рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 5 классе (ФГОС)
рабочая программа по технологии (5 класс)

Хисматулина Зайтуна Мухаматуловна

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года. № 1599);
  • Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. /Под редакцией В.В.Воронковой, - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС-2011 и авторской программы по швейному делу Л.С. Иноземцовой 5-9 классов.
  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат»

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют     обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей пятиклассников. Учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.

Программа определяет необходимый объем знаний и умений по швейному делу, который доступен большинству обучающихся. Кроме того, рабочая программа построена таким образом, что предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала в течение всего года обучения в 5 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАРСКАЯ  АДАПТИВНАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

        

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ

(ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)

5 КЛАСС

СОСТАВИТЕЛЬ:

Хисматулина З.М., учитель ПТО

2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность,

отличительные особенности программы, принципы составления

программы по учебному предмету

  1. Цель и задачи    программы

  1. Общая характеристика учебного предмета

     3.Описание места учебного предмета в учебном плане

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

         4.1.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

     5. Содержание учебного предмета

  1. Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Приложение1

  1. Пояснительная записка

  Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года. № 1599);
  • Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. /Под редакцией В.В.Воронковой, - М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС-2011 и авторской программы по швейному делу Л.С. Иноземцовой 5-9 классов.
  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат»

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют     обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей пятиклассников. Учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.

Программа определяет необходимый объем знаний и умений по швейному делу, который доступен большинству обучающихся. Кроме того, рабочая программа построена таким образом, что предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала в течение всего года обучения в 5 классе.  

Предусмотренные   межпредметные связи направлены на получение личностных результатов обучения.

Цель реализации программы:обучающийся со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями, навыками на основе освоения предмета профильный труд (швейное дело) в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.

        Достижение цели планируется через реализацию следующих задач:

- развитие у обучающихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

- обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

- воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к производственному имуществу и т.п.

- помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд.

Перечисленные задачи должны реализовываться комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных дисциплин и проводимой в школе воспитательной работой.

В 5 классе обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины, предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу пятого класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

В программе по профильному труду (швейное дело) предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Рекомендуется для полного владения учителем информации об объёме и качестве знаний обучающихся проводить диагностику уровня усвоения знаний и умений. Она состоит из трёх этапов:

1 этап – стартовая диагностика.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению факультативного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме за определённый промежуток времени.

3 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики должны фиксироваться в отдельной сводной таблице и использоваться учителем для получения объективной информации об уровне усвоения знаний и умений, планирования индивидуальной работы с обучающимися в дальнейшем.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа для 5 класса представлена следующими разделами:

Швейная машина.

Ремонт одежды.

Работа с тканью.

Практическое повторение.

Швейная машина с ножным приводом.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

Двойной шов.

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

Накладной шов.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

Учителю профессионально-трудового обучения (ПТО) в первый год профильного обучения необходимо первостепенное внимание уделять правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных предметно-технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы обучающихся. Результативность обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у обучающихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в дальнейшем перейти от развёрнутой помощи обучающимся к краткому инструктажу. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ.

На уроках профильного труда используются следующие методы:

словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

практические: самостоятельные работы, карточки, тесты.

Типы уроков:

урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала); урок закрепления знаний, умений, (практический урок);

урок обобщения и систематизации знаний (тестирование);

комбинированный урок;

нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и другие).

Задания для обучающихся строятся в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося.

При подготовке поурочных планов-конспектов рекомендуется использование материалов из методической литературы для учителя адаптивной школы, средств массовой информации, примеров из жизненных ситуаций, аудио и видео материалов, мультимедийных презентаций.

Данный курс имеет тесную межпредметную связь с предметами обязательной части учебного плана, такими как чтение, речевая практика, природоведение, биология, основы социальной жизни, этика, история.

  1. Место учебного предмета в АООП

        Профильный труд (швейное дело), 5 класс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В соответствии с годовым календарным графиком программа рассчитана на 5 класс - 210 часов в год (6 часов в неделю, 35 учебных недель);

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы составляет 6-7 человек.

Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений.Продолжительность одного урока 40 минут.

