Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Фаталиев Замедин Фаталиевич

 В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного  обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии с использованием интерактивного

 обучения методом разыгрывания ролей

Предмет, класс: Технология, 5 класс

Учитель: Фаталиев Замедин Фаталиевич

Тема урока: «Гибка тонколистового металла и проволоки»

Тип урока:        Комбинированный: (изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков)

УМК:  Учебник: Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) – М.: Вентана-Граф, 2011.  

Методическое пособие: Симоненко В.Д. Книга для учителя – Москва.: «Просвещение», 2011.

Раздел: «Технология обработки металлов.Элементы машиноведения».

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядные пособия:  презентация «Гибка тонколистового металла и проволоки», образцы заготовок тонколистового металла и проволоки, карточки-вопросы   для  взаимопроверки, карточки-головоломки с зашифрованной темой  урока, инструкции по технике безопасности.

Инструменты и оборудование: верстак, чертилки, металлическая заготовка, слесарные молотки, кусачки, тиски, круглогубцы,   инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки,  компьютер, мультимедийный проектор.

Цель урока:Ознакомление  учащихся с операцией гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки. Создание учениками собственного образовательного продукта.

Задачи урока:        

Образовательные:

-  формировать  у  учащихся  навыки  гибки листового металла и проволоки  с  помощью различных приспособлений;

Развивающие:        

- развивать умение  применять полученные знания на практике;

- развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, профессии слесаря.

- формировать учебные навыки: самоконтроль, взаимоконтроль, умение рационально планировать свою деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

- воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности;

- воспитывать  культуру общения при работе в группе.

Ход урока

I.         Организационно-подготовительная часть     (2 минуты)

Приветствие учителя,  настрой на урок. Проверка готовности  учащихся к уроку.

Учитель:

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел  для вас звонок.

Это начинается новый наш урок.

Сегодня мы с вами будем трудиться,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний(15 минут)

Учитель: Ребята, как вы думаете, для людей какой профессии необходимы эти инструменты?

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и  ножовка,

А всего нужней – сноровка!

Дети: Эти инструменты нужны для слесаря.

Учитель: А кто такой слесарь?

Дети: Это специалист по обработке металла.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли слесаря.

Вы согласны?

(Слайд 1)

Учитель:Профессия слесаря очень интересная, многогранная. Она требует сноровки, точности в работе,  быстрой реакции, аккуратности, хорошей координации движений.Слесарь   — профессия очень распространённая. Но, поскольку, эти специалисты требуются для различных видов производства,   профессия слесаря имеет много разных специализаций: слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-строитель и т.д.

Учитель: А знаете ли вы, что профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался первый слесарный цех. Название профессии произошло от немецкого слова «шлос» — замок. Шлоссеры — так называли мастеров, изготавливающих замки.  

(Слайд 2)                                                                                        

Во  многих городах мира профессию слесаря   увековечили в  памятниках.

Всоответствии с уровнем квалификации  каждому слесарю присваивается разряд  от 1 до 5.

И сегодня я вам хочу предложить в конце урока оценить свою деятельность.   Проанализировав результаты своей деятельности,  вам предстоит  принять решение и обосновать, какому разряду, на ваш взгляд,  вы, как слесарь,  соответствуете.

Взаимопроверка  по вопросам. Игра «Ты – мне, я – тебе»

Учитель: Чтобы слесарю   получить более высокий  разряд по специальности, он должен хорошо знать  теоретический материал.Давайте  с вами вспомним материал прошлого урока.

Для этого я предлагаю вам поиграть  в игру «Ты – мне, я – тебе».

В этом конверте лежат карточки с вопросами.  Вам предлагается  проверить знания друг друга. Для этого нужно достать любую карточку и задать вопрос своему однокласснику – коллеге. Затем ученик, который ответил на вопрос, задает следующий вопрос другому ученику.

На обратной стороне для проверки -  правильный ответ.

