Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки» на 2018-2019 учебный год
    рабочая программа по технологии

    Агапов Александр Сергеевич
    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дополнительная общеобразовательная программа                         художественно-эстетической направленности «Умелые руки»                     МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка ..…………………………………………………… 3
    2. Учебно – тематический план………………………………………………  5
    3. Содержание программы …………………………………………………….7
    4.  Информационно-методическое обеспечение …………………………… 12

    Пояснительная записка.

       Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, исполненные из дерева во II и I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Ещё более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и  опыт у старших классов мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно.

       В истории искусства немало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду, получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога,  Гогена, Пиросмани и многих других.

       В свободное время многие находят занятия  по душе, увлекаются самыми разнообразными жанрами художественного творчества: живописью, плетением, вязанием, работой с глиной и деревом. Почему же до сих пор людей привлекает ручная работа?

      Хотя в нашем современном мире машина способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше, так как в ней раскрываются творческая неповторимость и индивидуальность мастера.

       Когда говорят «ручная работа»- это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности.  

       Цель: Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.

       Задачи:  

    1. Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;
    2. Художественное просвещение и привлечение к искусству обработки древесины;
    3. Обучение профессиональным приёмам обработки древесины и умению наблюдать, анализировать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее;
    4. Формирование  последовательности, аккуратности и серьёзного отношения к выполняемой работе;
    5. Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.  

    На практике эти задачи решаются взаимосвязано, комплексно, выделить  и решить одну из задач почти не удаётся, да и не  нужно.

        Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени.

        Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения  к работе.

       В процессе решения творческих задач школьники получают знания и умения по следующим видам работы  с древесиной:

    - Выпиливание. Выпиливание и выжигание – один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.

       Занятия  по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

        При комплектовании групп рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием рабочего места в порядке, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

      В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся  у них знания и умения, полученные на уроках в школе.

         Занятия можно проводить как  в учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с  хорошей вентиляцией, где имеется удобная мебель для работы, розетки.

    - Резьба по дереву. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Занятия  резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы, позволяют активно влиять на трудовое эстетическое воспитание учащихся.  

        Навыки, полученные учащимися за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно – прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

    - Токарная обработка древесины. Токарная обработка древесины имеет богатую и интересную историю.

       Изображения на памятниках Древнего Египта свидетельствуют о том, что простые токарные станки существовали многие тысячелетия назад. Точёные предметы, найденные во время раскопок в г. Новгороде, подтверждают, что токарные станки применялись на Руси в XI – XII вв.

        Красота и законченность форм, широкая, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий  - вот что притягивает не только мастеров , но и широкий круг школьников к точению древесины.

       Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

       Основное содержание  курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработке древесины, технологии  изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

       Программа  рассчитана на учащихся 9-15 лет.

       Срок реализации- 3 года обучения.

       Структуру деятельности учащихся составляют групповые занятия, индивидуальные занятия с преподавателем и самостоятельная работа вне щколы.

        В течение всего периода обучения планируется проведение экскурсий на деревообрабатывающие предприятия и, по возможности, на предприятия народных художественных промыслов.  В  плане работы кружка следует также предусматривать посещение музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного.

       Ожидаемый результат: формирование знаний, умений и навыков, полученные учащимися за период обучения, позволяют им совершенствовать  и самореализовать творческие способности  по художественной обработке древесины.

          В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек-заданий, кроссвордов, устных опросов, семинаров, выставок изделий.

         На последних занятиях подводятся итоги работы за год. На отчетной выставке  определяются лучшие работы. При оценке учитываются возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.

        Особое внимание в работе должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Все учащиеся должны выполнять работу в спецодежде.

       

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    № п/п

    Тема

    Теория

    Практика

    Всего

    1.

    Вводное занятие.

    1

    -

    1

    2.

    Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты)

    0,5

    2

    2,5

    3.

    Выпиливание по внутреннему контуру.

    1

    2,5

    3,5

    4.

    Выпиливание по внутреннему контуру.

    1

    5

    6

    5.

    Комплексная работа по выпиливанию.

    -

    12

            12

    6.

    Инструменты, приспособления для худ. обработки древесины.

    1

    -

    1

    7.

    Основные свойства древесины.

    1,5

    1,5

    8.

    Технология контурной резьбы.

    1

    2,5

    3,5

    9.