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания предметов программы и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.  Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Предмет

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Профильный труд

(швейное дело)

  • Знание правил техники безопасности;
  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
  • знание названий некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту;
  • представления об основных свойствах используемых материалов;
  • знание правил хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
  • отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
  • представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей;

-представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

  • владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболеераспространенных производственных технологических процессов (шитье);
  • чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
  • представления о разных видах профильного труда;
  • понимание значения и ценности труда;
  • понимание красоты труда и его результатов;
  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
  • выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
  • организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
  • осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
  • выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватноереагирование на них;
  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
  • проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
  • Знание правил техники безопасности и соблюдение их;
  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место;
  • самостоятельный отбор материалов и инструментов, необходимых для работы;
  • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
  • экономное расходование материалов;
  • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
  • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы;
  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности;

- соблюдать правила подготовки швейной машины к работе; 
- знать основные механизмы швейных машин с электроприводом; 
- уметь определять хлопчатобумажные ткани;

- знать приемы выполнения ручных и машинных работ.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

- проявление интереса к новому предмету и получению новых знаний;

- проявление интереса к предметно-практической деятельности,

- осознание себя как ученика, заинтересованного обучению швейному делу;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- понимание личной ответственности за качество своих выполненных работ на уроках швейного дела;

- готовность к трудовой самостоятельнойжизнив обществе;

-  уважение к труду и человеку труда, целеустремлённость и настойчивость.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в учебно- трудовой группе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);

- использовать принятые правила общения содноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью к учителю и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- научиться формулировать свои ответы на вопросы;

- доброжелательно относиться, сопереживать своим товарищам;

Регулятивные учебные действия

- научиться принимать и сохранять учебную задачу;

- соблюдать правила школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, соблюдать правила ТБ и правила внутреннего распорядка в мастерской и т. д.);

- произвольно включаться  трудовую деятельность группы, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

- научиться наблюдать, сравнивать;

- делать простейшие обобщения и анализировать;

- читать, писать и пользоваться специальной терминологией, применяемой в швейном деле, уметь писать эти спецтермины;

- наблюдать за действиями учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, инструкционную карту, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)

- научиться извлекать необходимую информацию из разных источников либо источников, предложенных учителем;

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Система оценки достижений планируемых результатов программы позволяет осуществлять фактический уровень усвоения учебного предмета, оценивать динамику учебных достижений обучающихся.

Программа предполагает использование следующих видов контроля: вводный, текущий, промежуточный (годовой).

Целями текущей и промежуточной аттестации являются:

  • установление фактического уровня теоретических знаний по предмету, их практических умений и навыков;
  • соотнесение этого уровня с требованиями адаптированной образовательной программы;
  • контроль выполнения учебной программы.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя поурочное, почетвертное оценивание результатов обучения. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.

Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется через контрольные работы, мини-тесты, которые проводятся по итогам учебного года.

Избранная форма текущей и промежуточной (годовой) аттестации указана в календарно - тематическом плане. Учитель знакомит родителей (законных представителей) с системой текущего и промежуточного контроля в начале учебного года.

Текущая аттестация обучающихся осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале.

Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов контрольных практических работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.

  1. Содержание учебного предмета

I четверть

Швейная машина.

Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины.  Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закруглённым и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закруглённых, зигзагообразных).  Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью.

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Замётывание поперечного среза. Замётывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом.  Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

Ремонт одежды.

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обмётывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными, стачными стежками. Обмётывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмёт). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение.

Виды работы. Пошив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Контрольная работа.

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.

II четверть

Вводное занятие

 План работы на четверть. Правила поведения, учащихся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

Работа с тканью.

Изделия. Мешочек для хранения изделий. Повязка из двух слоёв ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название ткани используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие «обтачать». Косые и обмёточные стежки.

Умение. Продёргивание тесьмы, выполнение стачного шва.

Упражнения. Выполнение стачного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обмётывание среза шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. Продёргивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывёртывание повязки, вымётывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделие. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы.  Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты.  Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, намётывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Контрольная работа

Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом.

III четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

Изделие. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятие «прямая» и «кривая» линии, «прямой угол». Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная – основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение деталей при пошиве вручную на столе и  на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

Двойной шов

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Практическое повторение.

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Контрольная работа.

Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоёв ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.

Умение. Расчёт расхода ткани.

Практические работы.  Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчёт расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и примётывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Контрольная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности

I

I четверть

Раздел программы

«Швейная машина».

Изучение правил техники безопасности, правил внутреннего распорядка в мастерской. Рассматривание изделий, изготовленных обучающимися. Знакомство с учебником «Швейное дело».

Познавательно-информационная беседа.Знакомство с профессией швеи.

Просмотр мультимедийной презентации.

Распределение обязанностей обучающихся по мастерской., распределение рабочих мест.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для ручных работ. Упражнения в организации рабочего места при ручных работах. Игровой момент: угадай инструмент.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Работа с учебником.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Знакомство с швейной машиной: упражнения по заправке верхней и нижней ниток, по организации рабочего места при шитье на швейной машине.

Практическая работа.

Упражнения.

Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку.

Оценка деятельности обучающихся на уроках.

