"Проектная деятельность в реализации учебного предмета технология"
статья по технологии (5 класс)

 Цвирко Лариса Анатольевна

Использование проектной деятельности в 5 классе на уроках технологии на фоне снижения интереса учащихся к предмету и отсутствии мотивации  при выполнении практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья учителя технологии ГБОУ школы № 605

с углубленным изучением немецкого языка

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Цвирко Ларисы Анатольевны 

24.03.2019 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИЯ

Экономический курс страны на реализацию инновационной модели развития 2020 потребовал соответственных общесистемных изменений в образовании. Эти изменения направлены не только на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, но и на развитие познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, стоящих на пути преобразований.

Придя работать в образовательное учреждение после многолетнего перерыва, я столкнулась с тем, что современные подростки, живущие в непростых условиях возникновения, развития и укоренения общества потребления, окруженные агрессивными СМИ, пропагандирующими философию этого общества во многом утратили интерес к ручному труду, в котором заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка. К труду, который является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации в современном обществе и окружающей предметно-бытовой среде.

На фоне кризиса трудовой культуры и этики, игнорирования опыта предыдущих поколений семья также перестала быть местом, где дети, глядя на родителей, принимая активное участие в реализации их увлечений, замыслов и идей, получали бы первые навыки ремесла – учились шить, вязать, вышивать, выпиливать, выжигать, готовить и делать многое другое.

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена снижением интереса современных учащихся к предмету «Технология», отсутствием мотивации учащихся при выполнении заданий, предусмотренных разными разделами этого предмета.

1.1. Современные педагогические технологии

17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утверждён ФГОС основного общего образования второго поколения, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала «отставать от заявленной реальности».

Перед учителями назрел вопрос  как систему традиционного обучения, направленного на накопление знаний, приобретение умений и формирование навыков превратить в процесс развития личности ребенка, при котором дети получили бы возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире?

Как построить образовательный процес таким образом, чтобы

сформировать у ребенка в процессе обучения универсальные учебные действия, достигнуть личностных, предметных и метапредметных результатов, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса?

Неоценимую помощь в решении этих вопросов оказывает использование в процессе обучения современных образовательных технологий  технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, которые не только обеспечивают развитие школьников, но и становятся важнейшим критерием успешности учителя.

Надо отметить, что современные педагогические технологии, это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата, что позволяет:

  • легко вписываться в учебный процесс;
  • достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • обеспечивать интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • уделять особое внимание индивидуальности человека, его личности;
  • четко ориентировать детей на развитие их творческой деятельности.

На сегодняшний день в школе при организации учебного процесса активно используются такие технологии, как:

  • информационно – коммуникационная технология,
  • технология развития критического мышления,
  • технология проектной деятельности,
  • технология исследовательской деятельности,
  • технология развивающего обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • игровые технологии,
  • кейс – технология,
  • технологии уровневой дифференциации,
  • технология проблемного обучения,
  • технология интегрированного обучения.

В соотвествии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Какие же именно из вышеперечисленных инновационных технологий позволят наиболее продуктивно обеспечить достижение поставленных целей именно в образовательной области технология?

Ответ на этот вопрос можно увидеть в требованиях ФГОС: «совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности»

  1. Исследовательская деятельность учащихся – «образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач, с заранее неизвестным решением, направленным на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя предметника, научного сотрудника».[1]

Учебная исследовательская деятельность, так же как и научное исследование включает в себя три основные фазы:

  • фаза проектирования,
  • технологическая фаза,
  • рефлексивная фаза.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

  1. Проектная деятельность учащихся – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
  2. Технология уровневой дифференциации.

С целью учёта интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений (наличие мастерских, оборудования и соответствующих инструментов) программы по технологии в городской местности строятся по двум направлениям:

  • «Индустриальные технологии» (Технология. Технический труд);
  • «Технологии ведения дома» (Технология. Обслуживающий труд).

