конспект урока Отмена крепостного права 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
конспект урока Отмена крепостного права 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otmena_krepostnogo_prava.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цельурока:
- Помочь учащимся осознать и оценить цели крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян; подвести учащихся к выводу о незавершенности, половинчатости реформ 60-х годов, приведших страну к революционному решению вопроса о земле.
- Продолжить работу по формированию важнейших интеллектуальных умений: анализа, сравнения, обобщения, участия в полемике, работы с историческим документом; развивать умение определять групповые и классовые интересы при проведении крестьянской реформы 1861 года.
- Способствовать нравственному осмыслению отмены крепостничества, воспитанию целеустремленности, готовности аргументировать собственное мнение.
Задачи урока:
1. Выяснить основные положения крестьянской реформы 1861г, дать ей оценку.
2. Развивать умение работать с историческими источниками, картой, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.
3. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к историческим деятелям, внесшим большой вклад в процесс освобождения крепостных крестьян, к правам человека.
Оборудование урока:
Карта “Развитие России в пореформенный период”, мультимедийный проектор, проект Парфенова “Российская империя”, манифест “О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ”, данные статистического материала и диаграммы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
Мотивация 2 мин | Дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить сегодня очень интересный и полезный экскурс в события середины XIX века, в эпоху либеральных реформ 60-70-х годов. Толчком для них послужила крестьянская реформа 1861 года. Скажите, а нужно ли нам изучать реформы 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания? Эти знания нужны для понимания реалий сегодняшней жизни, для понимания причинно-следственных связей событий, отдаленных во времени. Интересен и такой факт. В это же время (60-е годы XIX века) проходили реформы Мэйдзи в Японии, так же как и в России – путем “сверху”. Япония, благодаря им, сумела “отвоевать” место под солнцем, а Россия “нажила” революцию. Почему? Об этом поговорим на заключительном по теме уроке. | Возможный ответ: Причины нерешенности крестьянского вопроса, истоки революционности, аграрный вопрос в конце XX века - проблемный |
|
Постановка целей 2,5 мин | Крестьянская реформа 1861 года стала отменой крепостного права, которую так ждала Россия. Давайте подумаем, означало ли это конец векового рабства? Запишите в тетрадь проблему. Давайте спланируем цели урока и перспективу изучения данной проблемы. | Запись темы в тетрадь. Планируют цели урока: Каковы цели политики, условия освобождения, оценить результаты отмены; по мере работы с документами – определять классовую направленность реформ, интересы различных социальных групп | В конце обсуждения возможных целей урока – слайд презентации |
Всю важную информацию об изучаемых нами реформах мы систематизируем в аналитическую таблицу “Крестьянская реформа 1861 года”. Такие таблицы – оптимальный способ свертывать знания, осмысливать и оценивать последствия реформ. Для тех, у кого по истории – “5”, ее заполнение обязательно. | Учащиеся готовят форму таблицы в тетради с опорой на образец (оптимальный вариант - получение опорного листа с заготовленной таблицей) |
| |
Сегодня на уроке мы начинаем анализ крестьянской реформы. Прошу вас сделайте первую запись. | Записали название реформы |
| |
Постановка проблемы 3,5 мин. | Крепостное право, это рабство, позор России. Так считали все передовые люди. Согласны ли вы с этим? Мы знаем, что предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как. В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено? Как стал решать эту проблему Александр II? Вот здесь заложен алгоритм решения проблемы: на каких условиях освобождение – было ли это концом рабства? | Согласны, комментарии Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян. Нежелание дворян, неспособность противостоять им. Создание комитетов, решительная позиция государя. | Фрагмент проекта Слайд “Подготовка реформы” |
Инструктаж перед работой с документами 1 мин | Сначала нам предстоит выявить условия освобождения крестьян. Мы сделаем это, работая с содержанием ряда положений, подписанных Александром II 19 февраля 1861 года. Перед вами фрагменты этих документов. Внимательно их изучите и выполните задания. Начинаем работу. Если есть вопросы, поднимите руку. |
|
|
Работа с документами 4 мин. |
| Изучают фрагменты документов, выполняют задания к ним |
|
Условия освобождения крестьян.