1-2

Беседа о профессии швеи.

Правила поведения и безопасной работы в мастерской

2

3-4

Организация рабочего места. Распределение рабочих мест.

Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов

2

5-6

Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани.

2

7-8

Инструменты и приспособления для ручных работ

2

9-10

Швейная машина: марки, скорости, виды работ.

Правила безопасности при работе на швейной машине.

2

11-12

Швейная машина: основные механизмы.

Пуск и остановка швейной машины

2

13-14

Рабочий и свободный ход швейной машины.

Заправление верхней и нижней ниток.

2

15-16

Организация рабочего места. Правильная посадка во время работы на машине.

2

17-18

Упражнения.

Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку.

2

II

Раздел программы

«Работа с тканью».

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Повторение правил техники безопасности. Ориентировка в задании по образцу, анализ образца. Анализ качества своего изделия в соответствии с образцом.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Работа на швейной машине: изготовление изделия.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

1-2

Представление о волокне: внешний вид, употребление.

Виды волокон.

2

3-4

Машинные швы: виды, конструкция, применение.

Краевой шов вподгибку с закрытым срезом.

2

5-6

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

2

7-8

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с открытым срезом.

2

9-10

Носовой платок. Анализ образца.

Названия тканей, используемых для изготовления данного изделия.

2

11-12

Носовой платок.

Замётывание поперечного среза.

2

13-14

Носовой платок.

Замётывание долевого среза.

2

15-16

Подготовка машины к шитью.

Застрачивание подогнутых краёв платка.

2

17-18

Закрепление машинной строчки вручную.

Обработка углов косыми стежками.

2

III.

«Ремонт одежды».

Изделие. Пуговица на стойке.

1-2

Подготовка белья и одежды к ремонту.

Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

2

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Повторение правил техники безопасности.

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца: пришитой пуговицы на стойке, видов ремонта по распоровшемуся шву. Анализ качества своей работы в соответствии с образцом.

Демонстрация учителем приёмов выполнения отдельных технологических приёмов при выполнении ремонта одежды.

Практическая работа. Подведение итогов, взаимопроверка.

3-4

Виды пуговиц.

Способы пришивания пуговицы.

2

5-6

Определение места для оторванной пуговицы.

Пришивание пуговиц на стойке.

2

7-8

Складывание ткани по разрыву.

Обмётывание срезов разрыва частыми косыми стежками.

2

9-10

Складывание ткани по распоровшемуся шву.

Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками.

2

IV.

«Практическое повторение».

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

1-2

Головной платок.

Замётывание поперечного среза

2

Повторение правил техники безопасности. Ориентировка в задании по образцу, анализ образца. Знакомство с предметно-технологической картой, работа по планированию изделия с помощью предметно-технологической карты. Пошив изделия. Анализ качества своего изделия в соответствии с образцом. Взаимопроверка изделий.

3-4

Головной платок.

Замётывание долевого среза.

2

5

Подготовка машины к шитью.

Застрачивание подогнутых краёв платка.

1

6

Закрепление машинной строчки вручную.

Обработка углов косыми стежками.

1

V

«Контрольная работа».

2

Анализ объекта труда. Познавательно-информационная беседа. Технические требования к качеству операций.

Выполнение контрольной работы с соблюдением техники безопасности, правильной организации рабочего места при машинных и ручных работах. Анализ выполненной работы. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

II четверть

I

Вводное занятие.

Организация ручного и машинного рабочего места.

2

Беседа о правилах внутреннего распорядка и организации рабочего места. Упражнения в организации рабочего места при ручных и машинных работах.

II

«Работа с тканью».

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоёв ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

1-2

Ручные машинные работы.

2

Рассказ с элементами беседы.

Знакомство с новыми машинными швами, упражнения в выполнении стачного и обтачного швов. Работа по предметно-операционной карте.

Упражнения в выполнении косых стежков.

Повторение правил техники безопасности.

Познавательно-информационная беседа. Зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения технологических операций.

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца. Анализ качества своего изделия в соответствии с образцом.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Планирование работы по пошиву нового изделия.

Демонстрация приёмов работы. Предупреждение брака в швейном изделии.

Работа на швейной машине: изготовление изделий: мешочка для хранения работ и повязки для дежурного.

Подведение итогов. Оценка деятельности и взаимооценивание работ.

3-4

Машинные швы, конструкция и применение.

Выполнение стачного шва на образце.

2

5-6

Машинные швы, конструкция и применение.

Понятие обтачать.

2

7-8

Косые стежки.

Обмёточные стежки.

2

9-10

Мешочек для хранения изделия.

Названия тканей, используемых для пошива мешочка.

