Этап урока
| Целидеятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствую, создаю позитивное творческое настроение. Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели С малой удачи начинается успех. Как вы понимаете эти слова? Я вам желаю, чтобы сегодня сопутствовала удача, которая поможет быть нашему уроку успешным. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
|
2.Актуализация знаний и постановка проблемы. | Личностные: мобилизация внимания, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: слушают друг друга; высказывают собственное мнение;
| 1. Организовывает учащихся на проверку знаний - На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял. Задание: исправить ошибку (оформление на кл. доске) 2. Организует диалог с учащимися по вопросам: 1.Какими видами ДПИ занимаются жители нашего города, региона? 2.Какие семейные традиции, обряды сохранились в нашем городе, вашей семье? 3.Какие сувениры принято дарить в народные праздники? | Ответы на вопросы Участие в дидактической игре-соревновании Работа в паре совещаются и меняют этикетки под экспонатами. Выполняют тест-1 ученик. Отвечают на вопросы |
3.Совместное «открытие» новых знаний. 3.Мотивация учебной деятельности учащихся «Вызов» к открытию нового знания.
| Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли. | Учитель через слайд презентации знакомит обучающихся с видами ,композиционными приёмами в ДПИ подводя обучающихся к пониманию темы урока. | При анализе презентации делают вывод о том, какие существуют композиционные законы
|
4. Постановка цели и задач урока. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Сегодня на первом уроке мы говорили с вами о народном творчестве, о красоте созданной своими руками. Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам. И, перенося объекты природы в своё творчество, мастера подчинялись законам композиции. Подвести учащихся к осознанию целей и задач. Какова же тема урока? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока) | Слушают учителя
формулируют собственное мнение
|
5.Изучение нового материала
| Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия; Ориентироваться в учебнике Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Организовать осмысленное восприятие новой информации 1. Показывает и поясняет слайды презентации - Мы выяснили ,что композиция встречается и в ДПИ, - Так что же это за «волшебное» слово «Композиция?» - Найдите в тексте &25, на стр.156 данное понятие. Композиция – это расположение изобразительных элементов по определённой схеме, с целью наибольшей выразительности содержания произведения. (Слайд) -Запишите в тетрадь: Композиция - это 2. Посмотрите на работы и скажите, что в этих работах объединено в композицию? (оформление на кл. доске) Создавая декоративные изделия, нужно учитывать основные правила и приёмы композиции, знакомые вам из уроков изобразительного искусства. I Правила композиции: передача движения (динамика),покоя (статика) Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика? |
Находят нужное определение в тексте учебника, записывают определение в тетрадь
проблемный вопрос слушают учителя
частично-поисковый момент |
Физминутка | Познавательные осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
| Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление Динамичная композиция | Статичная композиция |
Найти соответствие (на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют рисунки. | Учащиеся выходят к доске и выполняют задание |
5.Продолжение изучения нового материала | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия; Ориентироваться в учебнике Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | II Приёмы композиции: Ритмическая композиция Задание: Ребята, посмотрите, на эту кайму, что вы замечаете? (чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм. Показ слайда. Запись в тетрадь Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Чередованием отдельных элементов композиции: фигур людей, растений, геометрических фигур. Задание: Найдите, в представленных работах, ритм. - Простейшие формы ритма встречаются в русском народном искусстве (орнаментальная кайма на салфетке, скатерти, полотенце) Ещё одним приёмом в композиции является симметрия и асимметрия. (Слайд) Учитель создаёт проблемную ситуацию – Где мастера берут идеи для своих работ? Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для стилизации Задание2. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно? Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира. -Вы уже решили какой проект подготовите? -Какое изделие для своей кухни изготовите? -Чем его украсите? -А как звучит слово украшение на латинском языке? -Орнамент и символика в орнаменте – это еще один компонент композиции Рассказ о значении различных символов в орнаменте На уроках ИЗО вы уже говорили о многообразии цветов и знакомы с цветовым кругом Чтобы любое сшитое тобою изделие эстетично смотрелось, необходимо умело сочетать цвета, в том числе в орнаменте. А для этого надо знать законы цветоведения. -Ахроматические цвета? -Хроматическик цвета? Поможет нам в этом цветовой круг Цвета, расположенные напротив друг друга являются контрастными и гармоничными. Если в круг вписать равнобедренный треугольник, получится трехцветная гармония, если квадрат, то четырёхугольная Рассмотрим таблицу «Гармоничные цветовые композиции». - Какие геометрические формы применялись при их создании? . |
Запись новых понятий в тетрадь
Отвечают на вопрос
- Из природы и окружающей среды Исследуют объекты и называют стилизованные предметы в вышитых изделиях. Запись новых понятий в тетрадь Отвечают на вопросы. Орнамент
Отвечают на вопросы.
|
6.Осмысление нового материала | Познавательные осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
| Здоровьесбережение+ Организовать осмысленное восприятие новой информации Игра « верю - не верю». Верю - хлопаем в ладоши, не верю – топаем ногами я читаю утверждения, если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем. 1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция) 2.Ассимметрия – это отсутствие симметрии – руки 3. Композиция означает составление, соединение – руки 4..Стилизация – средство композиции связанное с изменение реальных форм (руки) 5. Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира (руки) 6. Ахроматические цвета – цветные (ноги) | Ученики на местах Выполняют задание игры |
7.Практическая работа | Предметные УУД: Определять приёмы композиции, уметь их выполнять. Регулятивные: ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено.
| Учитель создаёт проблемную ситуацию Ребята, а можно ли стилизовать цветок или какой- то предмет при помощи геометрических фигур? Сегодня мы с вами будем создавать банк идей для вашего проекта. Не забываем поместить все наши работы в портфолио Работаем в группах: - Выполнение монохромной черно-белой композиции (работают в парах и индивидуально)
- Выполнение монохромной цветной композиции (работают в парах и индивидуально)
- Выполнить хроматическую цветовую композицию из двух цветов (работают индивидуально)
- С помощью компьютера и графического редактора Paint выполнить хроматическую цветовую композицию из трех цветов (в парах)
- С помощью компьютера и графического редактора Paint выполнить хроматическую цветовую композицию из четырех цветов (в парах)
Во время работы учитель делает обход и оказывает помощь. | Выдвигают гипотезу
Выполняют групповую и индивидуальную работу |
5.Итог урока. Рефлексия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности 2. Подвести итог проделанной работы на уроке 1.Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Я узнала сегодня на уроке, что… Я поняла,что… Мне было интересно… Самое трудное для меня было… Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности |
9.Информация о домашнем задании | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. | Домашнее задание: пополнить портфолио образцами узоров По учебнику стр. 158-161, вопросы 1,2. Индивидуально - подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. (по выбору) | Записывают домашнее задание |