8 мин. | Прошу вас, на каких же условиях освобождались крестьяне? Участвуем все. Эти условия освобождения и составляют содержание реформы в таблице. Выясним другие детали освобождения крестьян: Охарактеризуйте процедуру разработки условий отмены крепостного права. Что такое уставная грамота? Каково ее назначение? Сформулируйте гражданские права, получаемые крестьянами на основании Положений. Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, но…без господ. Исполнилась ли мечта крестьян? Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами. | Личная свобода крестьян, освобождение крестьян с землей, выкупные платежи, временнообязанное состояние крестьян до заключения выкупной сделки. Комментарий учащихся (дворянские губернские комитеты) Документ, определявший условия освобождения каждой семьи (размер надела, повинности, размер выкупа) - свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, вступать в брак без разрешения помещиков Не получили земли. Анализ огромных полномочий помещиков – фрагменты №1, 2, 3. | По мере формулирования условий на экране проецируется презентация Фрагмент проекта (“понимают, что обманывают”) |
2. Решение проблемы урока. Крепостнический характер реформы Инструктаж для работы с документами 1 мин. | Александр II, обращаясь к Государственному совету в январе 1861 года, сказал: (читает) Нам предстоит сейчас выяснить, какой смысл вложил государь в эти слова. Поможет нам предлагаемый для исследования материал. На этом этапе урока я прошу вас и вас быть либералами, вас и вас – радикалами. У нас есть сегодня работа для историографов, для статистов и, наконец, для аналитиков. Возражений или обмена заданиями нет? Замечательно. |
| “Вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, - сделано”. |
Работа с документами. 4 мин. |
| Изучают предложенные документы, анализируют их по предлагаемым заданиям, сопоставляют статистический материал, обсуждают в группах полученные выводы. |
|
Последствия и значение реформы
12 мин. | Безусловно, крестьянская реформа содержала колоссальный потенциал для развития России. Я прошу либералов познакомить нас с результатами исследования в области прогрессивных черт реформы. Продолжаем работать с таблицей, куда заносим результаты работы всех групп. Обратите внимание на карту: распространение капитализма в сельском хозяйстве шло двумя путями: “фермерским” (без феодальных пережитков) и “прусским” (с сохранением отработочной системы). Это был капитализм с его рыночной системой | положила начало ускоренной модернизации страны (мощный импульс для развития рыночных отношений); дала толчок для развития других либеральных реформ (земской, городской, судебной, военной, образования); - подтвердила возможность и плодотворность мирных преобразований по инициативе власти (в США подобные реформы в это же время – в результате гражданской войны). | Показ путей развития капитализма различных районов страны |
Из истории 8 класса мы знаем, как крестьяне приняли реформу. Мы увидим видео сюжет об этом и постараемся понять, почему реформа крестьян разочаровала? Какие вековые мечты крестьян не исполнились? Радикалы, помогите нам понять настроения крестьян? | Работа группы “радикалов”. - сохранение ряда пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение, что привело к крестьянскому “малоземелью” или “безземелью”, самодержавие; - существование отработочной системы (земельный “голод”); - тяжесть выкупных платежей; - сохранение общины как препятствия на пути развития предпринимательства | ||
|
| Незавершенный характер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России. | (отсутствие собственности на землю, сохранение коллективистских традиций, патриархальный характер деревни, круговая порука, ежегодные переделы земли). | Слайд “Незавершенность реформ” |
Историографы, скажите нам, пожалуйста, заметили ли историки, что эта реформа была крепостнической от начала до конца? | Комментарий “историографов”. |
| |
Крепостное право отменено, но окончено ли рабство? Получены ли права свободных сельских обывателей, что являлось целью реформы? Мы располагаем интересными статистическими данными. “Статисты” их внимательно изучили и готовы участвовать в обсуждении. | “предоставить крестьянам права свободных сельских обывателей”. Нет, сохранено временно обязанное состояние с сохранением повинностей в пользу помещиков Работа группы “статистов” | Слайды презентации Диаграммы о сокращении крестьянских наделов. Выкупные платежи крестьян выплачены вместо 544 млн. рублей – 867 млн. рублей. | |
Для представления полной картины особенностей реформы нам не хватает определенной информации, которой с нами поделятся наши “аналитики”. | Работа группы “аналитиков”. (Государство сделало все, чтобы получить наибольшую выгоду от реформы, не вложив в ее осуществление никаких средств). |
| |
| Мы можем сказать, что повышение престижа государства оплачивалось крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете, безземелье и бесправии. Теперь мы можем с полной уверенностью отметить, была ли реформа – настоящим освобождением крестьян? Свобода на словах, а на деле… Вот почему Некрасов, обращаясь к своим современникам, вопрошал: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Не только поэты и писатели, но и художники силой своего мастерства заставляли задуматься, свободен ли, счастлив ли, полноправен ли народ? | Мнение учащихся: нет, отмены рабства не произошло. | Демонстрация полотен Мясоедова “Земство обедает”, Перова “Крестный ход на пасхе” |
| Сейчас мы должны, пользуясь полученной сегодня информацией, определить историческое значение реформы. Пожалуйста, “историографы”. Какие оценки историков вы определили? | Работа “историографов” |
|
Обобщение 3 мин. | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в том же 1861 году в журнале “Современник” написал: (читает) В чем же, по мнению Салтыкова-Щедрина, заключалась нравственная сила русского народа? | Выступления против реформы были только в год реформы Смогли выдержать тяжесть реформы. Стали считать Александра освободителем. | На экране слова Салтыкова-Щедрина “Вникните в смысл крестьянской реформы, взвесьте все ее подробности, припомните обстановку, среди которой она свершалась, и вы убедитесь…что, несмотря на всю забитость и безвестность, одна только нравственная сила народа и произвела всю реформу”. Фрагмент проекта “Крестьяне после реформы”. |
Итоги урока | В чем же величие реформы 1861 года? Высшую оценку “аналитика” заработал на уроке… Высокие оценки “исследователей” получают… А все мы с вами стали свидетелями замечательного расследования века “Революция реформ”. Именно так окрестил реформу 1861 года Ф.М.Достоевский. | Нравственное значение – уничтожение личной зависимости крестьян. Толчок для развития всех реформ |
|