2

11-12

Составление плана работы по пошиву изделия.

2

13-14

Отделка мешочка отделочными стежками.

2

15-16

Стачивание боковых срезов.

2

17-18

Обмётывание срезов шва петельными стежками.

2

19-20

Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.

2

21-22

Продёргивание тесьмы. Утюжка.

Анализ качества работы.

2

23-24

Повязка для дежурного.

Составление плана работы по пошиву изделия.

2

25-26

Пришивание эмблемы к повязке.

2

27-28

Складывание и смётывание деталей.

2

29

Обтачивание деталей, обрезка углов.

Вывёртывание повязки.

1

30

Вымётывание шва, выполнение отделочной строчки.

Приутюживание изделия. Анализ качества.

1

III.

«Ремонт одежды».

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

1-2

Виды ремонта одежды.

Подбор ткани для вешалки и заплаты.

2

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Познавательно-информационная беседа.

Правила безопасной работы.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (видов ремонта) с указанием назначения, какие стежки необходимы при их изготовлении и т.д. Практическая работа. Оформление образца в альбом.

3-4

Вырезание лоскута для вешалки. Обработка вешалки. Пришивание вешалки к изделию.

2

5-6

Определение места наложения и размеров заплаты.

Раскрой заплаты.

2

7-8

Наложение заплаты с лицевой стороны изделия.

Пришивание вручную косыми стежками

2

IV.

Контрольная работа.

2

Анализ объекта труда. Познавательно-информационная беседа. Технические требования к качеству операций.

Выполнение контрольной работы с соблюдением техники безопасности, правильной организации рабочего места при машинных и ручных работах. Анализ выполненной работы. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

III четверть

I.

Вводное занятие.

Задача обучения и план работы на четверть. Правило безопасной работы в мастерской.

1

Повторение правил техники безопасности, правил внутреннего распорядка в мастерской.

Рассматривание изделий, которые будут изготавливаться в 4 четверти.

II.

Швейная машина с ножным приводом

1-2

Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизмы и их взаимодействие).

1

Словесно-иллюстративный рассказ. Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем т.д.

Работа с учебником. Изучение устройства ножной швейной машины.

Правила ТБ при работе на ножной швейной машине.

Работа с учебными таблицами по машиноведению: «Регулятор строчки», «Машинная игла», «Швейная машина с ножным приводом».

Упражнения в подборе игл.

Упражнения в выполнении строчек с различной длиной стежка, выполнение машинной закрепки на тонких и толстых тканях.

Оценка деятельности обучающихся на уроке.

3-4

Регулятор строчки: устройство и назначение.

2

5-6

Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом.

2

7-8

Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

2

9-10

Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

2

III

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

Изделие.  Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом с шириной более 1 см.

1-2

Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента.

1

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: «Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия, построение прямых углов».

 Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Упражнения в определении долевой и поперечной нити в тканях, лицевой и изнаночной сторон.

Выкраивание деталей изделия по выкройке.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе электрическим утюгом.

Выбор нужной температуры нагрева утюга в соответствии с видом ткани, упражнение.

  • Составление словесного отчета о проделанной работе после выполнения задания и рассказ о способе выполнения предстоящей работы.
  • Выполнение задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

3-4

Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная – основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная), назначение. Вертикальные и горизонтальные линии.

1

5-6

Правило оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).

2

7-8

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: название, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой, поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

2

9-10

Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия.

2

11-12

Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.

2

13-14

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учётом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке.

2

15-16

Подготовка кроя к пошиву на машине, положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины.

2

17-18

Выполнение шва вподгибку в углах изделия.

2

19-20

Электроутюги: устройства, правила безопасности при пользовании. Утюжка изделия.

2

21-22

Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную.

2

IV.

Двойной шов

1-2

Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

2

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование условного обозначения шва с указанием назначения, ширины шва, где применяется, выполнение двойного шва, оформление образца шва в альбом. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

3-4

Выполнение двойного шва на образце. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

2

V.

Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном.

1-2

Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы.

2

Познавательно-информационная беседа.

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца.

Составление плана работы по изготовлению и пошиву изделия с опорой на предметно-технологическую карту. Практическая работа.

Пошив наволочки с клапаном: обработка поперечных и боковых срезов, закладывание клапана, выполнение машинной закрепки, упражнения в расчёте количества ткани на одно изделие при разной ширине ткани. Подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

3-4

Определение размера наволочки по подушке. В соответствии размера наволочки размеру подушки.

2

5-6

Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.

2

7-8

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани и раскрой с припуском на швы.

2

9-10

Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

2

11-12

Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание.

2

13-14

Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом.

2

15-16

Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

2

VI.

Практическое повторение

Изготовление салфетки и наволочки.

