Уроки технологии в 5 классе №33-34 - Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок.
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Воробьева Валентина Николаевна

План-конспект уроков технологии в 5 классе - Виды рарабочей одежды и требование к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии № 33-34

5 класс

Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука.

Фигура человека. Правила снятия мерок.

Урок №33

Тема урока: Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука.

Цель уроков:      

  • познакомить учащихся с эксплуатационными, гигиеническими и эксплуатационными 
  • требованиями , предъявляемыми к одежде;                                            
  •  развивать эстетический вкус, творческие способности, логическое мышление;
  • воспитание потребительской культуры, бережливости, здорового образа жизн;
  • познакомить с понятием – мерки:

Методы обучения: проблемные, наглядно-иллюстрированные, практические.
Межпредметные связи: ИЗО, музыка

Оборудование:
Виды одежды, учебный манекен, журналы мод, учебник, рабочая тетрадь, проектор.
Тип занятия: комбинированный

Время: 45 минут
Ход урока

  1. Активизация внимания обучающихся
  2. Изучение нового материала
  3. Проектная деятельность (практическая работа в тетрадях - моделирование фартука)
  4. Рефлексия

Ход урока

Активизация  внимания обучающихся.

Каждое утро когда мы одеваемся, встает вопрос «А что надеть?». Выбирая одежду, мы смотрим на погоду, вспоминаем, чем нам предстоит заниматься, обращаем внимание на свое настроение. Другими словами, к одежде мы предъявляем много требований.

Попробуйте сформулировать тему урока -  «Виды рабочей одежды и требования к ней».

Вопрос – Какие цели мы преследуем, изучая тему одежды? (познакомиться с одеждой, узнать какая есть одежда и т.д.)

Мы познакомимся с понятием одежды  и  с требованиями, которые к ней предъявляются.

Вопрос – с чем у вас ассоциируется  ШКОЛА? (парты, учебники, кабинеты, школьная форма и т.д.)

Мини-сочинение  «Мое отношение к школьной форме» - 4-5 предложений.

Изучение нового материала

Так что же такое одежда?

Одежда-это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда очень много может рассказать об ее обладателе. Она должна быть удобна в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно.

Недаром есть пословица «По одежке встречают, по уму провожают»

В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.

                                                              Одежда

                Бытовая                                   Форменная                 Производственная

             повседневная                                                                       специальная

            торжественная                                                                      санитарная

            домашняя

            рабочая одежда

            национальная

По назначению одежду подразделяют на: бытовую , производственную и форменную.

Бытовая одежда делится на повседневную , домашнюю, рабочую, торжественную и спортивную.

Повседневную одежду шьют из самых разнообразных тканей как по фактуре так и по расцветке. Это должны быть удобные и ноские вещи, т.к. в них человек проводит большую часть своего времени.  К ней относятся майки, футболки, юбки, шорты, брюки, костюмы, джемпера, свитера и т.д.

Домашняя одежда- это для женщин: платья-халаты,  блузки с юбками или брюками .

Как правило, у каждой хозяйки имеется свой рабочий комплект, в который обязательно входит фартук.

Одежда для работы прежде всего должна подчеркивать деловые качества человека.

Это могут быть строгие костюмы, блузки, джемпера, жилеты, брюки и т. п. Лучше всего, чтобы все или хотя бы некоторые предметы сочетались между собой : так гардероб будет разнообразным при небольшом количестве вещей .

Нарядная одежда в свою очередь делится на несколько видов: для отдыха, летняя нарядная, вечерняя для любого сезона и для торжественных случаев. Нарядная одежда для любого сезона используется как правило , несколько раз в год ,по особым случаям . К ним можно отнести свадьбы , дни рождения, приёмы, презентации. Для нарядных вещей выбирают такие красивые ткани , как бархат , шёлк, парча, и другие блестящие материалы . Одежда для торжественных случаев – это та же вечерняя одежда , только в ней больше блеска. Как правило ее расшивают больше бисером, стеклярусом и украшают большим количеством кружев. Лент, специальных тесемок.

Спортивная одежда- это специальная одежда для занятий спортом. При этом существенно отличается одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, от спортивной одежды для не спортсмена.  Без спортивной одежды современный человек чувствует себя неуверенно. В наше время ее используют не только для занятий тем или иным видом спорта, но и для отдыха в лесу и за городом. 

Производственная одежда-это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т. п.

Производственная одежда проектируется с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности –она должна максимально соответствовать своей функции. В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, скафандр космонавта.

Она должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий.

Форменная одежда-форма, обозначающая принадлежность к определенной организации ,ведомству. В форменной одежде на первый план выступает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию(военная форма). Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники определенных ведомств и организаций: прокуратуры, судьи, летчики и т.д. Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению.

Просмотр  видео презентации

Проектирование –это создание нового образа изделия, включающее исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовка эскиза модели, построение чертежей изделия. При проектировании одежды необходимо учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека, а также направление моды.

Элегантность , простота , удобство- вот требования, которые предъявляет к одежде современная мода.

При проектировании к одежде предъявляются требования: эстетические , гигиенические, эксплуатационные .

Эстетические требования заключаются в том, что одежда должна :

- быть красивой;

- соответствовать современному направлению моды;

-учитывать индивидуальные особенности телосложения, возраст человека.

Эксплуатационные требования:

-удобная конструкция;

-повышенная прочность изделия;

-устойчивость к деформации;

-надежность.

Гигиенические требования:

-свобода движений;

-легко надевается и снимается;

- не мнется;

-гигроскопична, воздухопроницаема, теплозащитна.

