Вышивание. 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Тарасеева Елена Дмитриевна

Урок  для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_kl.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел  Художественные ремёсла.Вышивание.

План-конспект проведения занятия по теме:

  Практическая работа.Выполнение образцов швов прямыми и петлеобразными стежками;

  Практическая работа. Выполнение образцов швов петельными, крестообразными и косыми стежками.

ФГОС,  7 класс (2 часа)

Учителя технологии: Тарасеевой Елены Дмитриевны

 Дата: 6.04.2018

Цель:  ознакомление с основными стежками и швами на их основе; формирование умения выполнять прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые стежки.

Задачи:

    -    расширить знания учащихся об инструментах и материалах для вышивания;

  • отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;

-    соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- расширение знаний учащихся об инструментах и материалах для вышивания;

- формирование  умений подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;

- приобретение опыта выполнения строчек прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых стежков.

 

Метапредметные результаты:  (развивающие)

Регулятивные  УУД:

-  развитие  образности, внимания, речи;

                 

Познавательные  УУД:

-умение осуществлять поиск и выделять главную информацию  из предлагаемого  источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные   УУД:                      

-развитие   навыка  работы  в группах при выполнении  практических работ;

- умение находить способы  созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдение правил культурного взаимоуважительного общения;

- умение обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, развитие готовности к самостоятельным действиям.

-умение  выражать в творческой работе своё  эмоциональное отношение к усвоенным знаниям,

- воспитание в себе любознательности, культуры труда, аккуратности ,уважения к своему и чужому труду.  

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - практическая работа

Методы обучения: рассказ, беседа- опрос, демонстрация, работа с мультимедийными средствами, практическая работа.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/.  М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

2. сеть Интернет.

3. Дополнительная литература.

4. Образцы вышивок.

 Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.

                                                                       ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1.Организационный момент

2.Изложение  нового материала

3.Практическая часть

4.Анализ урока и закрепление нового материала

5.Домашнее задание

                                                                      ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

1.Организационный момент

(2мин.)

 Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

учащиеся проверяют  наличие необходимых учебных принадлежностей

2.Изложение нового материала

(теория 20 мин.)

1.Проблематизация. Вводная беседа.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Вышивка один из старейших традиционных видов декоративно-прикладного творчества.Вышивка остается популярной и в наши дни, так как дает возможность создать своими руками художественное изделие, украсить гардероб неповторимыми вещами, приготовить эксклюзивный подарок близким людям.

(слайд 1)

О каких видах вышивки вы узнали сам остоятельно? (проверка домашнего задания)

Умеет ли вышивать кто -либо у вас дома?

Легко ли освоить сложные приемы в этом виде рукоделия?

Какова цель нашего занятия?

2. Введение нового материала

Все швы в вышивке делятся на сквозные и глухие.

- К сквозным относятся вышивки по разреженной ткани.Такие работы называют строчевыми.

- К глухим вышивкам относят работы по целой ткани. Они так и называются вышивка.

Глухая вышивка имеет  два основных вида:счетное шитьё и шитьё по произвольному контуру (свободное).

(демонстрация образцов вышивки)

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Ряд стежков, проложенных на ткани, в вышивке называется швом.

Ритмичное повторение стежков, их расположение и группирование в определенном порядке создают простые и сложные швы.

Любая вышивка основывается на пяти видах ручных стежков:

прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые.

(слайд 2)

3. Беседа - опрос

1. Какие нам понадобятся инструменты и материалы для вышивки?

                 Материалы и оборудование для вышивки

Для первых шагов в вышивке ткань берут плотную, но тонкую. Можно начинать учиться вышивать на тонком неотбелённом льне — игла прокалывает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном. Выбор иглы обусловлен толщиной нитки: игольное ушко должно быть достаточно большим, чтобы легко вдевать нитку в несколько сложений. Остриё иглы для вышивки должно быть острым, чтобы игла не делала затяжки на ткани.

Аккуратно выглядят пробные строчки на канве — ткани, которая имеет сетчатую структуру и применяется для вышивки крестом. В этом случае нужна игла с закруглённым кончиком, чтобы она не раскалывала нити канвы и легко проскальзывала в её отверстия.

Для вышивки применяют различные нитки: шёлковые, шерстяные, синтетические, но для начала лучше пользоваться хлопчатобумажным мулине. Толщина ниток зависит от плотности ткани и величины стежка.

Ткань для вышивки должна быть хорошо натянута в пяльцах. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом.

Напёрсток подбирают по размеру среднего пальца рабочей руки. Он не должен сдавливать палец, чтобы не нарушить кровообращение, но и не должен соскакивать с пальца при встряхивании.

Вышивальные ножницы применяют для обрезания ниток. Они должны быть маленькими, острыми, иметь закругление лезвий на конце, чтобы случайно не испортить ткань.

 (слайд 3)

2. Прежде, чем начать работу, что нужно знать при работе с инструментами?

учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся записывают в тетрадь конспект урока

Учащиеся вспоминают и рассказывают правила безопасности при работе с иглой, ножницами.

3.Практическая часть

-Выполнение образцов швов прямыми и петлеобразными стежками.