8

Работа с намеченным планом. Упражнения в коррекции и развитии глазомера путём выполнения упражнений по изготовлению параллельных строчек.

VII.

Контрольная работа.

2

Анализ объекта труда. Познавательно-информационная беседа. Технические требования к качеству операций.

Выполнение контрольной работы с соблюдением техники безопасности, правильной организации рабочего места при машинных и ручных работах. Анализ выполненной работы. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

IV четверть

I.

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

2

II.

Накладной шов

Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование условного обозначения шва с указанием назначения, ширины шва, где применяется, оформление образца шва в альбом.

1-2

Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

2

3-4

Выполнение накладного шва с закрытым срезом.

2

5-6

Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

2

III.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоёв ткани).

1-2

Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике.

2

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Работа в тетрадях по предмету: выполнение записей, простых таблиц, схем.

Работа в альбомах: рисование объектов труда (изделий) с указанием назначения, из какого материала (ткани) изготавливается, какие швы необходимы при их изготовлении и т.д.

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца.

Составление плана работы по изготовлению и пошиву изделия с опорой на предметно-технологическую карту.

Демонстрация выполнения отдельных приёмов по пошиву сумки хозяйственной.

Практическая работа. Выполнение задания. Подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

3-4

Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка.

2

5-6

Сумки: фасоны, размеры, швы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек.

2

7-8

Построение чертежа сумки и ручек в натуральную величину.

2

9-10

Расчёт расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани.

2

11-12

Выкраивание деталей с припуском на швы.

2

13-14

Соединение боковых срезов двойным швом.

2

15-16

Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.

2

17-18

Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Разметка мест прикрепления и примётывания ручек

2

19-20

Образование дна и боковых сторон сумки путём затрачивания углов.

2

21-22

Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

2

IV.

Практическое повторение.

Изготовление по выбору – наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

22

Пошив по выбору изделий: наволочки, хозяйственной сумки, повязки для дежурного, футляров для хозяйственных нужд.

Ориентировка в задании по образцу, анализ образца.

V.

Контрольная работа.

2

Анализ объекта труда. Познавательно-информационная беседа. Технические требования к качеству операций.

Выполнение контрольной работы с соблюдением техники безопасности, правильной организации рабочего места при машинных и ручных работах. Анализ выполненной работы. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

7.  Описание материально-технического обеспечения

Учебная литература для обучающихся, используемая на уроках

  • Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012.Автор Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.

Научно-методическая литература, для использования на уроках и

использованная для составления рабочей программы

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Воронковой В.В., 5-9 классы
  • (М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011).
  • Васильченко Е.В., Лабзина А.Я. Методическое руководство к таблицам по трудовому обучению «Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования», 5 – 7 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1988.
  • Девяткина В.Г., Казакова Л.И. Учебно-технологическая игра в трудовом обучении коррекционной школы. Учебно-методическое пособие. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2002.
  • Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1980.
  • Мирский С.Л. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. Учебно-воспитательный комплекс №102. Москва 1995.
  • Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010. – 287 с.
  • Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2011. – 66 с.
  • Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2011
  • Занимательные уроки технологи для девочек. Пособие для учителей. - М.: Школьная Пресса, 2009
  • Фефелева Л.Н.  Если вы любите шить / М.: Легпромбытиздат, 1993.
  • Домашние ремёсла: сборник / сост. Е. Семашко. – М.: Терра; Физкультура и спорт, 1997.

Литература для обучающихся

  • Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.-  М., 1993.
  • Рослякова Т.А. Эиклопедия домашнего шитья.- Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс», 2011
  • Труханова А. Т. Справочник молодого швейника. - М., 1985.
  • Еременко Т.И. Иголка – волшебница. / М.: Просвещение, 1988

Цифровые образовательные ресурсы, использованные при составлении рабочей программы

  • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  • «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» -http://windows.edu/ru
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu/ru
  • ИнтерГУ.ги - Интернет-государство учителей www.intergu.ru
  • Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/ Псковский образовательный портал http://www.pskovedu.ru/
  • Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
  • Сайт Рос. образованияhttp://www.ed.gov.ru
  • Сеть творческих учителей www.it-n.ru
  • Социальная сеть работников образования http:nsportal.Ru, сайты учителей технологии http://www.uchportal.ru/dir/12
  • Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
  • Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителей технологии» http://tehnologi.su/publ/43-1
  •  «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival. 1 september.ru/
  • ФГОС http://standart.edu.ru/
  • Электронное периодическое издание  «Педагогическая газета» (PEDGAZETA.RU)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стартовая диагностика обучающихся 5 класса

 по профильному труду

 (швейное дело)

Назначение КИМ

Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня овладения практическими умениями и навыками на начальном этапе обучения профильному труду.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

- Доступность

- Научность

- Соответствие программному материалу

- Учет индивидуальных способностей обучающих

- Распределение заданий на два уровня: минимальный и достаточный

Структура КИМ

Стартовая диагностика для обучающихся 5 класса по профильному труду (швейное дело) состоит из двух заданий:

Задание №1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов программы за курс трудового обучения в 1-4 классах

Задание №2 практическая работа.

