Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии.
методическая разработка по технологии (8 класс)

Орловская Надежда Ивановна

Знания о правилах выбора профессии и способах получения информации о профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 «Технология профессионального выбора.

Профессиограмма и психограмма профессии»

8 класс

Выполнила: учитель технологии Орловская Н.И.

ГБОУ СОШ №253 , Приморского района

Санкт-Петербург

2019

Технологическая карта урока

Тема: Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии.

Тип урока: комбинированный

Цель: Дать знания о правилах выбора профессии и способах получения информации о профессиях.

Задачи: Образовательные: Создать условия для ознакомления учащихся с правилами выбора профессии. Способствовать осознано классифицировать профессии  и специальности. Создать условия для исследования мира профессий и индивидуальных особенностей личности. Создать ситуацию, в которой обучающиеся смогут применить полученные знания для осознанного выбора профессии используя профессиограммы и психограммы.

 Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

 Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию патриотических взглядов.

Планируемые результаты

Предметные: формирование представлений о профессиях; умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях; ознакомление с понятием «Профессиограмма» и «Психограмма».

Метапредметные: 

формирование универсальных учебных действий: умение анализировать, делать выводы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Личностные: сформированность мотивации обучающихся  к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

Межпредметные связи: История, информатика, психология, обществознание, русский язык.

Ресурсы урока

Для учителя: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; 2018г., проектор; презентация; материалы для практической работы,  материалы и карточки для раздачи.

Для учащихся: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; 2018г., материалы для практической работы,  материалы и карточки для раздачи.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Организует обучающихся на  начало урока. Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Контролирует ответы. Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию.

Проводит викторину.

Совместно анализирует  рассуждения учеников, подводит  обучающихся к необходимости вывода  цели и задачи урока. Организует работу для определения темы урока.

Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о   важности профессионального самоопределения.

 Обосновывают выбор правильного ответа

 

Отвечают на вопросы викторины.

Формулируют тему урока.

Мотивация познавательной деятельности

Проводит игру “Правильно,  неправильно. Он – она”.

Предлагает ответить на вопросы для проверки знаний.

Знакомит со сведениями о мире профессий. Знакомит обучающихся с классификацией предложенной Е.Климовым. Знакомит, с какими затруднениями можно столкнуться при выборе профессии.

Демонстрирует презентацию.

Отвечают на поставленные вопросы и оценивают ответы.

Знакомятся с понятиями «профессия», «специальность», «квалификация».

Знакомятся с классификацией профессий.

Задают вопросы, оценивают свой ответ.

Работа в группах,

Организация познавательной деятельности

 Учитель в позиции консультанта побуждает обучающихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

Предъявляет требования к учебной деятельности обучающихся. Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. Организует фиксацию нового знания. Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия обучающихся.

Обучающиеся смотрят презентацию,  слушают учителя, отвечают на вопросы.

Самостоятельно определяют склонность к будущей профессии и делятся на группы.

 Выполняют задания, осуществляют самоконтроль определяют победителя в группе.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и  работу членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о важности профессионального самоопределения.

Подведение итогов

Организует обучающихся на самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Комментирует и объясняет допущенные ошибки. 

Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

Дает объективную оценку результатов труда обучающихся на занятии, выставляет  и анализирует оценки.

Анализируют и оценивают свои достижения, определяют значимость полученных знаний и умений для себя.

выявлять допущенные ошибки и обосновывают способы их исправления, вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

Дополнительный материал: компьютер с мультимедийным проектором, экран.

Диагностика достижения планируемых результатов: Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Дополнительные творческие задания:  Составьте профессиограмму интересующей вас профессии: изучите на основе различных источников (средств массовой информации, интернета, художественной литературы, экскурсии на производство, опроса специалистов) наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессией к условиям, орудиям и средствам труда, профессионально важным качествам работника.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения



Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО учителя: Орловская Надежда Ивановна

Предмет: Технология

Тема урока: Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии.