Для начала я предлагаю вам оценить самим степень своей подготовки к сегодняшнему уроку.  Кто считает, что знает материал предыдущего урока на «5»? (Учащиеся поднимают руки.)

На «4»? На «3»? Спасибо.

Учитель:   Кто готов на «5», с того мы и начнём.

Вопросы на каточках (правильные ответы на обратной стороне):

  1. Каково устройство слесарных ножниц?(Верхний и нижний ножи, ручки, ось).

2)Чем похожи слесарные ножницы и кусачки? (Своим устройством, назначением).

3)Какие правила необходимо соблюдать при резании тонколистового металла и

проволоки?(Обязательно надевать рукавицу на руку, удерживающую заготовку.

Слесарные ножницы надёжно закреплять в тисках.

Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.

Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол –  ручками к себе).

4)Чем разрубают твёрдую проволоку? (Зубилом.Можно также напильником и слесарной ножовкой).

         5)Какой инструмент применяют для зачистки изделий из металла?(Напильник,

шлифовальную бумагу).

6)Перечислите правила безопасности при работе напильником и шлифовальной шкуркой. (Запрещается работать напильником без ручки.

Надёжно закреплять заготовку в тисках.

Не захватывать носок напильника левой рукой, чтобы не поранить её о заготовку.

Не проверять качество зачистки заготовки, проводя пальцами по её кромке.

При зачистке заготовки шлифовальной шкуркой надевать рукавицу на руку, которая держит заготовку),

7)Почему при зачистке плоских поверхностей из листового металла шлифовальную шкурку обёртывают вокруг деревянного бруска?(Для удобства зачистки).

8)Как избежать изгиба заготовки при зачистке в тисках? (Не вытаскивать огубок заготовки  более чем на 5-8 мм).

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, чей ответ был самым содержательным и полным.

Ребята,  я сейчас предлагаю вам,  выбрать бригадира вашей рабочей бригады.

(Дети выбирают)

Учитель: Обоснуйте свой выбор.  Почему вы его выбрали? Как вы считаете, в чём заключается роль бригадира?

(Дети отвечают)

Учитель: Правильно, роль бригадира заключается в осуществлении контроля за качеством и своевременностью выполнения работы членами бригады. А так же проведение инструктажа рабочих по технике безопасности и обеспечение соблюдения членами бригады правил техники безопасности.

III.  Постановка цели и задач урока.  

Мотивация учебной деятельности учащихся.     (8 минут)

Создание проблемной ситуации.

Учитель:Ну вот, теперь вы -  бригада слесарей.

У вас на верстаках лежит кусок проволоки и заготовка из толнколистового металла.Задача бригады -  изготовить  из проволоки и металла,какой либо предмет или изделие  путём их сгибания. Приступаем к работе.

Побуждающие вопросы для диалога:

Учитель:   Ребята, а в чём возникла трудность?

                     А что нужно  предпринять для того, чтобы затруднений в работе у вас не было?

(Нужно узнать, как загибать проволоку и металл)

                     Какую сегодня  поставим  перед собой цель?, т. е  чему слесарь (то есть  каждый из вас) должен  научится, чтобы изготовить такие изделия?

Чтобы поставить цель, вам помогут  слова-помощники.

(Слайд 3)

Изучим(учебный материал);

Научимся  (гнуть, загибать проволоку и металл, работать с инструментами)

Узнаем(о правилах техники безопасности при гибке металла и проволоки, о способах гибки);

Проверим(качество изготовления изделий).

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

ОБОБЩИТЬ (научиться  гибке  металла и проволоки и создать изделие,  применяя  способ гибки)

Работа в парах «Расшифровка»

Учитель:  Ребята, вы уже догадались,  как будет звучать сегодня тема урока?

Попробуйте сформулировать тему нашегоурока.

(Ответы детей)

У вас на партах лежат таблички с названием темы урока.  Она зашифрована. Вам предстоит расшифровать тему, зачеркнув ненужные буквы. И вместе мы посмотрим, правильно ли вы догадались какова тема урока.