Распределение заданий по уровням сложности.

Для первого задания предполагается три варианта тестовых заданий.

В работе используются разные виды вопросов:

1. вопрос с выбором верного ответа;

2. вопрос с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных);

3. вопрос с развернутым ответом.

Второе задание предполагает выполнение практической работы. При её выполнении допускается использование инструкционной карты обучающимися при затруднении планирования трудовой деятельности, либо оказание индивидуальной помощи со стороны педагога, либо устной консультации.

Время выполнения варианта КИМ

Согласно календарно–тематическому планированию, расписанию учебных занятий. На выполнение тестового задания отводится – 15 минут, практической работы – 25 минут. Общее время, отведённое на выполнение КИМов – 1 урок продолжительностью 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Швейное и утюжильное оборудование, швейные нитки, ткани, линейки, ручные иглы, ножницы, карандаши, ластики.

Условия проведения (требования к специалистам)

Первое тестовое и второе практическое задание выполняются в кабинете швейного дела.

Рекомендации по подготовке к работе

В ходе подготовки к стартовой диагностике учитель проводит с обучающимися повторение теоретического материала за курс начальной школы, повторяет правила техники безопасности, подготавливаются необходимые материалы и оборудование.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО СТАРТОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Достаточный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание №1

Тестовые задания

1. Какие инструменты необходимы для выполнения аппликации?

        а) сантиметровая лента;

        б) линейка;

        в) ножницы.

2. Сколько миллиметров в одном сантиметре?

        а) 1;

        б) 10;

        в) 100.

3. При помощи чего можно построить прямой угол?

        а) угольник;

        б) резинка;

        в) линейка.

4. Указать цифрами последовательность операций по изготовлению    

     аппликации.

а) разметка;

б) расположение деталей на бумаге;

в) вырезание деталей.

5. Указать цифрами последовательность операций по изготовлению    

     салфетки-прихватки.

        а) сметать детали салфетки-прихватки;

        б) сложить детали салфетки-прихватки изнаночной стороной внутрь;

        в) обработать срезы салфетки-прихватки украшающим стежком «через  

          край».

6.При помощи чего можно построить прямой угол?

        а) угольник;

        б) резинка;

        в) линейка.

 7.Составить последовательность выполнения разметки по шаблону?

        а) обвести шаблон карандашом;

        б) наложить шаблон на лист бумаги;

        в) снять шаблон с бумаги.

Задание №2

Выполнить ручной стачной шов на образце, пользуясь инструкционной картой.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО СТАРТОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Минимальный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание 1.

Тестовые задания

1. Какие виды бумаги применяют для изготовления елочных украшений?

а) писчая;

б) глянцевая;

в) картон;

г) цветная.

2. При помощи чего производят разметку деталей на бумаге?

        а) линейки;

б) клея;

в) шаблона.

3. Какие предметы относятся к рабочим инструментам?

        а) линейка;

        б) ножницы;

в) ручная игла.

3. Какие инструменты необходимы для изготовления конверта?

        а) ножницы;

        б) линейка;

        в) карандаш;

г) ткань для конверта;

д) шаблон для конверта.

4. Какие виды пуговиц вы знаете?

        а) со сквозными отверстиями;

        б) без отверстий;

        в) с ушком.

5.Указать цифрами последовательность операций по изготовлению    

     аппликации.

а) разметка;

б) расположение деталей на бумаге;

в) вырезание деталей.

6. Для чего применяют пуговицы в одежде?

        а) отделки изделия;

        б) утюжки изделия;

        в) застегивания.

7. Какие виды бумаги применяют для изготовления открытых коробок?

а) писчая;

б) глянцевая;

в) картон.

Задание №2

Выполнить ручной стачной шов на образце с опорой на инструкционную карту с пошаговыми рисунками и образец.

Примерное содержание промежуточных контрольных

диагностических работ.

Назначение КИМ

Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня овладения знаниями, практическими умениями и навыками на промежуточном этапе обучения профильному труду.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

- Доступность

- Научность

- Соответствие программному материалу

- Учет индивидуальных способностей обучающих

- Распределение заданий на два уровня: минимальный и достаточный

Структура КИМ

Промежуточная диагностика для обучающихся 5 класса по профильному труду (швейное дело) состоит из двух заданий:

Задание №1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов курса за Iполугодие учебного года.

