изделия разделен на части: выделены виды работ, выполняемые разными специалистами, требующие развития разных профессионально важных качеств.

Профессия

Профессиональные умения

швея

выполнять ручные работы

выполнять машинные работы

технолог швейного производства

выбирать способ обработки

выполнять раскрой изделия

готовить изделие к примерке

конструктор швейных изделий

снимать мерки

строить чертеж

выполнять моделирование изделия в соответствие с эскизом модели

дизайнер одежды (модельер)

подбирать изделие в соответствии с фигурой

рисовать эскизы

Например, когда ученица пятого класса шьет фартук и у нее не получаются ровные строчки из-за отсутствия опыта, она испытывает стресс и говорит, что никогда шить не будет, потому что у нее не получается. Но когда мы начинаем разбирать этапы изготовления изделия, оказывается, что из всего перечня затруднения вызывают только машинные работы, но при этом очень нравиться разрабатывать новые модели, легко получается строить чертеж и моделировать изделие. Общий настрой и мотивация кардинально меняются, и у ребенка появляется желание освоить и машинные работы, потому что хочется самостоятельно сшить новое изделие. А главное - появляется уверенность в том, что это получится.

Развитие навыков самопознания путем анализа своих достижений в отдельных видах работ способствует осознанному выбору дальнейшего профиля обучения и построению профессионального плана.

Таким образом, осуществляя системно-деятельностный подход обучения по предмету «Технология», используя метод проектов, ведется работа по изучению индивидуальных особенностей личности каждого ученика, осуществляется педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников.

Адресная направленность

Представленный педагогический опыт имеет следующие компоненты адресной направленности:

  • Учащиеся средней школы.
  • Учащиеся основной школы.
  • Учителя технологии, предметники, педагоги-психологи, родители.

Период профессионального определения старшеклассников сложен не только для самих ребят, но и для их родителей. Это время, когда нужно подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить (позволить ему) принимать самостоятельные решения и отвечать за них; и самое важное, отпустить во взрослую жизнь. Родители, давая советы детям, руководствуются своим жизненным опытом, ориентируются на свои возможности, потребности.

Рекомендую посмотреть не только детям, но и родителям художественный фильм «Как стать счастливым» 1980 г. «Мосфильм»

В фильме наглядно показаны проблемы профессионального самоопределения не только молодежи, но и взрослых людей.

  • Родители по-своему видят профессиональное будущее ребенка, при этом не могут договориться между собой.
  • Родители настаивают на своем, не учитывая мнение и возможности ребенка.
  • Учащиеся и родители не прислушиваются к мнению специалиста (психолога), если оно не совпадает с их мнением.
  • С другой стороны, показано, что, если человек занимается любимым делом, он достигает высоких результатов, и получает удовольствие от своей деятельности.

Трудоемкость

Проанализировав существующую литературу, опыт работы коллег, свой собственный опыт по данной проблеме, я пришла к следующим выводам:

  1. На данном этапе работы, сформулированы и определены основные направления:
  • вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную, инновационную деятельность,
  • составление индивидуальных маршрутов обучающихся в зависимости от их интересов и способностей.
  1. Представлены разработки профессиональных проб, профориентационных мероприятий и конкурсов с учетом социального запроса стейкхолдеров образовательного процесса.
  2. Предложены методические рекомендации к различным темам курса технологии, профессиональной ориентации школьников, разработаны электронные варианты профориентационных тестов.

В рамках обмена опытом с коллегами

  1. Выступление на педагогическом совете МБОУ «Школа № 60» - «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках технологии»,  2018 – 2019 уч. год.
  2. Выступление по теме «Особенности профориентационной работы с обучающимися 9–х классов» на заседании районного методического объединения классных руководителей образовательных учреждений Ленинского района, 2017-2018 уч. год.
  3. Участник Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы» с публикацией опыта в сборнике статей, 2018.
  4. Участие в работе методического объединения учителей технологии Ленинского района г. Нижнего Новгорода 2016-2018 г.г.

Список литературы

  1. Технология: программа: 5-8 классы/ Тищенко А.Т., Синица Н.В. - М.: Вентана-Граф, 2016 С.20
  2. Резапкина Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013.
  3. Педагогический энциклопедический словарь, - М. 2003
  4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и контруирование миров. – М.; Воронеж, 1996
  5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007, С.38
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2014, С.139
  7. Ступницкая М.А. Оценка без стресса: новый старый подход /М.А. Ступницкая, А.В. Белов, В.А. Родионов // Здоровье детей. – 2003. - № 17
  8. Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе /М.А. Ступницкая, В.А. Родионов// Школьный психолог. – 2004. - № 46

Приложение 1

Анкета

Фамилия

Имя

Выбрали ли вы профессию (если да, то какую)?

Что вы знаете о своей будущей профессии?

а) предмет, содержание и условия труда

б) профессионально важные качества

в) где можно получить эту профессию

г) востребованность профессии на рынке труда

Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал):

а) высокая зарплата;

б) престижно;

в) мне это интересно;

г) посоветовали родители;

д) возможность трудоустройства.

Если не выбрали, то почему? (для тех, кто еще не выбрал)

а) плохо знаю мир профессий;

б) плохо знаю свои возможности;

в) не могу выбрать из разных вариантов;

г) еще не задумывался об этом.

