Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Гаязова Лилия Расимовна

Это первый урок в разделе "Конструирование и моделирование рабочей одежды". Учащиеся знакомятся с рабочей одеждой, узнают правила снятия мерок и самостоятельно снимают мерки для конструирования фартука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmerenie_figury_cheloveka._pravila_snyatiya_merok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.

Цель: Измерение фигуры человека.

           

Задачи: 

Образовательные: научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом при изготовлении швейного изделия; познакомить с мерками необходимыми для построения чертежа фартука .

  Воспитательная. Воспитывать аккуратность и точность в работе.

     

 Развивающая. Развивать у школьников пространственное представление  о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентировочные точки.    

         

Тип урока:    Урок  изучения нового материала.

Наглядность и            Сантиметровая лента, узкая тесьма для опоясывания талии,  

оборудование:             рулетка, штангенциркуль, образцы фартуков, раздаточный

                                        материал - иллюстрации, технологические карты.                                    

                                       

     

Практическая работа:  Снятие мерок для построения чертежа фартука:

                                          Дн:; Днч; От; Об.

Основные формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Отметить отсутствующих.

Подготовить и раздать раздаточный материал: сантиметровые ленты.

Вводный инструктаж. (2 мин)

Учитель ставит перед учащимися учебные задачи:

- ознакомиться с линиями фигуры человека;

- ознакомиться с правилами снятия мерок;

- научиться, правильно снимать мерки с фигуры человека и правильно их записывать.

Повторение пройденного материала. (5 мин)

Учитель просит учащихся сконцентрироваться и вспомнить материал прошлого урока.

Работа по карточкам (индивидуально для всех учащихся)

III. Текущий инструктаж. (13 мин)

        Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники .

С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.

Давайте посмотрим в национальные костюмы каких народов входит фартук (слайд 1).

И в наше время фартук нужен не только дома, на кухне.

Вопрос:  Людям, каких профессий необходим фартук? (слайд 2)

Вопрос:  Из каких тканей изготавливают фартуки?

Обратить внимание учащихся, что фартук рекомендуется изготавливать из хлопчатобумажной или  льняной ткани.  Ткань должна хорошо отстирываться, быть достаточно прочной. (Демонстрация образцов готовых изделий).

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. (Как вы думаете для чего это нужно?). Головные уборы исключают попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.

Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.

Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру». То есть необходимо измерить человека.

Учитель предлагает для обозрения учащихся несколько измерительных инструментов: линейка, сантиметровая лента, рулетка, штангенциркуль и просит пояснить какой инструмент наиболее подходит для измерения фигуры и почему?

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 году французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина – 2 см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Для правильного снятия мерок нужно знать расположения основных точек и линий на фигуре человека. (слайд 3)

Учащимся предлагается вообразить гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из нее на берег:

Первый раз человек остановился, когда из воды выглядывала голова и шея – этот уровень принято называть линией шеи:

Второй раз человек остановился, когда вода дошла ему до передних углов подмышечных впадин – эту линию принято называть линией груди;

Третий раз человек остановился, когда вода дошла до самого узкого места туловища - эту линию принято называть линией талии;

Четвертый раз человек остановился, когда вода была на уровне выступающих точек ягодиц - эту линию принято называть линией бедер;

Пятый раз человек остановился, когда вода была на уровне середины колена - эту линию принято называть линией колена.

А теперь, одной из учащихся предлагается надеть фартук и определить, где на переднике проходят линии, мысленно проведенные через ориентировочные точки тела человека. Учащиеся параллельно рассматривают раздаточный материал.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что верхний край нагрудника выше линии груди на 3-5 см, а нижний край фартука не доходит на 8-10 см до линии колена.

Правила снятия мерок (5 мин) (слайд 4)

(работа учащихся с рабочей тетрадью, с комментариями учителя)

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно опоясывают шнурком.
  • Стоять надо прямо, без напряжения.
  • При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать     или ослаблять.
  • Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.
  • Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват; С – полуобхват; Ш – ширина; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).

При условном обозначении мерок берут первые буквы от слов. Первая буква записывается заглавной прописной, а последующие меленькими. Мерки «обхватов» обозначается буквой «О», а мерки «полуобхватов» буквой «С» - половина буквы «О».

Задание:

 Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на готовое изделие и попробовать определить из каких геометрических фигур состоит фартук с нагрудником и какие размеры будут необходимы для построения чертежа данных фигур.

Мерки

Ст – полуобхват талии (снимается для определения длины пояса).

Сб – полуобхват бедер (снимается для определения ширины фартука).

Дн – длина нагрудника (снимается для определения длины нагрудника).

Днч – длина нижней части фартука (снимается для определения длины

фартука).

IV. Практическая работа. «Снятие мерок» (10 мин) (слайд 5)

1.Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).

2.Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и  записывает их в тетрадь (“Мои мерки” для заказчика).

Практическая работа выполняется согласно инструкционным картам.

Инструкционная карта.

«Снятие мерок»

Последовательность работы и обозначение мерок.

Ст

Сб

Дн

Днч

Название мерок

Полуобхват талии

полуобхват бедер

длина нагрудника

длина нижней части

Как снимать мерки

Измеряется по самому узкому месту туловища.

Измеряется по линии бедер горизонтально

Измеряется от линии талии вверх выше линии груди на 3-5 см.

Измеряется от линии талии вниз выше линии колена на

8-10 см.

Назначение мерок

снимается для определения длины пояса

снимается для определения ширины фартука

снимается для определения длины нагрудника

снимается для определения длины фартука

Мои мерки

В ходе практической работы учитель осуществляет контроль, делая целевые обходы.

1. Первый обход – проверка организации рабочего места, соблюдение правил снятия мерок.

2. Второй обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.

3. Третий обход – проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля.

По окончании работы учитель проверяет правильность и точность выполненной работы.

Вопросы и задания  для закрепления (5 мин)

Карточка-задание.

  1. Мерки снимают по ………… стороне фигуры.
  2. Талию предварительно опоясывают …………
  3. При снятии мерок измеряемый должен стоять ………..
  4. Мерки снимают ………………………………(чем?)
  5. При измерении сантиметровую ленту не следует……….. и …………….
  6. Мерки длины записывают …………………..
  7. Мерки обхватов записывают ……………….. размере.

1. На рисунке подписать название линий.

2. Какие мерки делятся на два, а какие записываются в полном размере?

3. Для чего снимаются мерки Ст, Сб, Дн, Днч.

V. Заключительный инструктаж.   

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- оценка работы;

- Домашнее задание: (2 мин)    

Сочинить стих о фартуке.

Выучить правила снятия мерок

Рефлексия;  (слайд 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

Первый урок в разделе "Конструирование и моделирование фартука". На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать черте...

Презентация к уроку "Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."

Презентация к уроку " Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."...

План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс

План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...

Уроки технологии в 5 классе №33-34 - Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок.

План-конспект уроков технологии в 5 классе - Виды рарабочей одежды и требование к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок....

Общие сведения о рабочей одежде. Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры. Конспект урока технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для делимых классов по технологии. В уроке предусмотрены межпредметные связи (история), применяются интерактивные технологии. Обучение строится н...