«Гибкатрйтонколистовогоблдметаллажиьпроволоки»

(Слайд 4)

Учитель:   Молодцы,  правильно. Тема урока: «Гибка тонколистового металла и проволоки».

Физминутка

IV. Первичное усвоение новых знаний.  (15 минут)

Учитель: И так…!Мы с вами сформулировали тему урока, поставили перед собой цель. Давайте вместе попробуем спланировать  свою дальнейшую деятельность на уроке, т.е. составить план наших действий.

Для того,чтобы изготовить изделия, нужно…?

(дети)

  1. Изучить новый материал по теме  
  2. Изготовить изделие
  3. Проверить качество изделия

Молодцы, приступим к работе.

Слесарю, как и человеку любой специальности  нужно   повышать свою квалификацию,  постоянно развиваться.

Вы  сегодня   тоже пополните  свой интеллектуальный запас  новыми знаниями.  

 Что же такое гибка металла? Гибка металла - слесарная операция, с помощью которой заготовке или её части придаётся необходимая форма.

Учитель: Подумайте, пожалуйста и назовите изделия, выполненные гибкой металла.

        (Ответы  детей).

(Слайд 5)

На слайде вы видите  изделия, выполненные гибкой специальными машинами на предприятиях. (Это механический способ гибки).

Учитель: А как вы думаете, с помощью каких приспособленийвыполняется гибка ручным способом?

(Ответы детей)

(Слайд 6)

Учитель: Для ручной гибки металла используют деревянный молоток (киянку).Можно пользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нём вмятин. Первоначально лёгкими ударами сгибают края заготовки, а затем переходят к её средней части.

(Слайд 7)

Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников

(Слайд 8)

Если необходимо согнуть большое количество одинаковых деталей, пользуются специальными приспособлениями. Например, установив заготовку в прорезь приспособления, и ударяя по ней молотком, можно быстро получить деталь необходимой формы.

(Слайд 9)

        Гибку тонколистового металла в тисках  применением специальных приспособлений – оправок.

(Слайд 10)

На заводах листовой металл сгибают в гибочных штампах.

(Слайд 11)

    А так же с помощью листогибочных  машин.

- Операция гибки применяется также при работе с проволокой.

Ребята, попробуйте назвать   изделия, которые встречались вам в жизни, изготовленных путём гибки проволоки.

(Ответы детей)

(Слайд 12)

На слайде вы видите   изделия из проволоки, выполненные способом гибки проволоки  на предприятиях.

(Слайд 13)

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке.

Как вы думаете, какие специальные инструменты применяются для гибки проволоки?

(Ответы детей)

(Слайд 14)

Гибку тонкой проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом.

(Слайд 15)Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяютцилиндрические оправки.  Для сгибания деталей криволинейной формы применяют круглогубцы.

(Слайд 16)

Толстую проволоку гнут в тисках с помощью оправок.

Учитель: Как и любая работа с инструментами, гибка металла и проволоки требует соблюдения техники безопасности.

Давайте, ребята, попробуем порассуждать о том, какие правила техники безопасности  нужно соблюдать при гибке металла и проволоки и сформулировать эти правила.

(Примерные ответы детей)

(Слайд 17)

Техника безопасности при ручной гибке.

  • Работать только исправными киянкой и молотком.
  • Надёжно закреплять заготовку в тисках.
  • Не стоять за спиной работающего.
  • Не класть оправки и инструменты на край верстака.
  • При гибке проволоки не держать левую руку близко к месту сгиба.

(Раздаются на парты инструкции по технике безопасности.)

V. Первичная проверка понимания.  (5 минут)

Учитель: Ребята,прежде чем приступить к практической части урока, т. е.  изготовлению предметов из проволоки и тонколистового металла способом гибки, бригадир должен допустить   вас  к работе. А для этого ему нужно убедиться,   что слесари его бригады  хорошо знают правила и  способы гибки металла, а так же  технику безопасности при ручной гибке.    

