Из опыта проведения практических занятий на уроках технологии в школе 8 вида
учебно-методический материал по технологии

Рахметов Георгий Шайзадиевич

      Особенностью нашего времени является то, что требования реформирования школы опережают возможности школы выполнить эти требования. Особенно проблематично перестроить трудовое обучение учащихся коррекционных школ, переформатировать его на подготовку школяров по современным, востребованным на рынке труда профессиям. В этой ситуации одни продолжают работать по отработанным программам и методикам, но есть и те, кто решил ступить на тернистый путь перемен. Им ,в первую очередь, посвящена эта статья. Надеюсь, заинтересованный читатель найдет в ней полезную для себя информацию. А кто-то поделится своим опытом работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА  ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ 8 ВИДА

         Одной из проблем трудового обучения современных школьников является старая материально-техническая база учебных мастерских и отсутствие должного финансирования учебного процесса. Уверен, что каждый учитель технологии испытывал или испытывает трудности при проведении практических занятий с учащимися. Приходится решать . по крайней мере, пару непростых задач: где взять расходные материалы? где взять инструменты , чтобы их хватило на всех учащихся? По идее, образовательное учреждение, как прописано в руководящих документах, обязано обеспечить учебный процесс всем необходимым. На практике это становится проблемой самого учителя. На мой взгляд, именно поэтому многие трудовики не торопятся что-то менять в сложившейся практике трудового обучения в своей школе. За десятилетия преподавания предмета бывалый учитель накопил не только опыт, но  инструменты  и материалы на годы вперед. И зачем  что-то менять, даже если выученные им дети после школы не нашли себе работу по профилю обучения? Он же себе не враг!

        Однако, есть учителя трудового обучения, решившие шагнуть за рамки привычного, перейти на новые программы обучения школьников. Именно им адресована эта статья, в которой я поделюсь опытом организации практических занятий с учащимися старших классов школы 8 вида.

        Особенностью трудового обучения школьников с интеллектуальными  нарушениями ( а именно они обучаются в школе 8 вида) является то, что в старших классах они почти половину учебного времени проводят в мастерских. В учебном плане  две трети учебного времени отведено на практические занятия, т.е. десять учебных часов в неделю учитель должен занять школяров практической работой, обеспечив каждого инструментами и расходными материалами. И нередко ему приходится тратить собственные средства для приобретения самого необходимого: пилок для лобзиков, крепежа, лако-красочных материалов. Спасает то, что учебные группы в старших классах школы 8 вида, как правило, малочисленные.

 Четыре года назад я, с одобрения администрации школы , в  порядке эксперимента  перешел на программу подготовки рабочих по комплексному обслуживанию зданий( РКОЗ). Исходил из того, что освоившие курс к моменту окончания школы юноши будут иметь более широкие трудовые компетенции, и если даже не смогут трудоустроиться по специальности, в жизни не пропадут с багажом приобретенных знаний, умений и навыков. За основу была принята программа, разработанная коллективом авторов под руководством А.М.Щербаковой.  Программа предполагала изучение 27 тем, в том числе таких, как Основы электротехники, Основы сантехнических работ, Основы технологии штукатурно-малярных работ, Основы технологии плиточных работ. Что касается теоретической части , проблем не возникло. Выручил приобретенный опыт выполнения ремонтно-строительных работ и интернет. С практическими занятиями было сложнее, особенно при изучении тем, требовавших наличия разных материалов. Например, для проведения практической работы по теме «Ремонт пола из плитки ПВХ» нужно было найти в школе пол, покрытый плиткой ПВХ и требующий ее частичной замены, плитку для замены, режущий инструмент, мастику для приклеивания плитки к полу. И это, поверьте, не самая «материало затратная» тема. Спасало то, что первая группа обучавшихся по новой программе состояла из двух старшеклассников и доброжелательное отношение к нам заместителя директора по АХР. Мы были допущены в обширные кладовые завхоза- она находила для нас работу в школе. Кое-что мне приходилось докупать, но расходы были в разумных пределах. В общем, с первой группой программу мы выполнили полностью, успешно сдали экзамены. После окончания школы оба «первопроходца» поступили в колледжи, где получают профессиональную подготовку.