Одежда не только защищает человека от неблагоприятных воздействий природы, но и имеет социальное, психологическое и эстетическое значение.

По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые.

                                   По способу эксплуатации

                    Поясная                                          плечевая

        (держится на талии)                        (держится на плечах)

Просмотр видео фрагмента.

Немного истории. Фартук (или передник) — широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара. Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Вопрос – К какой виду одежды можно отнести фартук? (домашняя, производственная, национальная и т.д.)

Проектная деятельность.

Нарисуйте в тетрадях ваши модели фартука. Попробуйте изменить вид вашего фартука.

Рефлексия.

Домашнее задание.  Подготовится к измерению фигуры. Принести сантиметровую ленту.

Спасибо за внимание.

Урок окончен.

УРОК 34

Тема урока: «Фигура человека. Правила снятия мерок для построения чертежа фартука»

Тип урока: комбинированное

Цель урока: сформировать у учащихся представления о линиях на фигуре человека, по которым снимают мерки, научить правильно их снимать.

Задачи урока:

выявить правила измерения фигуры человека;

выявить необходимость учета особенностей телосложения при построении чертежа изделия

развить у учащихся   пространственные   представления   о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека;

научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки), 

воспитать любовь к труду, коммуникабельность.

Основное содержание темы: изучение  особенностей фигуры человека при снятии мерок, особенности снятия мерок для построения чертежа фартука.

Планируемый результат:

Личностные умения:

- проявление интереса к процессу изготовления фартука;

- осознание желания и потребности в изготовлении собственного фартука и рассказать об этом близким,

- проявление позитивного отношения к процессу снятия мерок для дальнейшего построения чертежа фартука.

Метапредметные умения:

познавательные:

- строить речевые высказывания и обосновывать свое мнение,

- использовать приобретенные знания в практической деятельности.

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью,

- умение оценивать результат учебной деятельности

коммуникативные:

- умение работать в малых группах,

Предметные умения:

- умение выявлять особенности фигуры,

- умения правильно определять линии на фигуре человека для снятия мерок,

- умение правильно и самостоятельно определять и снимать нужные мерки.

Ход урока

  1. Активизация внимания обучающихся
  2. Изучение нового материала
  3. Практическая работа – снятие мерок.
  4. Рефлексия

                                                                 Ход урока

Вопрос – Зачем сегодня на урок вы принесли сантиметровые ленты? (чтобы снять мерки)

Формулируем тему урока, цели и задачи урока.

Изучение нового материала.
Приступая к пошиву белья или одежды, прежде всего необходимо снять мерки, на основании которых можно сделать выкройку соответствующего размера или подобрать готовую в журнале мод.
Снятие мерок - очень ответственный этап работы. Если при этом допустить ошибку, то последующие процессы - раскрой, пошив - никогда не дадут хороших результатов. Снимая мерки, следует обратить внимание на строение тела данного человека, так как могут быть различные отклонения от нормы.

Просмотр видео презентации
Фигуры бывают с прямыми, нормальными и покатыми плечами. От наклона плеч зависит величина скоса плечевых срезов полочки и спинки.
По форме груди различаются женские фигуры с высокой, нормальной и низкой грудью. От размера и формы груди зависит размер и длина нагрудной вытачки.
В зависимости от формы живота фигуры бывают стройные, нормальные и полные. Для полных фигур обязательно учитывается выступ живота.
По профилю фигуры могут быть сутулыми, нормальными или перегибистыми. Для сутулых фигур длина изделия по спинке увеличивается, для перегибистых - уменьшается.
У фигур могут быть, разные пропорции:

 1) нормальные пропорции,

2) фигуры с длинными конечностями и коротким туловищем,

3) фигуры с относительно короткими конечностями и длинным туловищем.

Просмотр видео презентации.

Немного истории. Изобрел сантиметровую ленту в 1810 г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина — 2 см. На концах ленты — металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Измерения производятся плотно по фигуре без прибавок, прибавки предусмотрены при построении чертежей. И зависят от вида и назначения изделия, силуэта, ткани. Парные измерения проводятся по правой стороне фигуры, и обозначаются следующими буквами:

Р-рост

О-обхваты

С-полуобхваты

Ш-ширины

Д-длины

В-высоты

Ц-расстояние между центрами.

https://fs01.infourok.ru/images/doc/79/95975/img21.jpg

Практическая работа – работа в парах.

Снять мерки для построения чертежа фартука и записать данные в тетрадь.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."

Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для  проверки усвояемости мат...

Урок по технологии "Одежда и требования к ней. Правила снятия мерок для построения чертежа юбки".

В этом конспекте к уроку дается пояснение о предназначении одежды, ее видах. Во второй части урока идет закрепление материала и правила снятия мерок для построения чертежа юбки...

Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.

Это первый урок в разделе "Конструирование и моделирование рабочей одежды". Учащиеся знакомятся с рабочей одеждой, узнают правила снятия мерок и самостоятельно снимают мерки для конструирования фартук...

Презентация к уроку "Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."

Презентация к уроку " Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."...

Общие сведения о рабочей одежде. Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры. Конспект урока технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для делимых классов по технологии. В уроке предусмотрены межпредметные связи (история), применяются интерактивные технологии. Обучение строится н...

Методическая разработка к уроку технологии 7 класс по теме "Виды транспорта"

Данный урок позволит познакомить учащихся с видами транспорта, характеристиками видов транспорта....

Технологическая карта к уроку технологии 7 класс "Кулинария" . Тема "Виды теста и выпечки"

Данный материал используется для изучения школьницами 7 класса темы "Виды теста и выпечки".  В технологической карте рассмотрены цель; задачи формы урока; тип урока; метапредметные резу...