Ученик: Бригада, работавшая до вас допустила несколько ошибок при ручной гибке металла и проволоки.  Если вам удастся исправить ошибки,  вы будете допущены к работе.

Вопросы  для проверки «Исправь ошибку»

  1. Слесарь поспешил закрепить мягкую проволоку в тисках, и на ней отпечатались вмятины от зажимных губок тисков. Что забыл сделать слесарь?
  2. Для гибки тонколистового металла, слесарь  использовал круглогубцы.  
  3. Для гибки толстой проволоки слесарь приготовил плоскогубцы.
  4. Когда слесарь гнул тонколистовой металл в тисках, с помощью слесарного молотка, на листе осталось много вмятин. Почему?
  5. Операцию гибки проволоки слесарь решил выполнить на гибочном штампе. Прав ли он?
  6. При гибке толстой проволоки в тисках слесарь  повредил себе левую руку. Почему это произошло?

Учитель: Как вы считаете, ребята, вы хорошо справились с заданием бригадира?  

Молодцы, я думаю, на практическом  занятии вас можно допускать к   работе.

Вот закончился урок.

Скоро прозвенит звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

______________________________________________________________________

2 урок                                                  Практическая работа

VI. Первичное закрепление.

Учитель: Вашей бригаде  поступил заказ на изготовление изделий из   тонколистового металла.

(Слайд 18)

На слайде вы видите, что изделий – два.  Поэтому я сейчас предлагаю вашей бригаде разделиться на две рабочие группы по желанию,  и договориться о том, какая группа будет изготавливать то или иное изделие.

 (Дети сообщают о своём решении)

(Выполнение  по технологической карте  совка и  коробочки из тонколистового металла).

Бригадир следит за выполнением техники безопасности и качеством выполнения работы.

Физминутка

(Слайд 19)

Индивидуальная работа.   (Выполнение  по технологической карте чертилки.)

Учитель:  - Давайте, по окончанию работы выберем самую аккуратную и точную работу.  

VII. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Учитель:

- Какие затруднения у вас возникли  при изготовлении изделий?

- Какова была ваша учебная задача?

- Чему вы научились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде.  

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

 1)  Повторив изученную тему в учебнике,  

- Составить небольшую таблицу  «Способы гибки тонколистового металла и проволоки». ИЛИ

 -Ответить на вопросы параграфа.

2) Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей  по изготовлению изделий из тонколистового металла для проектной работы. В помощь вам, я предлагаю  использование  ресурсов  сети Интернет.

3) Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла                 (приведите примеры, устно).  

IX. Рефлексия деятельности.

Учитель:Ребята, в начале урока вы поставили перед собой цель. Как вы полагаете, добились ли вы своей цели?

(Ответы детей)

Учитель:как выдумаете, важна ли профессия слесаря в жизни человека?

 - А сейчас я предлагаю вам оценить  свою деятельность  по шкале разрядов от 1 до 5 и обосновать свой ответ. А помогут вам в этом воздушные шары.   Выберите шарик с таким фразеологизмом, который  больше подходит к вашей работе.

Например:

  1. Сегодня я работал не покладая рук. Я изготовил чертилку и совок. На мой взгляд, работа получилась аккуратной. Я считаю, что заслуживаю слесаря квалификации слесаря 5  разряда.
  2. Весь урок держал ушки на макушке. Запомнил всю нужную для меня информацию. При изготовлении изделий, работал до седьмого пота, но испытывал затруднения при гибке проволоки. Считаю, что соответствую получению 4 разряда.  

Учитель: Вы хорошо сегодня потрудились и заслуживаете присвоению высоких разрядов.

Учитель подытоживает ответы детей, выставляет оценки, в соответствии с разрядом каждого ученика.

