Открытый урок по технологии "Семейный бюджет"
учебно-методический материал по технологии (8 класс)

Класс: 8.

 

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

 

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

 

Задачи:

Образовательные:

  •  рассмотреть различные виды бюджета;
  • сформировать понятия бюджет, доход, расход;
  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
  • сформировать представление о структуре бюджета семьи;
  • познакомить с основами домашней бухгалтерии.

Развивающие:

  • сформировать качества рачительного хозяина;
  • сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

 

Тип урока: изучение нового материала получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний,  применение  знаний на практике).

 

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ

 

Средства обучения: Электронная презентация, инструкционная карта, практическая работа.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_semeynyy_byudzhet.doc99.5 КБ
Файл byudzhet_semi._dohody_i_rashody.pptx78.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Методическая разработка урока

«Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

Леоненкова Н.Ф., учитель технологии

Класс: 8.

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

  •  рассмотреть различные виды бюджета;
  • сформировать понятия бюджет, доход, расход;
  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
  • сформировать представление о структуре бюджета семьи;
  • познакомить с основами домашней бухгалтерии.

Развивающие:

  • сформировать качества рачительного хозяина;
  • сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Тип урока: изучение нового материала получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний,  применение  знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ

Средства обучения: Электронная презентация, инструкционная карта, практическая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


План-конспект урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Сообщить учащимся тему и цель урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: 

Цитата на доске

«Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить», – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

Проблемный вопрос:

Для чего нужно планировать бюджет семьи?

Учитель: 

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

  1. Формирование новых знаний. Беседа

  1. Что такое бюджет семьи?

Учитель:

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

  1. Что такое доход? Совокупный доход?

Учитель:

Доход - деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

  1. Что такое расход?

Учитель:

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.

  1. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

  1. Что входит в семейный бюджет?

Учитель: 

В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.

Задание

  1. Используя доску, распределить основные источники по статьям дохода и расхода.

Что входит в статью дохода?

Что входит в статью расхода?

Проверка выполненного задания

Семейные доходы

(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы

(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

– выплат и льгот от общественных организаций;

– от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Обязательные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20

10

5

Основные источники дохода семьи могут быть следующие:

  • заработная плата
  • пенсии, стипендии, пособия
  • от личного подсобного хозяйства
  • от предпринимательской деятельности
  • от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).

Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Основные статьи расходования семейного бюджета:

  • потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).
  • налоги, платежи по кредитам.
  • Накопления

  1. Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

Основные принципы составления плана расходов:

  • подсчитать общую сумму доходов;
  • вычесть обязательные платежи;
  • определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);
  • учесть сезонные расходы (подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);
  • учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);
  • рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.

  1. Первичная проверка усвоения знаний.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
  2. Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?
  3. Перечислите источники доходов вашей семьи?
  4. На какие виды расходов распределяется доход семьи?
  5. Что включают в себя обязательные платежи?

Учитель:

  • налоги;
  •  взносы в общественные организации,
  •  погашение ссуд в банке, кредитов;
  • оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода, электроэнергии, телефона, радио и т.д.);
  •  транспортные расходы;
  •  оплата детского сада;
  •  дополнительные услуги образования.
  1. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?
  2. Кто в вашей семье является «домашним бухгалтером»? Почему?

Учитель:

Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени.

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться.

Вывод по уроку:

  1. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи?
  2. Так как же надо планировать семейный бюджет?

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.

А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги».

Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

да

нет

  1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

  1. Вы увидели модную вещь. Будете ли      интересоваться ее стоимостью  и просить на нее денег у родителей?

  1. Считаете ли вы, что холодильник более  необходимая вещь, чем музыкальный центр?

  1. Покупаете ли про запас постельное белье?

  1. Заказываете ли такси, когда вам необходимо   ехать  далеко,   а   на   улице дождь?

  1. Верите ли вы, что свое материальное
    положение можно улучшить, участвуя в

различных лотереях, розыгрышах?

  1. Помогают ли вашей семье дедушка и
    бабушка средствами для покупки вещей?

  1. Берете ли вы ссуды?

  1. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

  1. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось? (слайд 19)

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Домашнее задание

  1. Как ты участвуешь в распределении расходов своей семьи? Опиши свою роль в этом мероприятии.
  2. Предложить способы решения проблем по учету семейных или личных доходов и расходов, накопления средств на приобретение дорогостоящих предметов.

  1. Подведение итогов.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  1. Что такое бюджет?
  2. Какой бюджет можно назвать сбалансированным?
  3. Назовите пути экономии средств в семье.

Учитель:

Пути экономии средств в семье:

  • экономия на питании
  • экономия на услугах
  • приобретение качественных вещей.
  1. Как бы вы улучшили бюджет своей семьи?

Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета

Слайд 2

Повторение Что такое потребность? Какие виды потребностей вы знаете? Как называется эта пирамида?

Слайд 3

Бюджет семьи Материальное положение семьи, состояние ее финансов характеризуются семейным бюджетом, показывающим величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи. Бюджет - слово французское, его буквальный перевод - денежный кошелек

Слайд 4

БЮДЖЕТ СЕМЬИ Семейный бюджет — это финансовый план, который представляет собой список статей доходов и расходов с установленными ограничениями на некоторый период в будущем (на неделю, месяц, год), баланс семейных расходов и доходов. Другими словами - это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи.

Слайд 5

Баланс Баланс (франц. balance , буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши), 1) равновесие, уравновешивание. 2) Система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.

Слайд 6

ДОХОДЫ Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Доходы Натуральные Денежные

Слайд 7

РАСХОД Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее

Слайд 8

Структура семейного бюджета Цель составления семейного бюджета — контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины

Слайд 9

Струкра семейного бюджета Доходы семьи Заработная плата всех членов семьи 80% Пособия, пенсии, стипендии 9% Доходы личного подсобного хозяйства 5% Доходы из других источников 6%

Слайд 10

Структура семейного бюджета доходы = расходам Сбалансированный бюджет доходы ≤ расходы Дефицит доходы ≥ расходы Избыток Д Р Д Р Д Р

Слайд 11

Советы бережливым людям Планируйте покупки Составьте список Походите по магазинам, сравните цены Следите за распродажами Попробуйте договориться о более низкой цене Изучайте рекламные предложения Просматривайте объявления Ищите качественный товар Учитывайте срок годности, гарантии и ремонт Выясните, будет ли выгодна оптовая покупка Можно ли купить бывшую в употреблении вещь Проверьте надежность источника информации

Слайд 12

ИТОГИ Что такое? Бюджет семьи. Доход. Расход. Структура семейного бюджета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Открытый урок в 7 классе "Математика и семейный бюджет"

Открытый урок по математике в 7 классе коррекционной школы "Математика и сесмейный бюджет"...

Открытый урок по технологии в 8 классе. Тема "Личный и семейный бюджет"

Данный урок является комбинированным. Учитель обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Личный и семейный бюджет», а также вводит новые понятия темы. Урок разработан в технологии разв...

Открытый урок СБО тема БЮДЖЕТ

Открытый урок СБО тема БЮДЖЕТ...

Открытый урок в 6 классе "Бюджет семьи"

Конспект и технологическая карта к уроку по математике в 6-ом классе "Бюджет семьи"....

Открытый урок по теме «Бюджет семьи и планирование расходов»

ЦЕЛИ:Дидактические: Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую док...