При этом выбор направления обучения осуществляется не по половому признаку, а исходит из образовательных потребностей и интересов учащихся.

При наполняемости классов 25 человек и более в целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации при проведении учебных занятий осуществляется деление классов на две группы, что позволяет активно использовть и такую образовательную технологию, как технология уровневой дифференциации.

Именно технология уровневой дифференциации позволяет наиболее полно учитывать интересы разных групп обучающихся (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.), их возрастные, индивидуальные и личностные особенности, создает возможность проектировать психологически комфортную образовательную среду.

Это обусловленно тем, что технология уровневой дифференциации – это такая форма организации учебного процесса, при которой учитель

  • работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
  • получает возможность созданиия разнообразных условий обучения с целью учета особенностей контингента обучающихся. [2]

Наиболее эффективной для реализации нового ФГОС в современных условиях развития образовательного учреждения для формирования соответствующих компетенций в рамках учебного предмета технология, по моему мнению, является технология проектной деятельности.

1.2. Метод проектов для реализации предмета технология в 5 классе.

К 5 классу обучающийся в соответствии с ФГОС второго поколения

  • способен сам моделировать свой образовательный маршрут с опорой на собственные интересы, мнения учителей, близких людей, одноклассников;
  • способен к целеполаганию, корректировке ранее намеченных целей, преобразованию учебной задачи в практическую;
  • может самостоятельно планировать необходимую деятельность на основе анализа условий достижения цели;
  • умеет сверять свои действия с различными источниками информации, находить эти источники и знает способы работы с ними;
  • умеет выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективные из них;
  • умеет самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • может извлекать информацию на основе наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
  • владеет навыками анализа абстрактных понятий, может устанавливать закономерности;
  • владеет алгоритмом построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
  • умеет выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • может представлять информацию в форме опорного конспекта, сложного плана, диаграммы;
  • уверенно использует простые схемы для демонстрации причинно-следственных связей;
  • способен логически выстраивать информационные блоки в устных и письменных высказываниях;
  • понимает необходимость выработки собственной позиции как отправной точки для любой учебной дискуссии;
  • демонструет вербальную культуру, этикет при донесении своей позиции;
  • понимает свои сильные и слабые стороны и умеет делиться своими ресурсами и использовать ресурсы других в своих целях;
  • осознает приоритет саморазвития, а не конкурентной борьбы.

Сформированность этих УУД позволяет учителю активно включать в образовательный поцесс для реализации предмета технология в 5 классе именно метод проектов.

Метод проектов – технология, позволяющая использовать исследовательские, поисковые, проблемные методы с одной стороны, и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей  с другой. [3]

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Основной целью метода проектов является необходимость стимулировать интерес школьника к решению различных проблем, возникающих на протяжении всей его жизни через формирование универсальных учебных действий.

Так же метод проектной деятельности дает обучающимся возможность

  • получения опыта практической деятельности для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
  • формирует умение адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды;
  • создает возможности для приобретение учащимися компетенций, необходимых в дальнейшей трудовой жизни.

Таким образом метод проектов органично вписывается в программу обучения технологии в 5 классе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Леонтович А. М. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей//Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М., 2006.
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2х томах, том 1 / Селевко Г. К.  М.: Народное образование, 2005.  856 с.
  3. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии. Основная школа / Даутова О. Б.,Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В.,  М.: Каро, 2015.  176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация учебного предмета « Технология организации текста и основы компьютерного делопроизводства» для социальной адаптации детей с ОВЗ.

В статье раскрываются причины введения данного предмета в коррекционной школе, цель исследования, методы работы с учащимися, основные задачи данного курса, опсывается какую роль играют здоровьесберега...

Статья СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПОДДЕРЖКА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Переписываться со школьниками через электронную почту не самый подходящий вариант. Так уж вышло, что лучше всего для нас с ребятами подошла социальная сеть «Вконтакте». До сих пор в нашем обществе быт...

Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»

Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к д...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...