        Иные времена наступили когда ко мне пришла вторая группа учеников. Их было шесть. Занятия проходили в доставшейся мне по наследству слесарной мастерской, которую мы дооборудовали верстаками для проведения столярных работ. Пока изучались темы из раздела «Столярно-плотницкие работы» особых проблем не возникало, в том числе и при проведении практических занятий- столярное дело преподавалось в школе десятилетиями.  Но чем ближе мы подходили к новым темам, тем тревожнее становилось на душе. Мысли о том, как организовать практические занятия, где взять расходные материалы и инструмент не давали мне покоя. И тогда пришла идея сделать учебные тренажеры. Изначально предполагалось, что они  будут  многофункциональны, небольшого размера, просты в изготовлении. Обсудив с учениками идею создания тренажёров, мы приступили к их изготовлению. Первым появился тренажер для практических работ по теме «Укладка и ремонт рулонного покрытия пола из линолеума». Он представляет из себя прямоугольник из ДСП размером 350х550 мм, две смежных стороны которого обшиты  20 мм доской , выступающей над основанием на 90 мм. На этом тренажере можно  отрабатывать  а) подготовку основания под линолеум; б) разметку и разрезание линолеума в заданный размер; в) крепление линолеума к основанию; г) состыковку кусков линолеума; д) сварку линолеума; е) частичную замену линолеума; ж) установку плинтуса; з) удаление загрязнений с линолеума. И таких тренажеров у нас уже немало.

        Как же мы используем тренажеры при проведении практических занятий? Сначала повторяем теоретический материал, смотрим видео сюжеты из интернета. Потом группа делится на две команды, примерно равные по силе. Одна команда начинает выполнять задание, вторая следит за ходом работ, фиксирует ошибки, или работает на другом тренажере, выполняя свое задание. После завершения работ идет обсуждение. Такая организация практических занятий дает возможность всем ученикам поучаствовать в каждом этапе работы, приобрести навыки работы в команде. Учителю остается обеспечить группу необходимым инструментом и в ходе занятия следить за соблюдением правил безопасности учащимися.

        В конце сложных тем учащиеся выполняют контрольное задание. Оно может быть дифференцировано по сложности. Интеллектуальные нарушения проявляются у учащихся по-разному: в одной и той же группе есть юноши, уверенно владеющие электролобзиком, но есть и не переносящие одного звука работающего инструмента. При планировании практических занятий я стараюсь подобрать задания таким образом, чтобы все были включены в работу. Это относится и к контрольным заданиям. Например, при проведении контрольного занятия по теме «Устройство пола из ламината» сильным ученикам будет предложено провести на тренажере весь объем работ, начиная с установки лаг, другие будут собственно укладывать ламинат на уже подготовленное основание, а третьи после укладки ламината будут еще  устанавливать плинтусы.

        При проведении практических, да и контрольных занятий тоже, я разрешаю ученикам пользоваться технологическими картами выполнения работ, которые мы составляем в ходе изучения темы на уроках теории. Разрешаю им совещаться, спорить, обсуждать план работ; стараюсь не вмешиваться до последнего. Иногда позволяю совершать ошибки, если это не влечет за собой большого расхода материалов. Стараюсь не давать готовых ответов на вопросы-приучаю школяров находить ответы в интернете, в учебной литературе. И радуюсь, когда они отвергают мою помощь, проявляют самостоятельность. И печалюсь, думая о их будущем. Я знаю, что даже самые умелые мои ученики на производстве могут в лучшем случае быть помощниками специалистов. Я знаю, что половина из них не будет трудоустроена. Но я уверен, что приобретенные  на уроках труда навыки и умения пригодятся им в жизни. В конце концов, настоящий мужчина-это тоже профессия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока....

Конспект практического занятия по профилактике курения в школе

Краткий конспект занятия по профилактике курения 7м классе...

Практические работы к урокам технологии

Перечень практических работ для уроков технологии...

Презентация по теме "Демонстрации, экспериментальные и практические работы на уроках физики общеобразовательной школы, как средства возбуждения интереса к предмету, развития материалистического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природе, обуч

В презентации представлен опыт применения на уроках физики демонстрационного эксперимента, проведения практических работ каксредства развития интереса к предмету, воспитания в обучающихся таких качест...

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии  по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...