Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.
материал по теме

Фаркова Галина Вениаминовна

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie._pedsovet.odt16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

       «Средняя  общеобразовательная  школа  № 5»

 

Доклад для педагогического совета

 «Здоровьесберегающие технологии в школе»

Виды учебной деятельности : рациональный

уровень их продолжительности и чередования

                      Доклад  подготовила  учитель  русского  языка

                                          и  литературы  МБОУ « СОШ№5 » Фаркова Г. В.

               Торжок,2012 год

 

   Одной из важнейших тем для разговоров, обсуждений и различных научных работ с незапамятных времён является здоровье человека. За последние годы по оценке специалистов состояние здоровья россиян значительно ухудшилось по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад.

    Особую заботу вызывает у медиков состояние здоровья российских школьников. Известно, что здоровье ребенка, его рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт .Для детей 6-17 лет этой средой является школа.

    Наша система образования постоянно претерпевает изменения. Учащиеся и учителя, работающие в школе, испытывают на себе все плюсы и, к сожалению, минусы нововведений. По данным Министерства образования за период с 1945 года и по сей день  значительно сократилось количество часов, отведённых на изучение всех учебных курсов, а их объём и содержание  нисколько не сократились. Это неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и учебной нагрузки на детей. Отсюда усталость, утомление, переутомление и как следствие, развитие нервных, психо-соматических, острых и хронических нарушений здоровья. Это лишь один из примеров негативного влияния школьной образовательной среды на ребёнка.

     Сохранять и укреплять здоровье учащихся во время учебного процесса, воспитывать в них культуру здоровья, формировать представление о здоровье как ценности, создавать благоприятные условия для обучения детей, рационально организовывать учебный процесс без вреда для здоровья учителю поможет использование  школьных здоровьесберегающих технологий в своей работе.

      По словам профессора Н .К. Смирнова "здоровьесберегающие образовательные технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся".

            Здоровьесберегающие технологии делят на три основные группы:

1)психолого-педагогические технологии, которые учитель использует на уроках и во внеурочной деятельности;

2)технологии, которые обеспечивают оптимальные гигиенические условия образовательного процесса;

3)технологии оптимальной организации учебного процесса.

      Меня, как молодого специалиста ,в первую очередь интересует вопрос, касающийся технологий оптимальной организации учебного процесса в системе здоровьеоберегающих технологий. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость для меня приобретает форма организации и виды учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная и групповая. Наиболее полно они представлены в работах И. М. Чередова, Ю. Б. Зотова, Х .И .Лийметса, М. Д. Виноградовой и др.

       Кроме того в своей работе я стараюсь использовать различные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, инсценирование отдельных эпизодов художественных произведений, просмотр отрывков художественных или документальных фильмов, презентации и т. п. Хороший эффект даёт использование интерактивных обучающих программ, игровых технологий, ТСО.

      Смена видов деятельности в рамках одного урока литературы, например, не только снижает риск умственного утомления детей, но и позволяет избежать ухудшения зрения, которое возможно, если большую часть урока отводить для чтения, сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата, так как смена вида деятельности учащихся подразумевает смену позы детей. Это ещё и заменяет физкультминутку в младших классах.

       Чтобы оптимально безвредно организовать учебный процесс учителю необходимо чередовать виды деятельности в течение урока. Особое внимание учитель должен обратить на рациональный уровень их продолжительности. И хотя строгих рекомендаций по ограничению по времени отдельных видов учебной деятельности в методической литературе нет, было бы нецелесообразно ,например, отвести 30 минут урока на проверку домашнего задания, а оставшиеся 10-15 минут на изучение нового материала.

        Анализ методической литературы и собственный, пусть и небольшой, практический опыт позволили мне при организации урока выделить три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения , которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности.

               Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

                                5-25-я минута-80%;

                                25-35-я минута-60-40%;

                                35-40-я минута-10%.

         Также изменяется и интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

1-й этап.Врабатывание.5 минут.

2-ой этап. Максимальная работоспособность.20-25 минут.

3-ий этап. Конечный прорыв.10-15 минут.

        Стоит отметить, что на втором этапе на 15-ой минуте происходит максимальное снижение работоспособности ребёнка, а на третьем этапе её небольшое повышение.

        Сопоставив две таблицы, я пришла к выводу, что учитывая данные факты, я могу более эффективно работать, правильно используя различные виды деятельности учащихся на уроке, рационально определяя уровень их продолжительности и чередования.        

        На примере урока литературы, проведённом мною в седьмом классе, рассмотрим какие виды учебной деятельности можно использовать в рамках одного урока, как их можно чередовать и какое время отведено учителем для каждого вида работы.

                   Урок литературы, проведённый Фарковой Г.В. 27.01.12 в 7а классе.

Тема: Н .А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" .Историческая основа поэмы .Величие духа русских женщин, отправившихся в ссылку за своими мужьями.

Цели:1)учить школьников самостоятельно находить и систематизировать материалы для подготовки презентаций или докладов по биографии писателей;2)вспомнить исторические события, послужившие мотивом для создания произведения;3)развивать понятие о поэме как о жанре литературы;4)показать особенности русского характера, обозначенные в произведении;5)развивать интерес к истории России;6)развивать творческие способности школьников.

Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, атлас" История России ",учебник литературы 7 класс 2 часть под редакцией В. Я. Коровиной, рабочая тетрадь.

