Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Фролова Тамара Серафимовна

Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka1.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии 8 класс

Учитель Фролова Т. С.

Тема урока: «Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя»

Тип урока: Комбинированный

Вид учебного труда: Работа с информацией

Цели: изучение технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кодов, информацией, которая в них заложена. Воспитывать грамотного покупателя.

Задачи обучения:

1. Ознакомить учащихся с правилами покупки.

2. Ознакомить с источниками информации о товарах.

3. Сформировать представление о маркировке товаров, штриховом кодировании, торговых символах, их назначении.

4. . Учить разбираться в этой информации.

Технологии:

- деловая игра

- облачные технологии (QR – коды)

- эвристическая беседа

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал: сертификаты, шаблоны этикеток, упаковок с нанесённым штрих- кодом, визуальные, QR – коды), презентация, ПК,  мультимедийный проектор,  таблица «Коды стран»; Учебник, с. 19-28.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(формируемые умения)

Форма контроля

Организационный момент

Слово учителя

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Наблюдение учителя

Постановка учебной задачи

Эвристическая  беседа

Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями.

В ходе беседы определяют тему урока

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

Беседа по вопросам

Повторение пройденного материала

Фронтальная,

словесная,

беседа, работа с учебником

-Что такое потребительская корзина?

На какие категории можно распределить все вещи?

- Из каких источников можно получить информацию о товаре?

- Что такое потребительский портрет товара?

- Что такое сертификат товара?

-Расскажите о правилах покупки товара

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге

Рассуждают, слушают, и понимают партнера, правильно выражают свои мысли, делают умозаключения и выводы в словесной форме, извлекают нужную информацию из учебника

Беседа по вопросам

Усвоение новых знаний

Групповая

Рассказ «Как определить качество товара». Что такое сертификат, какая информация содержится в паспорте, инструкции, этикетке?

Рассказ «Штрих-код».

Понятие «грамотный покупатель» включает умения защищать свои права. Закон «О защите прав потребителя»

Слушают выступления одноклассников, наблюдают, обсуждают отвечают на вопросы, рассматривают, слайды, этикетки, упаковки, штрих-коды, заполняют таблицу.

Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, рассуждать, сравнивать, осуществлять поиск информации из различных источников.

Беседа по вопросам

Закрепление знаний и способов действий

Практическая работа в парах

Выполнение практической работы

  1. Определите страну - изготовителя товара по штриховому коду.
  2. Прочитайте с помощью QR – кода информацию о товаре.
  3. Разрабатывают этикетку на предполагаемый товар, производимый в домашних условиях.

Подготавливают свои рабочие места, выполняют предлагаемое задание. Расшифровывают штрих-коды.

Умеют работать с учебником, извлекают необходимую информацию, осуществляют самоконтроль

Практическая работа

Рефлексия учебной деятельности

Письменная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Нужны ли эти знания вам в жизни?

- Из каких источников можно получить информацию о товаре?

-Что такое маркировка товаров?

 -Какие символы встречаются  на  упаковках товара?  

-Что такое этикетка товара?

             Дайте оценку урока

Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы.

Умеют подводить итоги урока, оценивают свою деятельность

Беседа по вопросам

Домашнее задание

Фронтальная, словесная

Учебник, с. 22-28.

1. Вы решили купить новый сотовый телефон. Перечислите последовательность ваших действий.

Формируют навыки самоорганизации

Наблюдение.

Рассказ «Как определить качество товара»

Сертификат качества — это документ, удостоверяющий качество продукции (или услуги) и ее соответствие требованиям международных и национальных стандартов или другой нормативно-технической документации. Получение сертификата качества на ряд товаров – необходимое для выполнения требование закона.

Обязательная сертификация необходима для тех видов товаров, использование которых сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей. Чтобы такие продукты и изделия продавались на законных основаниях, необходимо получить сертификат качества. 

 Обеспечение безопасности услуг и товаров – задача государственного уровня, поэтому выдача сертификатов качества регулируется федеральным законом № 184. В качестве подтверждения осуществления контроля над выпускаемой продукцией выдаётся сертификат качества. Проверкой товаров на предмет их соответствия стандартам и нормам занимается специальный орган сертификации.
Сертифицируются многие товары. Но на один требуется гигиенический сертификат, а на другой – сертификат соответствия.

   Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться.

      К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

     Для начала давайте выясним, в каком случае каждый из нас является потребителем. Кто такой потребитель?

Ученики предлагают варианты ответов.

Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Продавец - это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи.

В нашей стране основным правовым актом по защите прав потребителя является Закон РФ «О защите прав потребителей» Этот закон довольно строг. Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

- безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

- замены на товар аналогичной модели, марки;

- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

- соразмерного уменьшения цены;

- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли - продажи.

    В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться.    С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»). Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации? 
Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.

Откуда можно получить информацию о товарах?

В торговой сети нашей страны существует около полумиллиона наименований товара.

Как же приобрести ту вещь, которая нужна семье, которая устроит вас по всем параметрам? Например, вы решили купить холодильник. Откуда можно почерпнуть информацию о его технических и эксплуатационных качествах: объёме его камер, потребляемой энергии, температуре в морозильной камере?

(ответы учащихся).

Такая информация содержится в технической документации к изделию: инструкции, паспорте, вкладышах.

Покупая товары в упаковке, вы обращаете внимание, что на них нарисованы различные символы: рюмочки, зонты, кружочки.

Знаете ли вы о том, какую информацию они несут? (ответы уч-ся)

По маркировке можно определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

Этикетку все видели, все знают, что она информирует о предмете.

Этикетка – словно маленький представитель вещи.

А знаете ли вы, какая информация содержится на этикетке?

( ответы учащихся)

Да, по этикетке вы узнаёте название продукции, символ компании производителя, состав, инструкции для пользователя.

Вкладыш - детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции.

Торговые знаки на этикетках могут быть разнообразными. Есть знаки, удостоверяющие экологическую безопасность и знаки, подтверждающие стандарт качества . Но особенно большое внимание мы уделяем знакам, информирующим о правилах ухода за вещами .

Изобретение штрих – кода. Мы видим на товаре ряд цифр, а над ними – чёрные полосы разной ширины.

Что за загадочные штрихи?

Изобретение QR- кода. QR-код или Quick Response («быстрый отклик»), по сути, является такой же базой данных, только вместо уже знакомых полосок используются квадратики. Специальное приложение позволяет зашифровать в двумерные черно-белые «шашечки» информацию разного рода: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации.


Информационные источники

1.Учебник «Технология. 8 класс» /Авторы В. Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф, 2016

2. Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Конспект урока по обществознанию "Защита прав потребителя" 9 класс

Форма урока: урок – интеллектуальный турнирТема: Защита прав потребителей.Цели: формировать у школьников рациональное потребительское поведение;развивать представления о необходимости активного исполь...

Проект «Нужна ли королю защита?» (элективный курс по обществознанию "Защита прав потребителей")

Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. Каждый человек строго индивидуален, но есть то, что нас всех объединяет. Например, то, что все мы потребители. Пусть в разной мере, но все мы ...

Презентация по экономике "права потребителя. Защита прав потребителя"

Презентация предназначена для учащихся 5 класса по программе НИРО...

Презентация к уроку экономике 5 класс "Защита прав потребителя"

Презентация к уроку экономике 5 класс "Защита прав потребителя"...

Презентация к уроку "Технология совершения покупок"

Презентация к уроку "Технология совершения покупок"...

"Защита прав потребителя" презентация и конспект урока обществознания, 9 класс

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока:  урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.Цель урока: формирование  понятий – потребитель, права потребителя; формирован...