Программа Мастерской Умелые руки
рабочая программа по технологии

Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки конструкционных материалов, творческое проектирование бытового макета, предмета декоративно-прикладного творчества.

Содержание рабочей программы «Творческая мастерская «Умелые руки» адаптировано к условиям сельской школы с малой наполняемостью.

Работа кружка построена в форме творческой мастерской. Это даёт возможность организовать занятия одновременно по нескольким направлениям, учитывая интересы каждого кружковца.

Скачать:


Предварительный просмотр:





Рабочая программа

 «Творческая мастерская «Умелые руки»»






Раднаев Г.Д.

учитель технологии

2017-2018 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки конструкционных материалов, творческое проектирование бытового макета, предмета декоративно-прикладного творчества.

Содержание рабочей программы «Творческая мастерская «Умелые руки» адаптировано к условиям сельской школы с малой наполняемостью.

Работа кружка построена в форме творческой мастерской. Это даёт возможность организовать занятия одновременно по нескольким направлениям, учитывая интересы каждого кружковца.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности:

  • изонить;
  • работа с бросовым материалом;
  • художественная обработка изделий из дерева (выпиливание, выжигание);
  • архитектурное моделирование.

Учащиеся могут на занятии одновременно заниматься в разных группах, что способствует их творческому развитию.

Содержание программы направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, изготовление игрушек, полезных предметов для школы и дома.

Работа с разными конструкционными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают определенные эстетические навыки.

Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Программа рассчитана на учащихся, проявляющих достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на обучающихся 4 – 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Выполнение программы рассчитано на один год.

Цели программы:

  • Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
  • Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
  • Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Ценности, на  которых построена программа:

  • самоопределение учащихся;
  • творческое развитие личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
  • нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:

1. Обучающие задачи:

  • приобретение общих представлений о  материалах и проектной работе;
  • усвоение элементарных знаний  в области материаловедения, технологии обработки материалов;
  • изготовление поделок и сувениров из различного материала;
  • правильное использование цветовой гаммы;
  • формирование у учащихся способности к планированию.

 2. Воспитывающие задачи:

  • выработка адекватной самооценки;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
  • воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать);
  • воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

3. Развивающие задачи:

  • развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
  • совершенствование интеллектуального потенциала личности;
  • развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
  • помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством,  и их популяризацией.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, шаблоны выкроек, схемы по бисероплетению, трафареты букв, приборы для выжигания и выпиливания.

Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клеи (ПВА, силикатный, обойный), бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, зубочистки, газеты, пластмассовые бутылки, диски, картон, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (1 час)

Знакомство с планом, режимом работы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.

Раздел 2. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (1 час).
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Связь народного декоративно-прикладного искусства с бытом.
Влияние исторических факторов на традиции народного декоративно-прикладного искусства. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства. Значение мастера в народном искусстве. Художественная промышленность. Коллективный характер творчества. Преемственность мастерства.

Раздел 3. Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков (20 час.). 1. Развитие математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.

Раздел «Количество и счет».

Упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета.

Дать понятие о точке отсчета.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2. Сенсорное развитие

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Умственное воспитание

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом, клеем.

Научить технике работы с изонитью.

5. Физическое воспитание

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Нравственное воспитание

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Эстетическое воспитание

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Развитие речевой блока

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «Изонить».

2. Формировать умения и навыки работы в новой технике.

3. Расширять представления учащихся о видах изобразительного искусства, изучать теоретический материал в области графического искусства.

4. Способствовать развитию у ребенка:

 мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

 сенсорного восприятия;

 глазомера;

 логического мышления;

 воображения;

 волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)

5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.

На занятиях учащиеся приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Работа с бросовым материалом.

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с техникой изготовления поделок из газет. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластиковых бутылок. Объемные композиции из различных бросовых материалов.

Практика.

Техника кручения трубочек. Техника резания пластиковых бутылок, вырезания деталей. Техника резания и сгибания дисков.

Художественная обработка изделий из дерева.

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Приёмы выжигания: плоское выжигание, глубокое выжигание. Правила выпиливания. Отделка изделий.

Практика.

Подготовка основы из древесных материалов. Перевод рисунка на основу. Работа над эскизом. Создание чертежей и рисунков для выжигания, выпиливания. Шлифование, перевод рисунка, выжигание, выпиливание элементов рисунка.

Моделирование.

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Приёмы изготовления макетов из плоских деталей.

Заготовка отдельных деталей макета. Вырезание отдельных деталей. Техника безопасности во время работы с резаком. Оклейка плоских деталей спичками или другими природными материалами. Подгонка и подрезка размеров, предварительная стыковка их. Изготовление приспособлений. Заготовка дополнительных деталей.

Разработка и приёмы изготовления объемных макетов.

Сборка собранных отдельных деталей в объемную композицию. Подгонка деталей. Изготовление и окончательная подгонка дополнительных изделий. Окончательная сборка изделия.

Элементы художественного конструирования.

Знакомство учащихся с элементами художественного конструирования. Приемы и способы конструирования. Отделка изделия морилкой и лаком.

Практика.

Алгоритм работы над макетом садового домика. Работа над макетом .

Раздел 4. Изготовление изделий. Художественное оформление изделий (24 час.).

Практика. Технологии обучения:

Ведущими технологиями при изучении курса являются технология мастерских, проектная деятельность.