Учитель:       Спасибо захорошую работу!  Из многих из вас получатся хорошие квалифицированные слесари, если у вас будет желание получить эту профессию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Изучим… Научимся… Узнаем… Проверим…

Слайд 4

Тема урока: «Гибка тонколистового металла и проволоки»

Слайд 5

Изделия из металла с применением гибки

Слайд 6

Инструменты и приспособления для гибки

Слайд 7

Гибка тонколистового металла в тисках а) Киянкой б) С помощью слесарного молотка и бруска При закреплении заготовки линия сгиба ( ) должна быть расположена на уровне нагубников

Слайд 8

Гибка заготовки в приспособлении

Слайд 9

Оправки для гибки металла

Слайд 10

Гибочный штамп

Слайд 11

Механическая гибка Листогибочная машина

Слайд 12

Изделия из проволоки с применением гибки

Слайд 14

Инструменты для гибки проволоки Круглогубцы Плоскогубцы (Пассатижи)

Слайд 15

Гибка круглогубцами

Слайд 16

Гибка проволоки в тисках

Слайд 17

Техника безопасности при ручной гибке Работать только исправными киянкой и молотком. Надёжно закреплять заготовку в тисках. Не стоять за спиной работающего. Не класть оправки и инструменты на край верстака. При гибке проволоки не держать левую руку близко к месту сгиба.

Слайд 18

Практическая работа Изготовление коробочки Изготовление совка 1 Гибка правого края совка. Угол загиба 90◦ 2 Гибка левого края совка. Угол загиба 90◦ 3 Загиб задней стенки. Угол загиба 90◦ 4 Загиб краев задней стенки. Угол загиба 90◦ 5 Заключительный загиб задней стенки. Угол загиба 90◦ 6 Пробивание краев совка.

Слайд 19

Практическая работа Изготовление чертилки

Слайд 20

Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе С ложа руки С мотрел во все глаза М отал на ус З асучив рукава Б ить баклуши Н е покладая рук Л овил мух С читал ворон С пустя рукава Р аботал до седьмого пота Д ержал ушки на макушке



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Технология, 5 класс

Учитель: Фаталиев Замедин Фаталиевич.

УМК:  Учебник: Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011.  

Методическое пособие:  Симоненко В.Д.  Книга для учителя. Технология 5 кл. – Москва.: «Просвещение», 2011.

Раздел: «Технология обработки металлов.Элементы машиноведения».

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядные пособия: презентация «Гибка тонколистового металла и проволоки»,карточки-вопросы   для  взаимопроверки, карточки-головоломки с зашифрованной темой  урока, инструкции по технике безопасности, карточки с вопросами и ответами для взаимопроверки

Инструменты и оборудование: верстак, чертилки, металлическая заготовка, кусок проволоки, слесарные молотки, киянки, кусачки, тиски, круглогубцы,  инструкционно-технологические карты, компьютер, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Проявление познавательных интересов и активности в предметной области.

Выражение желания трудиться по профессии слесаря.

Стремление к совершенствованию своих умений.

В познавательной сфере:

Понимание и определение понятия «гибка».

Рациональное использование  новой информации для получения объекта труда.

В трудовой сфере:

Подбор и применение инструментов (при гибке металла).

Соблюдение норм и правил безопасности труда, трудовой дисциплины.

Выявление допущенных ошибок в процессе труда.

В коммуникативной сфере:

Формирование рабочей группы (пар) с учётом общности интересов для выполнения объекта труда.      

Регулятивные

Определение цели и планирование собственной познавательно-трудовой  деятельности.

Оценивание  результатов трудовой деятельности.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

Умение структурировать полученную информацию, выбирать главное.

Коммуникативные

Умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника.

Умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

Осознание своих возможностей в предметной области.

Тема урока

«Гибка тонколистового металла и проволоки»

Тип урока

По дидактическим целям:Комбинированный  (изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков)

По используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: Креативный (урок с элементами ролевой игры)

Цель урока

Ознакомление учащихся с операцией гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки.Создание учениками собственного образовательного продукта.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

-  формировать у  учащихся  навыки гибки листового металла и проволоки  с помощью различных приспособлений;

- развивать умение  применять полученные знания на практике;

- развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний.  