                               Ход урока:

I.Организационный момент:(1-2 мин.)

II.Основная часть:(35-40 мин.)

1)Проверка домашнего задания:(5-7 мин.)

-В 6 классе мы с вами уже знакомились с творчеством Н. А. Некрасова. Дома вы подготовили презентацию по биографии поэта. Давайте послушаем выступление одного из учащихся.

2)Объяснение нового материала:

а)Рассказ учителя:(5-7 мин.)

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н. А. Некрасова. Запишите тему урока:"Н .А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" .В течение урока мы попытаемся понять, какие исторические события легли в основу произведения, определить его жанр, тему и идею.

-Прочитав поэму дома, смогли ли вы понять, какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?

-Что вы знаете о восстании декабристов?

-Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?

-После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат, служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество, членов которого стали впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге.14 декабря, в день, когда на престол должен был вступить новый император Николай I,3 тыс. солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно генерал Милорадович убеждал их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек, и восстание было подавлено.

По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов, были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.

В примечании к "Русским женщинам" Некрасов указал, что не касается политической стороны события, но всё-таки именно он впервые изобразил восстание на Сенатской площади.

Вскоре за многими декабристами последовали  их  жёны : Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатства, общественное положение и ехали в неволю, в страшный климат Сибири, под ещё более страшный гнёт местной полиции.

Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей: "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня М. Н. Волконская". У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.

б)Анализ жанра и композиции произведения:(5-7 мин.)

-Как поэт определил жанр своего произведения?(Поэма)

-Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?

-Давайте обратимся к словарю русского языка С .И. Ожегова. Найдите, как он определяет значение слова "поэма" .Прочитайте.

-Запишите в тетрадь это определение. (Поэма-повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему).

-Докажите, что "Русские женщины"-поэма.

-Попробуем определить особенности композиции произведения .Для этого составим краткий план-перечень событий, изложенных в поэме. Будем читать и по ходу чтения составлять план.

                       Приблизительный план.

Часть первая.

I.Описание возка, на котором княгиня Трубецкая едет в Сибирь.

II.Отец готовит для дочери возок.

III.Прощание дочери с отцом.

Часть вторая.

I.Спустя два месяца. Описание пути возка.

II.Первый разговор княгини с губернатором.

III.Назавтра. Второй разговор.

IV.Спустя пять дней. Третий разговор.

-Подумайте, почему именно в таком порядке располагаются картины первой части поэмы?

-Для чего автор нарушил временную последовательность эпизодов?

-Каковы другие особенности композиции поэмы? Какое значение они имеют?

в)Беседа по тексту:(5-7 мин.)

-Итак, мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?

-Почему княгиня отказывается от всего, что имеет? Что считает своим долгом?

-Какие чувства испытывает князь, собирая в дорогу дочь? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать состояние отца?

-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?

-Как его описывает Некрасов?

-Кто встретил в Иркутске княгиню?

-Как автор называет почтенного генерала? Что он хочет этим сказать?

-Почему герой тянет время?

-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? Как эти слова характеризуют героиню?

-Как автор относится к героине? Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять?

-Как вы думаете, какова тема и идея произведения? В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин, описанных в поэме?

г)Инсценированное чтение по ролям(10-12 мин.)

-С.229-231.Роли: автор, княгиня, губернатор.

-Постарайтесь передать слушателям чувства героев.

3)Итог урока:(3 мин.)

-Понравилась ли вам поэма? Удалось ли чтецам передать нам чувства героев? Как вы думаете, актуальна ли тема "Русских женщин" в наше время?

       

Комментарий.

  Так как первые пять минут урока происходит только врабатывание учащихся, то это время я отвожу для проверки домашнего задания. К уроку я прошу детей самостоятельно изучить биографию поэта и подготовить краткие сообщения по данной теме. Очень хорошо вписывается в структуру урока презентация подготовленная одним из учащихся по данной теме, т. е. в рамках 5-7 мин. урока я реализую индивидуальную форму организации учебной деятельности школьников.

   Следующие 20 минут урока уходят на изучение нового материала, т.к. в это время и процент усвоения знаний и работоспособность учащихся достаточно велики. Часто я использую в основной части урока 3-4 вида учебной деятельности. На представленном уроке это рассказ учителя (исторический комментарий к поэме)-5-7 минут; анализ жанра и композиции произведения-5 минут(работа со словарём, работа над составлением краткого плана-перечня событий изложенных в поэме);беседа по вопросам учителя по тексту-5 минут.

     Оставшееся время урока, когда эффективность усвоения знаний резко снижается, я провожу инсценированное чтение фрагментов поэмы или использую такой вид учебной деятельности как чтение по ролям. Это , по моему мнению, даёт эмоциональную разрядку в ходе урока, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся.

           Таким образом, благодаря использованию на уроке различных видов деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечение наиболее комфортных условий для обучения. Применяя и чередуя их ,учитель минимизирует негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью школьников. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют решать задачи охраны здоровья ребёнка параллельно и психологическом, и физиологическом аспектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе....

Фрагмент учебно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.

Учебно-тематическое планирование в 3 классе с определением основных видов учебной деятельности (предметная, метапредметная)...

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Тематическое планирование по технологии с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  на 2017 - 2018 учебный год  для  6  класса...

Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).

Здоровьесберегающие  технологии  в   школе  на  уроках  и  внеурочной  деятельности (опыт  работы)....