Тип урока: комбинированный .

Цель: Дать знания о правилах выбора профессии и способах получения информации о профессиях.

Задачи:

 Образовательные: Создать условия для ознакомления учащихся с правилами выбора профессии. Способствовать осознано классифицировать профессии  и специальности. Создать условия для исследования мира профессий и индивидуальных особенностей личности. Создать ситуацию, в которой обучающиеся смогут применить полученные знания для осознанного выбора профессии используя профессиограммы и психограммы.

 Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать

Планируемые результаты:

предметные – формирование представлений о профессиях; умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях; ознакомление с понятием «Профессиограмма» и «Психограмма».

 метапредметные – формирование универсальных учебных действий: умение анализировать, делать выводы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

личностные – сформированность мотивации обучающихся  к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

Оборудование: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Технология 8 класс, Н.В. Мятяш, В.Д. Симоненко и др. – М.: Вентана-Граф; 2018г., проектор; презентация; материалы для практической работы,  материалы и карточки для раздачи.

       

                                        Ход урока.

1. Организационный момент.

    Проверка явки и готовности, обучающихся к уроку.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Я предлагаю заново  познакомиться со своими одноклассниками, через игру “Снежный ком”.  Первый участник называет своё имя, например, “Меня зовут Наташа, мечтаю быть телеведущей”. Второй участник называет имя первого участника и его названную профессию, и свое имя и профессию. Например, “Светлана – телеведущая, меня зовут Елена, мечтаю быть учителем”. Следующий участник называет и перового и второго и так далее. Вы догадались, о чём на уроке пойдет речь? Правильно,  о профессиональном самоопределении.

  1. Профессия и специальность (Слайд 2) 

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок?

 Из каких источников мы найдем сведения о профессиях?

А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности?

Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебе полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

 Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма.

Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

- В чем различие профессии и специальности? Какой труд можно назвать профессией?

Профессия – это род трудовой деятельности, направленная на пользу общества, требующая профессионального обучения, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Специальность – конкретный вид деятельности (более узкая область)  в рамках той или иной профессии.

Специальности и профессии, утверждены Министерством Труда России (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)). 

3. Определение темы и цели урока. (Слайд 1)

Мы вспомнили, что нового узнали и чему научились на прошлых уроках. А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(дети самостоятельно называют тему урока, учитель по ходу корректирует ответы) 

4. Целепологание.

- Как думаете, что вы должны узнать и чему научиться, для того чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор?

Как называется отрасль знаний, которая изучает мир профессий?

(Ответы детей, обсуждение)

- Какие знания вы можете получить, основываясь на название темы урока?

(Определение целей урока совместно с учащимися).

- Какая профессия – профессия 21 века?
- Какие профессии считаются устаревшими, ушедшими в глубь веков?

Просмотр видео с сайта «Навигатум».

5. Изложение нового материала. (Слайд 3)

   Выбирая профессию мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, то есть определяем наши желания, интересы, склонности – ХОЧУ.

Потом – достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли нам здоровье посвятить себя тому, что нас привлекает, то есть определяем свои возможности – МОГУ.

Может быть профессия не требуется в обществе, и мы просто не сможем найти работу, мы анализируем, что надо рынку, - НАДО.

    Сделать правильный выбор: (Слайд 3)

- Это значит выбрать такую профессию, которая нужна обществу, востребована на рынке труда.

- Профессия должна быть доступной и посильной.

- Профессия должна быть способной приносить радость, удовлетворение.

   Зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Проведем  веселую викторину.

  1. Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)
  2. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)
  3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)
  4. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
  5. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
  6. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
  7. Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).

1) Ошибки и затруднения в выборе профессии:

 1. Выбирающий видит конечный результат длинного пути, но не видит сам путь.

2. Бытуют предрассудки в отношении той или иной профессии.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.

4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, непосредственно на профессию.

5. Увлечение только внешней стороной профессии.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией.

7. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства.