- формировать учебные навыки: самоконтроль, самооценку, взаимооценку,  умение рационально планировать свою деятельность.

-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, профессии слесаря.  

- воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

- воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности;

-воспитывать  культуру общения при работе в группе.

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2 мин.

Активация учащихся:

включение в деловой ритм, подготовка класса к работе.

Читает стихотворение:

приветствует учеников;

проверяет готовность к уроку;

создаёт положительный эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами будем трудиться,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Воспринимают на слух.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: умение организовать себя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

15 мин.

Выявить уровень опорных знаний, систематизировать их.

Вовлекает в беседу с помощью художественного слова.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и  ножовка,

А всего нужней – сноровка!

Настраивает  на сюжет урока. Предлагает ответить на вопрос:

- Ребята, как вы думаете, для людей какой профессии необходимы эти инструменты?

Вовлекает в ролевую игру:

- Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли слесаря.

Сообщает об интересных фактах в  профессии слесаря:

Профессия слесаря очень интересная, многогранная. Она требует сноровки, точности в работе,  быстрой реакции, аккуратности, хорошей координации движений.  Слесарь   — профессия очень распространённая. Но, поскольку, эти специалисты требуются для различных видов производства,   профессия слесаря имеет много разных специализаций: слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-строитель и т.д.  

Настраивает на самооценку своей деятельности в конце урока.

Организует взаимопроверку, используя игровые приёмы. Игра «Ты -  мне, я - тебе».

Участвуют в беседе

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

Распределяют роли:

примеряют на себя роль слесаря, выбирают бригадира.

Слушают.

Осуществляют самооценку.

Отвечают на вопросы друг друга. Исправляют неверные  ответы сверстников.

Помогают друг другу  изложить  материал прошлого урока.

Личностные:

осознание своих возможностей,

мобилизация знаний.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать  друг с другом.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

8 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебной деятельности.

Создаёт  проблемную  ситуацию: предлагает изготовить изделие способом  гибки.

Выясняет о возникновении трудностей.

Задаёт побуждающие вопросы для диалога:

- Ребята, а в чём возникла трудность?

- А что нужно сделать, чтобы затруднений в работе у вас не было?

Подводит учащихся к постановке и формулированию целей   урока с помощью слов-помощников:

- изучим;

- научимся;

- узнаем;

- проверим.

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Уточнят у учащихся формулировку темы урока  через применение головоломки «Расшифровка».

Определяют и формулируют цели и задачи урока.

Взаимодействуют в парах.

Формулируют тему урока.  

Личностные: проявление интереса и активности в постановке цели.

Регулятивные: умение  осуществлять целеполагание,

умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Релаксация.

Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

4.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Предлагает учащимся спланировать свою деятельность (в устной форме).  

Демонстрирует презентацию.

Побуждает учащихся к ответам на вопросы.

- Подумайте, пожалуйста,  и назовите изделия, выполненные гибкой металла.

- А как вы думаете,  с помощью каких приспособлений выполняется гибка ручным способом?

- Ребята, попробуйте назвать   изделия, которые встречались вам в жизни, изготовленных путём гибки проволоки.

- Как вы думаете, какие специальные инструменты применяются для гибки проволоки?

Предлагает  сформулировать правила техники безопасности при ручной гибке.

Обобщает правила, демонстрирует их на слайде, раздаёт инструкции по технике безопасности.

Составляют устный план своей дальнейшей деятельности на уроке.

Участвуют в беседе.

Предлагают свои варианты ответов.

Комментируют свои ответы, приводят примеры.

Участвуют в беседе, формулируют выводы,

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.


Коммуникативные: вступать в диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: проявление интереса к учебному материалу

5.Первичная проверка понимания.  

