Конспект урока по обществознанию "Защита прав потребителя" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Остроухова Татьяна Владимировна

Форма урока: урок – интеллектуальный турнир

Тема: Защита прав потребителей.

Цели:

  1. формировать у школьников рациональное потребительское поведение;
  2. развивать представления о необходимости активного использования своего права на защиту от нарушений прав потребителя;
  3. развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
  4. повторить статьи Закона «О защите прав потребителя»;
  5. закрепить умение пользоваться документами;
  6. воспитывать ответственность за свои действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestva_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по обществознанию

Форма урока: урок – интеллектуальный турнир

Тема: Защита прав потребителей.

Цели:

  1. формировать у школьников рациональное потребительское поведение;
  2. развивать представления о необходимости активного использования своего права на защиту от нарушений прав потребителя;
  3. развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
  4. повторить статьи Закона «О защите прав потребителя»;
  5. закрепить умение пользоваться документами;
  6. воспитывать ответственность за свои действия.

Оборудование: презентация урока, статьи Закона о защите прав потребителей, чистые листы для рекламы, фломастеры, маркеры, «Памятки потребителя».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока. Знакомство с командами (Команды составлены до урока, заранее).

  1. Проверка домашнего задания. (Тестовые вопросы и ответы на слайдах.)

Тест.

  1. Человек, приобретатель товара или услуги:

а) потребитель;

б) изготовитель;

в) нарушитель;

г) продавец.

2. Название документа, изданного законодательной ветвью власти в области прав потребителя:

а) Закон «О защите прав потребителя»;

б) Потребительский закон;

в) Права потребителя;

г) Правовая защита потребителя.

3. Кто реализует товар по договору купли-продажи?

а) продавец;

б) изготовитель;

в) потребитель;

г) наниматель.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя называется:

а) Роспотребнадзор;

б) комиссия по защите прав потребителей;

в) предприниматель;

г) ОБЭП.

5. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать, в соответствии со ст.18 Закона:

а) соразмерного уменьшения покупной цены;

б) замены на товар аналогичной марки;

в) всё остаётся на усмотрения продавца;

г) потребитель не имеет права на замену или возврат товара;

д) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их устранение;

е) замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены.

6. Организация, производящая товар для реализации потребителям:

а) продавец;

б) изготовитель;

в) потребитель;

г) представитель.

7. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения:

а) недостатка;

б) существенных недостатков;

в) отсутствия чека;

г) неподходящего под интерьер цвета.

8. В случае приобретения продовольственных товаров ненадлежащего качества, с просроченным сроком годности, граждане могут обратиться с заявлением и товаром в:

а) Центр Госсанэпиднадзора;

б) Ветеринарную инспекцию;

в) Отдел по борьбе с экономическими преступлениями;

г) Отдел внешнеэкономических связей, торговли и развития территории администрации.

III. Работа с командами.

- Грамотность потребителя – это тема для очень серьёзного разговора. Актуальность её возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всём мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

1. Работа со статьями Закона.

 Викторина «Можешь ли защитить права сказочных героев?» (на слайдах)

- Вспомните отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал»

… Один паренёк пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова даёт молока?

- Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я , Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

(Перед каждой командой статьи Закона «О защите прав потребителей». Команды отвечают по очереди.)

- Если богач всё же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены? (ст.4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст.10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст.12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре»)

Вспомните сказку «По щучьему велению».

- Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле? (ст.5  «Права и обязанности в области установления срока службы товара» гласит,  что на товар, предназначенный для длительного пользования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет)

Вспомните сказку «Курочку Ряба»: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

- Какие права потребителей были нарушены? (ст.18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи).

Вспомните сказку «Теремок», когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведя. Хозяева пострадали.

- Каким правом обладает потребитель при приобретении товара? (ст.7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст.29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы» указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.)

  1. Блиц - турнир.

(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ.)

- С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю).

- Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

- В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? (Замена некачественного товара происходит в семидневный срок.)

- Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. ( Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

  1. Тренинг «Реклама».  (Каждый учащийся дома делает наброски своей рекламы.)

( 1. Каждая команда работает над проектом рекламы товара или услуги. Вид рекламы – заметка в газете, видеоклип, большой плакат на стене здания, радиореклама.

2. Каждая команда защищает свой проект, комментируют, отвечают на вопросы.

3. Выбирается самый оригинальный, способный привлечь внимание покупателей.)

  1. Инсценировка сказки. Посвящается потребителям. (слайд со сказочными героями)

Автор:

Яга на лавочке сидела,
Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала,
То головой качала.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Леший в гости к ней пришел,
Леший разговор завел:

Леший:

Ой, беда у нас, Карга!
Разорились мы дотла.
Пенсию не получаем,
И в кармане пустота.

Яга:

Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!

Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

Яга:         

Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава.

Леший:

Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.

Яга:

Мы откроем лавочку
По продаже чая.
Деньги заработаем
Быстро, отвечаю.
Веток наломаем,
Листиков насушим,
Быстро все смешаем,
Можно даже кушать.

Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

Автор:

В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.

Яга и Леший:

Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени.

Лиса: Милый, чая мне возьми!

Леший: Не скупись, братан, бери!

Волк:

Вот мотовка, вот достала!
Ладно, милая, купи!

Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

Лиса:

Ой, - Лиса вскричала громко. –
Ты, волчок, мне помоги!
Ой, в живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги.

Волк:

Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!

Автор:

Вот пришел к ним птица-грач,
Он отличный был ветврач.
Спинки им он всем послушал
И в рецепте написал:

Грач:

Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком
“Качество” его зовут
И гласит он там и тут:

Знак “Качество”:

В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…
Если пачка протекает
Или криво там и тут,
Неизвестно кто хозяин,
Где искать и как зовут,
Позвони в госторгинспекцию,
О подделке расскажи.
Специалисты вам помогут
И виновных враз накажут,
Предприятие закроют,
Не творите безобразие.

Все:

Будьте грамотны!
Будьте бдительны!
Дети, школьники
И их родители!

IV. Подведение итогов.

      Обращение к сказочным героям нам ещё раз позволило в доступной форме повторить Закон «О защите прав потребителей» и усвоить, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно решать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения наших прав, как потребителей. В итоге мы можем составить такую «Памятку потребителя». (На слайде)

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯ.

     Правильно оформляйте покупку. Обязательно берите чек. Если у вас его нет, лишь адвокат и только при наличии свидетелей сумеет вернуть деньги за негодный товар.

     Не торопитесь во время покупки, особенно если вас торопит продавец. Чем дороже вещь, тем дольше должна осуществляться покупка. Внимательно прочтите инструкцию, «сами нажмите на все кнопки».

     Никогда не покупайте товар в первом попавшемся месте. Небольшое покупательское путешествие расскажет вам о разумной  цене на приглянувшийся товар.

     Знайте свои права и будьте готовы за них постоять. Быть профессиональным юристом не обязательно, но самые простые знания защитят вас хотя бы от наиболее распространённых ошибок. В конфликтах с продавцом надо вести себя вежливо, но уверенно и энергично. У нарушителей не должно быть сомнений, что вы пойдёте до конца – в суд. Одно это может прекратить конфликт в самом начале.

      Никогда не покупайте с рук еду и лекарства. Очень уж велик риск.

V.  Домашнее задание.

    п. 13. Практикум выполнить в тетради.

(«Памятки потребителя» раздаются детям и присутствующим на уроке гостям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight

Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....

Конспект урока по обществознанию в 7 классе по теме: «О самых важных правах с точки зрения подростка».

Конспект урока по обществознанию по теме: «О самых важных правах с точки зрения подростка»....

План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"

Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.

Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....

конспект урока Отмена крепостного права 8 класс

конспект урока Отмена крепостного права 8 класс...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...