Кто несет ответственность за выбор профессии? Распределите 100% среди следующих вариантов:

  • родители

  • учителя

  • родственники

  • друзья

  • средства массовой информации

  • сам ученик

  • кто-то другой

Какие черты характера помогут вам в построении карьеры?

Какие черты характера, привычки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?

Что вы умеете делать (ваши достижения)?

Чему бы вы хотели научиться?

Что вы собираетесь делать после окончания школы? (основные этапы на пути к профессиональной мечте)

13.

Какие предприятия и организации Н.Новгорода вы знаете?


План проекта по технологии 5-7 класы

Определение потребности

Актуальность и социальная значимость (может быть указана в потребности)

Цель и задачи проекта

Дизайн-спецификация (это перечень критериев, предъявляемых к проектному изделию и проектной документации)

Исследование (может быть несколько и в любом месте проекта)

Первоначальные идеи

Проработка лучшей идеи

Материалы

Инструменты и приспособления (+ правила безопасной работы при выполнении проекта)

Технология  изготовления (технологическая последовательность изготовления или технологическая карта с рисунками или фото)

Расчет стоимости изделия

Испытание изделия

Реклама изделия

Самооценка (самооценка качества изделия и процесса проектирования: что нового узнали, чему научились)

Используемая  литература

Последовательность пунктов проекта может быть изменена, если этого требует логика изложения материала, последовательность работы по изготовлению изделия.


Примерное содержание творческого проекта

«Мой профессиональный выбор»

8 класс

  1. Определение потребности
  2. Профессиограмма профессии

Дополнительная информация - История профессии. Профессиональное древо семьи. Профессиональный праздник (когда утвержден). Известные представители профессии (пример биографии). Конкурсы профессионального мастерства.

  1. Исследование

Определение степени профессиональной пригодности

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

(из профессиограммы)

Уровень развития личных качеств

(по результатам тестов)

Вывод: степень профессиональной пригодности для профессии _____ - годна (профессионально непригодна, соответствую, имею призвание), обосновать почему (по таблице)

  1. Выбор учебного заведения (название уч. заведения, факультет, специальность, форма обучения, продолжительность обучения, экзамены, конкурс, платное или бесплатное.)
  2. Исследование рынка труда

Привести примеры объявлений – название фирмы, содержание. Сколько объявлений претендентов на должность, сколько вакансий.

  1. Планирование профессиональной карьеры

С какой должности вы готовы начать свою профессиональную карьеру? До какой хотите дослужиться?

Коллаж «Моя будущая профессия» (на формате А3)

  1. Самооценка

Самооценка результата проекта. Самооценка процесса проектирования


Критерии оценки проектов

на районной олимпиаде по технологии

Критерии оценки

Баллы

Оценка пояснительной записки проекта (до 15 баллов)

Общее оформление

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

Сбор информации по теме проекта. Анализа прототипов

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи

Выбор технологии изготовления изделия

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

Разработка конструкторской документации, качество графики

Описание изготовления изделия

Описание окончательного варианта изделия

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

Реклама изделия

Оценка изделия (до 20 баллов)

Оригинальность конструкции

Качество изделия

Соответствие изделия проекту

Эстетическая оценка выбранного варианта

Практическая значимость

Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

Формулировка проблемы и темы проекта

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

Описание технологии изготовления изделия

Четкость и ясность изложения

Глубина знаний и эрудиция

Время изложения

Самооценка

Ответы на вопросы

Итого (до 50 баллов)


Критерии оценки на IX  Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов в образовательной области  «Технология» имени М.И.Гуревича

Критерии оценки учебных проектов

Номинации

5-7 кл.

8-9 кл.

Актуальность и социальная  значимость.

+/-

+

Определение потребностей

+

+

Краткая формулировка задачи проекта

+

+

Необходимость проведённых исследований для принятия важных решений в процессе проектирования

+

+

Уровень и разнообразие методов выполненных исследований

+/-

+

Представление и анализ первоначальных идей

+

+

Наличие дизайн-спецификации (перечня критериев к проектному продукту или услуге)

+

+

Проработка лучшей идеи

+

+

Технология изготовления и  реализации идеи

+

+

Отбор инструментов и оборудования, правила безопасной работы определяются выбранным способом изготовления проектного продукта

+

+

Испытание продукта, услуги

+

+

Оценка продукта (услуги) в соответствии с задачей проекта и критериями

+

+

Оценка процесса проектирования

+

+

Сложность изделия соответствует возрасту учащихся

+

+

ИТОГО:

(максимальное количество баллов по обязательным компонентам)

55

65

ИТОГО:

(с учётом дополнительных баллов)

65

65

+/-  наличие компонента приветствуется для данной возрастной номинации

+    наличие компонента обязательно

Каждый компонент проекта оценивается от 0 до 3 баллов. Компоненты, помеченные значком +/-, могут быть не отражены в проекте (в соответствии с возрастной категорией), но их наличие даёт дополнительные баллы авторам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Использование учебных игровых ситуаций для формирования регулятивных учебных действий

В настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »

Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего……..               Это стихотворение известного детского п...

Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".

Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование регулятивных учебных действий на уроках профессионально - трудового обучения в основной школе" (2021 г.)

Данный материал содержит теоретическую часть этого вопроса и презентацию, в которой показаны некоторые приемы по формированию регулятивных учебных действий....