8. Неумение разобраться в своих личных качествах.

9. Незнание или недооценка физических способностей своего организма.

10. Неумение ориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание с чего начать выбор.

И вновь игра “Правильно,  неправильно. Он – она”.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

8. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

9. Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

Спасибо!

2) Классификация профессий (Слайд 4-8).

Ориентироваться в многообразии профессий позволяет их систематизация, или классификация. Cуществует пять типов профессий, разделенных по признаку “предмет труда” (классификация предложена Е.Климовым): (Слайд10)

  • человек – техника (создание, ремонт и эксплуатация технических средств); (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой;
  • человек – человек (обучение и воспитание, бытовое обслуживание, медицинское обслуживание); (учитель, врач, следователь) – связь с человеком;
  • человек – знаковая система (работа с текстами, чертежами, формулами, картами, схемами); (чертёжник, корректор) - связь со знаками;
  • человек – художественный образ (создание или моделирование художественных произведений, воспроизведение или изготовление чего-либо); (писатель, музыкант, актёр)- связь с творчеством.
  • человек – природа (изучение природы, уход за растениями и животными). (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;

4) Первичное закрепление материала.

Обучающимся предлагается самостоятельно определить склонность к будущей  профессии и поделиться на пять групп, они могут быть не одинаковыми.

По профессиональной сфере люди длятся на типы “Человек – человек”, “Человек – природа” и др. предлагаю игру по этим профессиональным типам. И так:

  1. “Человек – природа” - участники получают следующее задание: в одном городе жил мастер - кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назвались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось. Определяется победитель.
  2.  “Человек – знаковая система” - участники должны из одного большого слова “Космонавтика” составить как можно больше коротких слов, например, “ток”, “кот” и др. Определяется победитель.

  1.  “Человек – человек” - кто относится к этой профессиональной сфере – кто из вас может повести игру с участниками игры. Определяется победитель.

  1. “Человек – техника” - участники получают конструктор “Лего”. Задание: из конструктора сконструировать какое-нибудь транспортное средство и приготовить его защиту. Определяется победитель.

  1. “Человек – художественный образ” - участники относящиеся с данному типу получают задание: к празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки! Вам необходимо придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки и рассказать о ней. Определяется победитель.

После выполнения задания работа анализируется. Спорные моменты выносятся на обсуждение

6. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 11)

http://bolezniglaz.ru/wp-content/uploads/2017/05/58c7ff6eb3008.jpg

5) Профессиограмма и психограмма профессий. (Слайд 12)

  Уже звучало, что важнейшим источником информации о профессиях является профессиограмма.

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией.

 Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм.

 Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии.

  Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии или специальности, служащее для ознакомления с избираемой профессией.

Профессиограмма - это информационный документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, служащей для ознакомления с избираемой профессией, создаёт целостное представление о данном виде труда.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

  Психограмма включает в себя описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Схема профессиограммы (Слайд 13)

- общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

- производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

- содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

- связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

- необходимые общие и специальные знания и умения;

- требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности, медицинские противопоказания);

- психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

- условия труда: санитарно - гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

- сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

7. Закрепление нового материала.

Вспомните песни, в которых упоминалась, бы какая либо профессия или специальность.

  • Куда уехал цирк (В. Леонтьев)
  • Миллион алых роз (А. Пугачева)
  • Играй, музыкант (М. Распутина)
  • Бухгалтер (группа “Комбинация”)
  • Фотограф (Л. Гурченко) и другие

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Дорогие ребята, спасибо за работу.

Ну, а как получить желаемую профессию, вы уже наверное определили сами:

- поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,

необходимо получить хорошие знания;

поступить и успешно закончить учебное заведение;

необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;

нужно любить эту профессию.

    Выяснить, что было не понятным или сложным на уроке.

   Объявить оценки и объяснить критерии их выставления.

9. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было особенно интересным и познавательным?