Задание №2 практическая работа.

Распределение заданий по уровням сложности.

Для первого задания предполагается три варианта тестовых заданий.

В работе используются разные виды вопросов:

1. вопрос с выбором верного ответа;

2. вопрос с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных);

3. вопрос с развернутым ответом.

Второе задание предполагает выполнение практической работы. При её выполнении допускается использование инструкционной карты обучающимися при затруднении планирования трудовой деятельности, либо оказание индивидуальной помощи со стороны педагога, либо устной консультации.

Время выполнения варианта КИМ

Согласно календарно–тематическому планированию, расписанию учебных занятий. На выполнение тестового задания отводится – 20 минут, практической работы – 60 минут. Общее время, отведённое на выполнение КИМов – 2 урока по 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Швейное и утюжильное оборудование, швейные нитки, ткани, линейки, ручные иглы, ножницы, карандаши, ластики.

Условия проведения (требования к специалистам)

Первое тестовое и второе практическое задание выполняются в кабинете швейного дела.

Рекомендации по подготовке к работе

В ходе подготовки к промежуточной диагностике учитель проводит с обучающимися повторение теоретического материала, повторяет правила техники безопасности, подготавливаются необходимые материалы и оборудование.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Минимальный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание №1

Обведите кружочком верный ответ на вопрос.

Пряжу получают из:

  1. Волокна
  2. Ткани

2.Продолжите предложение. В процессе скручивания волокон получают _________

  1.  Обведите кружочком верный ответ на вопрос.

На прядильных фабриках работают:

  1. ткачихи
  2. прядильщицы
  3. чесальщицы

Обведи кружочком верный ответ.

Смёточные стежки, как правило, бывают стежками:

  1. постоянного назначения

             2. временного назначения

Обведи кружочком верный ответ.

            Какие стежки применяют при переносе линий с одной стороны детали на другую:

  1. обметочные
  2.  косые
  3. копировальные

Напиши, какие ручные стежки тебе знакомы ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Практическая работа  

Ремонт распоровшегося шва.  (выполни, следуя инструкции)

       1.  Определи место ремонта.

  1. Закрепи по возможности концы распоровшегося шва.
  2. Сметай место распоровшегося шва.
  3. Проложи машинную строчку, делая закрепку в начале и конце шва (строчка должна располагаться на 1.5 см от начала и конца места    распоровшегося шва)
  4.  Удали нитки сметывания
  5.  Проверь качество шва.
  6. Отутюжь место ремонта.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Достаточный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание №1

Устройство швейной машины (отметь кружком верный ответ)

  1. Как называется устройство, приводящее машину в движение
  1. Ручка.
  2. Маховое колесо.
  3. Привод.
  1. Вставь недостающее слово.  

При шитье ткань продвигает______________ двигателя ткани.

  1. Отметь кружком верный ответ

        При выполнении закрепки в начале и конце шва необходимо поднять вверх:

  1. регулятор длины стежка
  2. регулятор натяжения верхней нити
  3. регулятор натяжения нижней нити.

Пошив мешочка (чертеж)

          1.  Напиши, какие ты знаешь инструменты и приспособления для построения чертежей

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие мерки необходимы для построения чертежа мешочка.        

_____ и    _______

  1.  Вставь пропущенное слово.  

Прямой угол получается при пересечении двух линий вертикальной и ____________________

Задание №2

Практическая работа

Пошив вешалки (выполни, следуя инструкции)

  1. Сложи деталь вешалки вдвое в длину (лицевой стороной внутрь).
  2. Сметай деталь по срезам.
  3. Проложи машинную строчку на расстоянии 0,5 см от срезов (не зашивая одну сторону).
  4. Удали стежки временного содержания (наметку).
  5. Выверни изделие на лицевую сторону.
  6. Выправь и проутюжь.
  7. Проверь качество.

Примерное содержание итоговых контрольных

 диагностических работ.

Назначение КИМ

Проверка и оценка уровня теоретических и практических знаний, определения уровня овладения знаниями, практическими умениями и навыками за период обучения в 5 классе профильному труду (швейное дело).

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

- Доступность

- Научность

- Соответствие программному материалу

- Учет индивидуальных способностей обучающих

- Распределение заданий на два уровня: минимальный и достаточный

Структура КИМ

Итоговая диагностика для обучающихся 5 класса по профильному труду (швейное дело) состоит из двух заданий:

Задание №1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов курса за II полугодие учебного года.

Задание №2 практическая работа.

Распределение заданий по уровням сложности.

Для первого задания предполагается три варианта тестовых заданий.

