Рабочая программа Кружка "Лоскутное шитье"
рабочая программа по технологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье и виды аппликации, как декоративные элементы домашнего интерьера. В процессе практической работы, которая является основном формой обучения, учащиеся последовательно осваивают навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа кружка31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время такое рукоделия становится все более распространенным среди молодежи. Программа «Лоскутное шитье» знакомит учащихся  о традициях лоскутного шитья и аппликации. Изготовление изделий в данной технике не требует больших материальных затрат, изготавливаются из доступных, легко обрабатываемых материалов, которые чаще всего являются «отходами» домашнего хозяйства. Девочки смогут сделать много интересных и полезных вещей, что становится особо актуальным в наши дни.

Отличительная особенность программы: самопознание через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность организовать ребенка в социокультурной среде и создать условия для его творческой самореализации.

Программа «лоскутная пластика» рассчитана на один год, 35 недель (70 часа) обучения, один раз в неделю по 2 часа. 

Образовательной областью данной программы является изучение традиций и их проявление в народном творчестве, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах, изменяет интерьер квартиры и даёт новую жизнь старым вещам.

Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье и виды аппликации, как декоративные элементы домашнего интерьера. В процессе практической работы, которая является основном формой обучения, учащиеся последовательно осваивают навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.

Цель:

Ознакомление учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания по технике лоскутного шитья; обучить выполнять изделия в технике лоскутной пластики по алгоритму и самостоятельно; расширить знания о традициях, творчестве, быте народов ХМАО-Югры.

Воспитательные: вызвать интерес декоративно-прикладному творчеству; развивать творческие способности личности, такие как: трудолюбие, аккуратность, активность и самостоятельность; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.

Развивающие: развитие художественного вкуса и творческих способностей; самоконтроля и взаимоконтроля,  сенсорные и моторные навыки учащихся, пространственное воображение, глазомер.

Большая часть занятий практическая работа, в том числе и самостоятельная.

        Образовательная программа «Лоскутное шитье» предназначена для учащихся среднего школьного возраста (11-13 лет) и предполагает, что группы могут быть разновозрастными, обязательное условие: подготовка детей либо начальная, либо полное отсутствие.

Ожидаемые результаты

Могут знать:

  • технику безопасности при работе с иглой, ножницами, швейными булавками;
  • свойства тканей;
  • ручные швы:
  • приемы выполнения машинных швов;

Могут уметь:

  • правильно организовывать рабочее место;
  • заправлять машину;
  • правильно подобрать ткань и подготовить её к работе;
  • отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;
  • выполнять способы сборки лоскутов;

Могут владеть:

  • навыкам сметки изделия;
  • составлением композиционного построения узора;
  • знаниями о различных видах швов;
  • культурой оформления своей работы.

Программа предусматривает достижение следующих воспитательных результатов:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Технология»;
  • повышение уровня знаний по данному разделу предмета «Технология»;

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными учащимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету ,так и на занятиях дополнительного образования.

Это такие результаты, как :

  • участие школьников в школьных конкурсах, олимпиадах.
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации из разных источниках;

Содержание программы

Раздел 1. Основы русского декоративного искусства

  1. Вводное занятие

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества народов нашей страны. Краткая история создания изделий из лоскутков. Традиции в искусстве народов нашей страны. Демонстрация образцов и изделий. Связь с направлениями современной моды. Возможности лоскутной пластики.

Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием, инструментами. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Основы композиции

  1. Основы композиции

Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора. Определение места и размера узора в изделии. Пропорции элементов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвет. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета. Эскиз. Подбор ткани по цвету, фактуре и рисунку. Составление мозаики из ткани.

Практическое занятие:

  • Выполнение эскиза в цвете.
  1. Изготовление шаблонов, создание банка идей

Знакомство с различными способами изготовления шаблонов из бумаги. Выбор изделия и техник выполнения. Изготовление шаблонов по эскизам и параметрам изделия.

Практическое занятие:

  • Изготовление картонных шаблонов.
  1. Выбор схемы с помощью компьютерной программы

Работа с компьютерной программой. Выбор схемы, составление композиции, используя компьютерную программу.

  1. Основные приемы работы в технике лоскутного шитья.

Техника «полоска». Техники «квадрат», «треугольник». Ускоренные техники. Изготовление шаблонов из картона, разработка эскиза изделия, расчет припусков на швы.

Треугольники. Из отдельных полос. Выполнение «лабиринта» из полос. Блоки. Сборка блоков. Выполнение узора из блоков. ВТО изделия. Выполнение образцов.

Практическое занятие:

  • Изготовление мотива «Лабиринт».

Раздел 3. Основы материаловедения

  1. Классификация текстильных волокон. Подборка тканей

Классификация текстильных волокон. Определение натуральных и синтетических тканей. Свойства тканей. Физико-химические свойства волокон. Технологические свойства растительных и химических волокон. Определение свойств тканей. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой, долевой нити в ткани. Определение в ткани вида переплетения.

Определение натуральных и синтетических тканей. Подборка ткани по цвету, фактуре, рисунку. Особенности тканей при выполнении изделия.