(5 минут)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Напоминает  учащимся об их ролевом участии в уроке-игре.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Предлагает исправить теоретические ошибки в работе неквалифицированных слесарей.

Задаёт вопросы  для проверки.

Игра  «Исправь ошибку».

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на ответы сверстников.

Обосновывают свои ответы. Предлагают верный вариант.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (в последнем вопросе).

Регулятивные:

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные: умение применять полученные знания  

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний и

применение полученных знаний на практике.

1. Настраивает на практическую работу (изготовление совка и коробочки):

- Вашей бригаде  поступил заказ на изготовление изделий из    тонколистового материала.

Предлагает и организует работу в группах.

Следит за правильным выполнением технологических операций, соблюдением техники безопасности.

Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Контролирует и корректирует действия учеников.

Создаёт ситуацию успеха.2. Подводит учащихся к выполнению следующего задания.                                   - Подумайте и скажите, пожалуйста, чем можно  выполнять  разметки и линии на листе металла?                                           Предлагает детям индивидуальную работу по изготовлению чертилки.        Следит за правильным выполнением технологических операций, соблюдением техники безопасности.                                      Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.                            Контролирует и корректирует действия учеников.

Самостоятельно делятся на группы.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану:

выполняют по технологической карте  совок и  коробочку из тонколистового металла, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Обсуждают свою деятельность в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Рассуждают, предполагают,  предлагают варианты ответов.  

Осуществляют учебные действия:

каждый учащийся выполняет  по технологической карте чертилку.

Регулятивные:  умение

устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Личностные:  формирование бережливости при выполнении трудовых приемов,

ориентирование на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Познавательные:  умение выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Коммуникативные: умение строить  рабочие отношения,  трудясь в  коллективе.

Релаксация

Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий   выполнения домашнего задания.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

- Какие затруднения у вас возникли  при изготовлении изделий?

- Какова была ваша учебная задача?

- Чему вы научились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Консультирует, советует, помогает.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов  устранения возможных ошибок.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения  ошибок.

 учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Дает комментарий к домашнему заданию.

1) Повторить изученный материал по  гибке тонколистового металла и проволоки в учебнике.

 §26,

Предлагает дифференциацию выполнения домашнего задания.

- Составить таблицу  «Способы гибки тонколистового металла и проволоки».

 -Ответить на вопросы данного параграфа (с. 102).  

2) Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла. Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей  по изготовлению изделий из тонколистового металла для проектной работы. В помощь вам,   я предлагаю  использование  ресурсов  сети Интернет.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах и индивидуально. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Обсуждают с учителем задания и записывают домашнее задание.

Познавательные: умение  выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Регулятивные:  выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9. Рефлексия деятельности.

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Организует  оценочные высказывания обучающихся: предлагает оценить  свою деятельность на уроке по шкале разрядов от 1 до 6 и обосновать свой ответ.

- Выберите шарик с таким фразеологизмом, который  больше подходит к вашей работе.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников по использованию фразеологизмов для оценки своей деятельности.  

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Консультирует,  подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают вывод о значимости  профессии слесаря.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Построение логической цепочки рассуждений.  

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение провести самооценку, осознавать успешность своей деятельности,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Гибка тонколистового металла"

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания,  активизирующие познавате...

Урок "Гибка тонколистового металла"

Урок Даёт  основные понятия свойств металлов,  способы резки, правки и гибки тонколистового металла. Развивает точность и аккуратность в трудовой деятельности, память, мышление, расшири...

План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".

Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.          2. Способство...

Дидактические разработки к урокам «Технологии» с использованием интерактивных методов обучения

Дидактические разработки к урокам «Технологии» с использованием интерактивных методов обучения - кроссворды...

Тема урока: "Гибка тонколистового металла и проволоки"

Разработка урока по технологии (мальчики) 5 класс "Гибка тонколистового металла и проволоки", включает практическую часть....

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

Гибка тонколистового металла и проволоки

Гибка тонколистового металла и проволоки 5 класс технология...