В работе используются разные виды вопросов:

1. вопрос с выбором верного ответа;

2. вопрос с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных);

3. вопрос с развернутым ответом.

Второе задание предполагает выполнение практической работы. При её выполнении допускается использование инструкционной карты обучающимися при затруднении планирования трудовой деятельности, либо оказание индивидуальной помощи со стороны педагога, либо устной консультации.

Время выполнения варианта КИМ

Согласно календарно–тематическому планированию, расписанию учебных занятий. На выполнение тестового задания отводится – 20 минут, практической работы – 60 минут. Общее время, отведённое на выполнение КИМов – 2 урока по 40 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Швейное и утюжильное оборудование, швейные нитки, ткани, линейки, ручные иглы, ножницы, карандаши, ластики.

Условия проведения (требования к специалистам)

Первое тестовое и второе практическое задание выполняются в кабинете швейного дела.

Рекомендации по подготовке к работе

В ходе подготовки к итоговой диагностике учитель проводит с обучающимися повторение теоретического материала за прошедший учебный год, повторяет правила техники безопасности, подготавливаются необходимые материалы и оборудование.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Минимальный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание №1

Машинные швы и их название.

  1. Какой из ниже перечисленных швов чаще всего называют бельевым (обведи кружком верный ответ)

стачной вразутюжку

накладной с открытым срезом

двойной

  1. Какой шов используют для обработки верхнего среза мешочка (обведи кружком верный ответ)

двойной

запошивочный

вподгибку с закрытым срезом  

  1. Как называется шов, который используют для обработки низа изделия

соединительный

краевой

4. Обозначьте соответствующей буквой признаки лицевой (л) и изнаночной (и) сторон ткани:

а) технические узелки                         

б) гладкая блестящая поверхность

в) четкий печатный рисунок                 

г) ворс на поверхности

д) слабый печатный рисунок

5. При подготовке машины к работе игла и нитепритягиватель должны находиться:

а) в верхнем положении

б) в нижнем положении.

6.Какой припуск дается на обработку срезов головного платка при раскрое изделия:

  1. 1 см
  2. 1.5 см
  3. 2 см

7.С каких сторон необходимо начинать обработку срезов платка

  1. с долевых
  2. с поперечных
  3.  с любой

8.Какова ширина шва при обтачивании срезов платка?

  1. 0.5-1.0 см
  2. 0.7-1.0 см
  3. 1.0-1.5 см

Задание 2.

Практическая работа

  1. Построение квадрата по заданным размерам.
  2. Выполнение двойного шва на образце.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО

ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(Достаточный уровень)

Инструкция для обучающихся

Выполнить тестовое задание (выбрать правильный вариант ответа).

Подготовиться к проведению практической работы (надеть спецодежду, выбрать необходимое швейное оборудование и инструменты для ручных работ, выполнить практическую работу.)

Содержание работы

Задание №1

1. Какие из предложенных швов можно использовать при пошиве хозяйственной сумки?

  1. Запошивочный
  2. Двойной
  3. Накладной
  4. Вподгибку с открытым срезом
  5. Стачной вразутюжку.
  6. Накладной с открытым срезом.

2.Ткань изготавливают на фабрике:

а) швейной,

б) ткацкой,

в) прядильной

3.Какая из предложенных тканей не подходит для пошива хозяйственной сумки?

  1. Лен
  2. Хлопок
  3. Джинсовая ткань
  4. Шёлковая вуаль

4.Для заправки нижней нити необходимо приготовить детали:

а) ручной привод                 

б) шпулька                         

в) игла

г) шпульный колпачок        

д) моталка

5. Гладкой поверхностью обладают ткани:

        а) льняная,

б) хлопчатобумажная,

в) шерстяная.

6.К соединительным швам относятся:

1) Шов вподгибку с закрытым срезом

2) Стачной шов

3) Шов вподгибку с открытым срезом

7. С помощью чего снимают мерки?

1) линейки;

2) циркуля;

3) сантиметровой лентой.

8. Отутюжить –это:

1)Разложить припуски шва в разные стороны и закрепить их утюгом

2)Удалить замины на ткани

3)Закрепить подогнутый край детали

Задание 2.

Практическая работа.

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя.

Технология выполнения двойного, накладного швов, шва вподгибку с закрытым срезом. Соединение боковых сторон двойным швом, обработка верхнего среза швом вподгибку, обработка ручек накладным швом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА профильного труда (швейного дела) 6 класс

Программа предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Данная программа разрабо...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 6 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 5 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 5 «а» класса...

рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 7 «а» класса...

рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально-трудовому обучению профиль «Столярное дело» для учащихся 8 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...