    Выполнение задания по образцу. (на светлом фоне).

    5

    5

    10.

    Контурная резьба по тонированному фону.

    3

    3

            6

    11.

    Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.

    2

    -

    2

    12.

    Азбука геометрических элементов.

    1

    2

    3

    13.

    Выпиливание предмета с резной заставкой.

    1

    12

    13

    14.

    Подготовка к выставке.

    -

    10

    10

                                                         Итого:      

    70

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Теория

    практика

    всего

    1.

    Вводное занятие.

    2

    -

    2

    2.

    Обзор контурной и геометрической резьбы.

    2

    10

    12

    3.

    Устройство токарного станка по дереву.

    2

    -

    2

    4.

    Режущие и измерительные инструменты.

    2

    -

    2

    5.

    Выбор материала и подготовка заготовок к работе.

    2

    2

    4

    6.

    Приспособление для крепления обрабатываемых деталей.

    1

    1

    2

    7.

    Точение цилиндрических форм.

    2,5

    6,5

            9

    8.

    Коническое и фасонное точение.

    2,5

    6,5

    9

    9.

    Внутреннее точение.

    2

    2

    4

    10.

    Выполнение задания на произвольную тему.

    -

    5

    5

    11.

    Заваленная резьба.

    1

    3

    4

    12.

    Рельефно-заваленная резьба.

    1

    3

    4

    13.

    Рельефная резьба.

    1

    4

    5

    14.

    Подготовка к выставке.

    -

    5

    5

                                      Итого:    

    70

    УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Теория

    практика

    всего

    1.

    Вводное  занятие.

    2

    -

    2

    2.

    Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы.

    2

    2

    4

    3.

    Прорезная резьба. Инструменты.

    2

    2

    4

    4.

    Накладная резьба. Инструменты.

    2

    5

    7

    5.

    Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.

    2

    12

    14

    6.

    Домовая резьба. Инструменты .

    2

    6

    8

    7.

    Объемная резьба. Инструменты.

    2

    2

    4

    8.

    Выполнение задания на свободную тему.

    -

    15

    15

    9.

    Подготовка к выставке.

    -

    12

    12

                                                         Итого :                                                 70

    Содержание программы.

    Выпиливание.

    Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов  работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно – прикладного искусства.

       Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приёмы выпиливания и выжигания. Это должны быть небольшие  по объёму работы, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.

      Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического ритма, светотени, объёма, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге,  квадрате, полосе, орнаменты симметричные и нессиметричные, выполнение по народным мотивам.

    Резьба по дереву.

       На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву – контурную и геометрическую. Эти  виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.

       Создавая резные композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся физическими и декоративными свойствами наиболее распространённых  древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.

        Занятия контурной и геометрической  резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов наше страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

        Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им на втором году обучения успешно справляться с более сложным видом работ – рельефной резьбой.

      По сравнению с первым годом обучения, когда задания в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно–психологическими и методическими соображениями, на втором  и третьих годах обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной  резьбы, сложностью моделировки деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента

    Токарная обработка древесины.

       Беседам по теоретическим вопросам должно отводиться не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.

       Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента, примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.

       Особенное место на практических занятиях отводится  работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделия по образцам. Такие  задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей и при внутреннем точении.

        В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.

       После выполнения учебного задания по каждому виду точения древесины учащиеся составляют рисунки (чертежи) для выполнения индивидуальной и коллективной работы, в которую надо вносить элементы выжигания, выпиливания, резьбы.

       На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему.  Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет  способствовать развитию  у школьников чувства коллективизма,  взаимопомощи, ответственности за общее дело.

         В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдения правил личной гигиены.

    ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

                   Учащиеся должны знать:

    • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
    • историю возникновения и развития промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
    • основы композиции, основные принципы декоративного оформления;
    • виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании, инструменты, оборудован6ие и приспособления;
    • основные приемы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
    • технологический процесс изготовления изделия;
    • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
    • основные сведения о народных художественных промыслах родного края, их характерных особенностях;
    • основы композиции: составление композиций для токарных изделий;
    • устройство токарного станка;
    • применяемый инструмент, приемы его заточки и правки.