Предполагаемые результаты обучения

Знать/ понимать

 термины основных изучаемых понятий;

 назначение и свойства материалов;

 назначение применяемых ручных инструментов;

 виды, приемы и последовательность выполнения операций;

Уметь

 рационально организовывать рабочее место;

 изготовить простую работу в технике «Изонить»;

 работать по технологическим картам;

 выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;

 выполнять операции с использованием ручных инструментов;

 соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 получения сведений из разнообразных источников информации;

 организации индивидуальной и трудовой деятельности;

 создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;

 обеспечения безопасности труда;

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы

Дидактические материалы:

• Инструкционные карты и схемы базовых форм.

• Инструкционные карты сборки изделий.

• Схемы создания изделий

• Образцы изделий.

• Альбом лучших работ детей.

• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

• Методические разработки конспектов занятий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,

– в школе.

• Участие в районных  выставках и конкурсах.

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике изонити

Для работы учащимся потребуются:

1. Иголка с широким ушком.

2. Цветные катушечные нитки №20 - №40.

3. Ножницы.

4. Шило (короткое) его можно заменить булавкой с шариком на конце.

5. Кусок мягкой резины 1 см толщиной.

6. Цветной и белый картон 10*15 см.

7. Линейка. Её могут заменить трафареты (углов, окружностей, фигурные лекала).

8. Скотч узкий.

Раздел 5. Украшаем интерьер дома своими руками (20 час.).

Практика.

Объемные цветы и забавные игрушки, картины, панно из бисера. Изготовление из бисера предметов для дома по выбору учащихся.

Подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, декоративные панно и рамки для фотографий, изготовленных из бросового материала. Изготовление декоративного изделия для дома по выбору учащихся.

Сувениры, предметы быта, панно, оформленные в технике выпиливания, выжигания по дереву. Изготовление декоративного изделия для дома по выбору учащихся.

Изготовление макета по выбору учащихся.

Раздел 6. Подведение итогов (2час.)

Выставка работ в школе: «Делаем сами своими руками». Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества учащихся. Оформление фотоальбома и компьютерной презентации «Наши достижения».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Изонить

Работа с бросовым материалом

Художественная обработка изделий из дерева

Моделирование

1

Введение

1

Знакомство с планом, режимом работы кружка. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, учебной литературы.

2

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

1

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства.

3

Основные технологические приёмы работы с материалами. Отработка навыков.

20

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Плоское плетение на проволоке. Работа со схемами.

Ознакомление с техникой изготовления поделок из газет. Техника кручения трубочек.

Приёмы выжигания: плоское выжигание, глубокое выжигание.

Приёмы изготовления макетов из плоских деталей.

Традиционные технологические приемы

изонити

Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластиковых бутылок.

Правила выпиливания.

Разработка и приёмы изготовления объемных макетов.

Объемное плетение на проволоке.

Объемные композиции из различных бросовых материалов.

Отделка изделий.

Элементы художественного конструирования.

4

Изготовление изделий. Художественное оформление изделий.

24

Фигурки с изонитью

Рисунки птиц, рыб, зверей, насекомых.

Ваза, шкатулка, корзинка из газетных трубочек.

Выпиливание подставки для бумаг и карандашей.

Алгоритм работы над макетом садового домика.

Изготовление рисунков

Ваза из пластиковых бутылок. Цветы из пластиковых бутылок.

Украшение выжиганием коробки для рукоделия, шкатулки.

Работа над макетами самолетов-планеров.

Объемные цветы, деревья.

Подставка под кружку из пробки, диска и других подручных средств.

Паспарту, панно в технике выпиливания и выжигания по дереву.

Изготовление планеров.

5

Украшаем интерьер дома своими руками.

20

Объемные цветы и забавные игрушки, картины, панно .

Подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, декоративные панно и рамки для фотографий.

Сувениры, предметы быта, панно.

Изготовление макета по выбору учащихся.

Изготовление предметов для дома по выбору учащихся.

Изготовление декоративного изделия для дома по выбору учащихся

Изготовление декоративного изделия для дома по выбору учащихся

6

Подведение итогов

2

Выставка работ в школе: «Делаем сами своими руками». Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества учащихся.

Оформление фотоальбома и компьютерной презентации «Наши достижения».

Итого:

68


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы, таблицы, творческие проекты, готовые изделия и т.д.

Обучающиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой кружка.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

ЛИТЕРАТУРА .

1.Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва

3.Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

4.Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. М., «Вентана-Граф» 2003г. Под редакцией И.А.Сасовой.

5.С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.

6.Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.

7.Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.

8.Жуковская В.И. Интерьер современной квартиры. // Школа и производство, 1995. - № 4. – С. 42-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Модифицированная программа кружка "Умелые руки"

Программа "Умелые руки" рассчитана на два года обучения. При планировании учебного роцесса предусматривается групповая форма учебного учебных занятий. Занятия для 1 года обучения организовываются...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Программа кружка для сельской малокомплектной школы с малой наполняемостью классов. Данная программа расчитана на организацию работы на занятии одновременно в нескольких направлениях, учитывая интерес...

Программа кружка "Умелый руки"

Рабочая программа кружка содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Можно использовать при планировании уроков технологии....

программа кружка "Умелые руки" (детский сад)

.O {color:white; font-size:149%;} a:link {color:red !important;} a:active {color:aqua !important;} a:visited {color:#969696 !important;} Декоративно-при...

Программа кружка Умелые руки. Автор Матвеева Н.А. МАОУ Лицей №2, г. Балаково

Программа кружка "Умелые руки" для 5-7 классов Целью программы является способствование  формированию у учащихся художественной культуры, художественно-творческой активности. Предлагаемая пр...

рабочая программа кружка "Умелые руки"

мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...