-  В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

10. Домашнее задание:

Составьте профессиограмму интересующей вас профессии: изучите на основе различных источников (средств массовой информации, Интернета, художественной литературы, экскурсии на производство, опроса специалистов) наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессией к условиям, орудиям и средствам труда, профессионально важным качествам работника.

                                                                                          Приложение 1

Классификация профессий.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):

  1.  «Человек - живая природа» (П)

    Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

    Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. «Человек – техника» (и неживая природа) (Т)

    Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

    Тип «Человек – техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. «Человек – человек» (Ч)

    Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

    К профессиям типа «Человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. «Человек - знаковая система» (3)

    Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

    Тип «Человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. «Человек - художественный образ» (X)

    Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.

    К типу «Человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии.

Слайд 4

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо сориентироваться в трех вещах: Определить , свои профессиональные интересы и склонности (кратко это можно назвать «Хочу»). Интерес – это стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, читать о нем, думать « Хочу знать ». Склонность – это стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью «Хочу сделать ». Интересы и склонности могут совпадать или не совпадать друг с другом, могут быть к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.

Слайд 5

2) Оценить профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность и возможности «Могу». Способности – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

Слайд 6

3) Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу «Надо». Если «Хочу», «Могу», «Надо» гармонично совмещены, то профессиональный выбор будет удачным. Продолжить выбор профессии нужно с разработки каждого из направлений.

Слайд 7

«Человек–техника» ( и неживая природа) (Т ) Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Профессии: газоэлектросварщик , токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

Слайд 8

«Человек-человек» (Ч) Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Профессии: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

Слайд 9

«Человек - знаковая система» (3) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Профессии , связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, экономист , специалист по маркетингу ,, налоговый инспектор и др.

Слайд 10

«Человек - художественный образ» (X) Явления , факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Профессии: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, декоратор-оформитель , актер и др.

Слайд 11

«Человек - живая природа» (П) Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Профессии: микробиолог, геолог, овощевод, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Слайд 13

Классификация предложена Е.Климовым человек – техника (создание, ремонт и эксплуатация технических средств); (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой; человек – человек (обучение и воспитание, бытовое обслуживание, медицинское обслуживание); (учитель, врач, следователь) – связь с человеком; человек – знаковая система (работа с текстами, чертежами, формулами, картами, схемами); (чертёжник, корректор) - связь со знаками; человек – художественный образ (создание или моделирование художественных произведений, воспроизведение или изготовление чего-либо); (писатель, музыкант, актёр)- связь с творчеством. человек – природа (изучение природы, уход за растениями и животными). (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;

Слайд 14

Профессиограмма и психограмма профессий Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии или специальности, служащее для ознакомления с избираемой профессией. Психограмма включает в себя описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Слайд 15

Схема профессиограммы

Слайд 17

Домашнее задание Составьте профессиограмму интересующей вас профессии: изучите на основе различных источников (средств массовой информации, Интернета, художественной литературы, экскурсии на производство, опроса специалистов) наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессией к условиям, орудиям и средствам труда, профессионально важным качествам работника. Опишите профессию. Обоснуйте свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока технологии.Раздел:Профессиональный выбор.

План конспект с тестированием.Тест:Определение типа личности....

Урок – конференция: «Профессиональный выбор. Все профессии нужны»

Цель урока – формирование положительной мотивации к современному миру профессий в условиях конъюнктуры рынка труда.Задачи урока:Закрепить, полученные на уроках знания о  мире социально –гуманитар...

Роль учителя технологии в выборе профессии

Профориентационная направленность работы учителя технологии...

Элективный курс по технологии «Профессиональное самоопределение. Человек и профессия» для учащихся 9 класса

Элективный курс по технологии«Профессиональное самоопределение. Человек и профессия»для учащихся 9 класса...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.

Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний  о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...

Проект по технологии 8кл "Выбор профессии"

Презентация создана для учеников 8 классов. находящихся на дистанционном  обучении, в помощь при подготовке проекта....