Влажно-тепловая обработка различных тканей. Тканые и нетканые материалы. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практическое занятие:

  • Определение лицевой и изнаночной сторон, видов переплетения нитей.
  • Подбор тканей для мотива.

Раздел 4. Машинные работы

  1. Машинные работы

Знакомство со швейной машиной: устройство, назначение и принципы работы. Заправка верхней и нижней нитей. Уход за машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки. Выполнение соединительных швов («расстрочной», «стачной», «настрочной»). Выполнение краевых швов (в подгибку с закрытым срезом, с открытым срезом, окантовочным закрытым).

Практическое занятие:

  • Выполнение машинных швов.

Раздел 5. Технология выполнения в лоскутной технике

9. Технология выполнение изделий в лоскутной технике

Традиционный шестиугольный орнамент. Косые ручные стежки. Посадка лоскутков на бумажную подкладку.

Соединение лоскутков. Потайной шов. Отделка. Изготовление мотивов орнаментов. Соединительные машинные швы. Краевые машинные швы. Декоративные швы. Выполнение образцов.

Ускоренные техники. Треугольники. Выполнение образцов из отдельных полос. Выполнение «лабиринта» из полос. Блоки. Выполнение узора из блоков. Узор «изба» (выполнение образца). Узор «пирамида» (выполнение образца). Отделка изделия. Обработка косой бейкой. Обработка каймой.

Практическое занятие:

  • Раскрой изделия по шаблонам.
  • Сборка блоков.
  • Отделка изделия косой бейкой.

Раздел 6. Изготовление изделий в технике аппликации

  1.  Изготовление изделий в технике «аппликация». Ремонт износившейся одежды

Аппликация из бросового материала. Изготовление выкроек. Изготовление плоскостной аппликации. Накладная аппликация из ткани.

Практическое занятие:

  • Эскиз аппликации и подбор материалов для нее.
  • Изготовление аппликации: ручные и машинные швы.
  • Оформление фурнитурой, закрепление ее.

Раздел 7. Аппликации из меха и кожи

11. Аппликации из меха и кожи

Аппликация из кожи. Выбор кожи. Аппликация из меха. Основные правила работы с кожей и мехом. Оформление фурнитурой аппликации.

Практическое занятие:

  • Эскиз аппликации и подбор материалов для нее.
  • Изготовление аппликации.
  • Оформление фурнитурой, закрепление ее.

Раздел 8. Выставка творческих работ.

Оформление работ для выставки. Паспорту: основные требования и правила.

Практическое занятие:

  • Изготовление паспорту для изделия.

     Раздел 9. Защита проекта.

Составление текста защиты проекта, основные требования к проекту.

Практическое занятие:

  • Составление текста защиты.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы русского декоративного искусства

2

2

Раздел 2. Основы композиции

10

3

7

Раздел 3. Основы материаловедения

2

1

1

Раздел 4. Машинные работы

4

1

3

Раздел 5. Технология выполнения в лоскутной технике

23

Раздел 6. Изготовление изделий в технике аппликации

10

2

8

Раздел 7. Аппликации из меха и кожи

10

2

8

Раздел 8. Выставка творческих работ

3

2

Раздел 9. Защита проекта.

2

Всего

72

31

41

Литература:

1.Большая детская энциклопедия Досуга . «РОСМЭН»,2001 г.-242с.

2.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесёл .Ярославль , « Академия»,1997г.-193с.

3.Каченаускайте Л.Аппликация .М.: АСТ ,Донецк :Сталкер,2005г.-76 с.

4.Пронина Л.Уроки детского творчества. М.: Просвещение ,2001г.-242 с.

5.Рукоделие .Лоскутная пластика .№2,2002 г.

6.Современная энциклопедия для девочек ./Авт.сост. .А. Добрицкая, .М. Волчек .-Мн.Современный литератор,1995 г-608 с .

7.Чудеса из ткани своим руками .Ярославль , «Академия»,1997г.-193с

8.Я познаю мир :История вещей .Дет. энцикл./Н.Орлова ,К.Буровик .М.:ООО Изд-во Астраль ,ЗАОНПП «Ермак»,2004г.-509 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Кройка и шитье"

Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории  моды, модельерах, стилях одежды и,...

Дополнительная общеразвивающая программа "Чердачок" (шитье интерьерных игрушек, скрапбукинг, кардмейкинг, декупаж)

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чердачок» является программой художественной направленности.Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, изготовлен...

Рабочая программа "Вышивка и лоскутное шитье"

Данная программа относится к художественно-эстетической направленности и расчитана на два года обучения....

Рабочая программа по предметному кружку "Уроки шитья" для 5, 6 классов

В рабочей программе указаны темы занятий по шитью для начинающих. Уделено внимание ручным и швейным работам, изготовлению готового изделия....

Рабочая программа "Шитье"

Содержание программы 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 часа            Цели и задачи обучения: Содержание программы объеди...

рабочая программа "Лоскутное шитье"

Программа разработана для работы в творческом объединении...