    Учащиеся должны уметь:

    •  различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
    • делать зарисовки с образцом изделий;
    • владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;
    • следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;
    • содержать в порядке рабочее место;
    • экономно и аккуратно использовать материалы;
    • пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
    • видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры;
    • проектировать простое изделие в традициях местного промысла и изготовлять его;
    • различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно – прикладного искусства родного края;
    • делать зарисовки с образцов изделий;
    • проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;
    • затачивать и править необходимые инструменты;
    • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

    ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ II и III ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

                   Учащиеся должны знать:

    • основные сведения  о  художественных изделиях из дерева, изготовленных в соседних областях и на территории родного края;
    • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;
    • разные виды резьбы и их особенности;
    • элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые  композиции;
    • характер, особенности и приемы выполнения геометрической резьбы;
    • приемы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;
    • основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъёмной резьбы;
    • инструмент, применяемый для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы, приемы его заточки и правки;
    • основы композиции для выполнения объемной резьбы;
    •  характер, особенности и приемы выполнения объемной резьбы;
    • инструмент, применяемый для объемной резьбы;
    • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка;
    • способы экономного расходования материалов, электроэнергии  и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями.

            Учащиеся должны уметь:

    •  различать по характерным особенностям художественные изделия из дерева, изготовленные в соседних областях и на территории родного края;
    • делать зарисовки с образцов изделий;
    • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;
    • создавать композиции для контурной резьбы;
    • выполнять контурную резьбу;
    • составлять композицию для плоскорельефной резьбы;
    • выполнять плоскорельефную резьбу;
    • составлять композицию для полуобъемной резьбы;
    • выполнять полуобъёмную резьбу;
    • составлять композицию для объемной резьбы;
    • выполнять объемную резьбу;
    • затачивать и править необходимый инструмент;
    • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
    • экономно расходовать материалы и электроэнергию;
    • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии пожарной безопасности и внутреннего распорядка.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Кадровое обеспечение- педагог, прошедший курсы повышения квалификации.

       Для полноценной реализации данной программы необходимы следующие  оборудование и материалы:

                 

                   Станки

    1. Деревообрабатывающий

      (циркулярка, фуговальный) – 1 шт.

    2. Сверлильный – 1 шт.

    3. Заточный – 1 шт.

    4. Шлифовальный – 1 шт.

    5. Электродрель ручная – 1 шт.

    6. Электролобзик – 2 шт.

                  Инструменты

    1. Набор резцов (стамесок) – 5 комплектов

    2. Лобзики – 12 шт.

    3. Ножовки по дереву – 2 шт.

    4. Рубанки – 2 шт.

    5. Полуфуганки – 2 шт.

    6. Надфиля – 4 комплекта.

    7. Сверла – 4 комплекта.

    8. Перки – 2 комплекта.

    9. Тиски – 2 шт.

    10. Наковальни  - 1 шт.

    Материалы ( в расчете на один год обучения)

    1. Кедровая необрезная плаха (40 мм) – 1,5 м.куб.

    2. Березовые бруски – 1 м куб.

    3. Фанера (3мм) – 0,5 м куб.

    4. Кедровый брус (15х15 см) – 0,5 м куб.

    Литература

    1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы. Культура быта. Под ред. О.С. Молотобаровой, - М.: Просвещение, 1986.

    2.  Левин И.В.  Резьба по дереву, - «КОИЗ», 1957.

    3. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, - М.,   1972.

    4. Программа профтехобразования: раздел «Декоративно – прикладное искусство» , - М., 1986.

    5. Яковлев И.И., Орлова Ю.Д. Резьба по дереву, - М., 1974.

    6. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. – М., 1972.

    7. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. 2-е изд. – М., 1986.

    8.Белошин И.В. Технология точения древесины // Школа и производство, № 6, 1976.  

    9.Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба  -  М.: Нива России, 1996                                                                                                                                                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка+»

    Рабочая программа "Мастерилка+" рассчитана на детей 6-9 лет, 72 часа, 2 раза в неделю по 1 часу. В программе «Мастерилка+» предусмотрено знакомство детей с большим числом различных техник, материалов ...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр+Мы»...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Народные ремёсла»

    Рабочая программа "Народные ремесла", возраст детей 8-9 лет срок реализации 2года...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Акварелька» (рабочая)

    Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых п...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Рукоделие» (рабочая)

    Объемно-пространственное  мышление является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которой многие задачи не могут быть решены. Оно определяет способность мысл...

    дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Творческая Мастерская

    Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущему человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает пе...