 -Выполнение образцов швов петельными, крестообразными и косыми стежками. (50мин.)

1. Вводный инструктаж.

     Повторив правила безопасности,  приступаем к выполнению практической работы. Прямые, петлеобразные, петельные, крестообразные и косые стежки  («вперед иголку», «стебельчатый», «назад иголку», «петельный», «тамбурный», шов “козлик”, “бархатный” Этими швами можно вышивать и тонкие и толстые линии изображений, а можно заполнять большие площади.

2. Самостоятельная работа учащихся.

3. Текущий инструктаж.

Подготовка к вышивке (фронтальная демонстрация)

 1.Заправить ткань в пяльцы: поместить меньший обруч под ткань, положить сверху обруч большего диаметра, нажать на него, чтобы ткань оказалась зажатой; закрутить винт, натягивая ткань по долевой и поперечной нитям.

2.Отрезать от мотка ниток мулине пасму (пучок нитей, состоящий из шести тонких ниточек) длиной два локтя. Отделить от неё нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко.

- При вышивании узелки на нитках не делают. Каждую новую нитку закрепляют одним из следующих способов.

  • Отделить от пасмы одну тонкую нитку. Сложить её пополам и обоими сложенными концами вдеть в иглу. Сделать маленький стежок в начале работы, потянуть нитку, пока не останется маленькая петелька. Пропустить иглу через петельку и затянуть
  • Отделить от пасмы две нитки, заправить их в иглу. Вывести иглу на лицевую сторону так, чтобы кончик нитки длиной около 1 см остался с изнаночной стороны. Придерживая его пальцами, сделать первые стежки так, чтобы они закрепили нитку. (слайд 4,5)

-Закончив шов, вывести нитку на изнаночную сторону, закрепить её коротким стежком на месте и провести иглу с ниткой под несколькими изнаночными стежками готовой вышивки. После этого обрезать нитку.

Выполнение образцов швов.  Рис.84 стр.118. Прямые стежки. Расмотрите первый шов- шов “вперед иголку” (слайд 6)

-Какой шов он вам напоминает? (Сметочный)

Выполните самостоятельно прямые стежки по нарисованной линии.

Возникло ли у вас затруднение в выполнении?

На основе этого шва при обвивании получаются - шов “шнурок” и  шов “змейка” Рис.86 стр.119

Петлеобразные стежки. Рис.85 стр.119. Шов “назад иголку” (слайд7)

Рис.87 стр.119.Стебельчатый шов (слайд 8)

- Напоминает вам шов похожий на? (машинную строчку)

Петельные стежки. Рис.88 стр.120. (слайд 9)

Если петельный стежок выполнить вводя иголку рядом с точкой выхода нити на лицевую сторону ткани и выводя на некотором расстоянии, получится петелька. Ряд петелек -цепочка или тамбурный шов. Рис. 89 стр.121.  (Слайд 10)

Крестообразные стежки. Рис.90 и Рис. 91. Шов “козлик” и Шов бархатный. (слайд 11)

- В чем вы видите сходство и в чем различие?

Косые стежки. Рис.92 стр.122  (слайд 12)

(демонстрация в группах и индивидуально в ходе практической работы)

Учащиеся выполняют движения вместе со словами.

отвечают на вопросы

Учащиеся выполняют индивидуальную практическую работу №20 стр.122

4.Анализ урока и закрепление нового материала

(5мин.)

4.Рефлексия учебной деятельности.

 Обобщение, оценка деятельности

-Что нового узнали?

-Что больше понравилось?

-В чем испытывали затруднение?

Повторим  новые слова:   Вышивка, канва, пасма; ручные стежки: прямые, петлеобразные, петельные, косые и крестообразные; швы: «вперёд иголку», «назад иголку», стебельчатый, петельный, тамбурный, «козлик», бархатный, «петля с прикрепом».

Закрепление изученного материала.

  • Зачем ткань натягивают в пяльцах?
  • Назовите основные стежки и швы на их основе.

Самооценка, презентация результатов работы.

4.Домашнее задание

(3мин.)

Запомните словосочетание «лицевое шитьё». Узнайте, что это означало в эпоху Древней Руси.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Вышивание атласными лентами"

Представленный мастер-класс – очередной  в разделе «Вышивка шелковыми лентами» На уроке учащимся для работы потребуются знания из раздела терминологии ручных работ, навыки закрепления нитки...

Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Вышивание крестом"

Разработка урока которая позволяет ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам...

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"

Мастер-класс по технологии "Вышивание лентами"  автор: Михалева Маина Фёдоровна...

Открытый урок технологии (девочки), 8 класс «Вышивание шелковыми лентами»

Вышивка – это древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Вышивают на разных тканях различными нитями, бисером, блестками и шелковыми лентами.С давних времен узкие полоски ткани применялись в по...

Итоговый тест по вышиванию в 8 классе

Данный тест может использоваться в конце учебного года в письменном виде. Тест позволит обеспечить индивидуальный подход, быстро и качественно оценить успехи каждой ученицы....

Урок в 6 классе: Техника вышивания: шов «крестик».

Задачи: Образовательные:Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов. Развивающие:учащи...