Технологическая карта урока "Основы композиции при создании изделий ДПИ"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Комарницкая Елена Брониславовна

Технологическая карта урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изделий декоративно-прикладного искусства". К УМК  Н.В. Синица, В.Д. Симоненко "Технология. Технологии ведения дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Комарницкая Елена Брониславовна

Предмет

Технология. Технологии ведения дома

Класс

5 А

Тема урока

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Цель

Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства

Задачи

  1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент
  2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства
  3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте
  4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint

Тип урока

Комбинированный, ОНЗ

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование мотивации, изучение темы, воспитание эстетических чувств, смыслообразование;  нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, учебного пособия. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Знания: о требованиях к составлению композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Умения: применить теоретические знания,  полученные  на уроке,  на практике.

Основные понятия

Орнамент, символика в орнаменте, цветовые сочетания в орнаменте. Стилизация различных предметов. Композиционные приемы ДПИ.  Выполнение эскизов орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно, подушки.  Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора Paint

Междисциплинарные связи

Информатика, ИЗО, геометрия

Ресурсы

Информационный материал: учебник технологии параграф 25-27, РТ;

Демонстрационный материал: ПК; проектор; презентация по теме урока; ноутбук, примеры гармоничных цветовых композиций

Этап урока

Целидеятельности

Деятельность

учителя

Деятельность  

обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приветствую, создаю позитивное творческое настроение.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно,

Друг на друга посмотрели,

улыбнулись и присели

С малой удачи начинается успех.

Как вы понимаете эти слова?

Я вам желаю, чтобы сегодня сопутствовала удача, которая поможет быть нашему уроку успешным.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

Личностные: мобилизация внимания, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга; высказывают собственное мнение;

1. Организовывает учащихся на проверку знаний

- На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял.

Задание: исправить ошибку (оформление на кл. доске)

2. Организует диалог с учащимися по вопросам:

1.Какими видами ДПИ занимаются жители нашего города, региона?

2.Какие семейные традиции, обряды сохранились в нашем городе, вашей семье?

3.Какие сувениры принято дарить в народные праздники?

Ответы на вопросы

Участие в дидактической игре-соревновании

Работа в паре совещаются и меняют этикетки под экспонатами.

Выполняют тест-1 ученик.

Отвечают на вопросы

3.Совместное «открытие» новых знаний.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся

«Вызов» к открытию нового знания.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения объектов;  построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества;

умение полно и точно выражать свои мысли.

Учитель через слайд презентации знакомит обучающихся с видами ,композиционными приёмами  в ДПИ подводя обучающихся к пониманию темы урока.

При анализе презентации делают вывод о том, какие существуют композиционные законы

4. Постановка цели и задач урока.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня на первом уроке мы говорили с вами о народном творчестве, о красоте созданной своими руками.  

Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам.  И,  перенося объекты природы в своё творчество,  мастера подчинялись законам композиции.

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Какова же тема урока?  

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока)

Слушают учителя

формулируют собственное мнение

5.Изучение нового материала

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия;

Ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

1. Показывает и поясняет слайды презентации

- Мы выяснили ,что композиция встречается и в ДПИ,

- Так что же это за «волшебное» слово «Композиция?»

- Найдите в тексте &25, на стр.156 данное понятие.

Композиция  – это расположение изобразительных элементов по определённой схеме, с целью наибольшей выразительности содержания произведения. (Слайд)

-Запишите в тетрадь: Композиция - это

2. Посмотрите на работы и скажите, что в этих работах объединено в композицию? (оформление на кл. доске)

Создавая декоративные изделия, нужно учитывать основные правила и приёмы композиции, знакомые вам из уроков изобразительного искусства.

I Правила композиции: передача движения (динамика),покоя (статика)

Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика?

Находят нужное определение в тексте учебника, записывают определение в тетрадь

проблемный  вопрос

слушают учителя

частично-поисковый момент

Физминутка

Познавательные

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление

Динамичная композиция

Статичная

 композиция

Найти соответствие (на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют рисунки.

Учащиеся выходят к доске и выполняют задание

5.Продолжение изучения нового материала

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия;

Ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

II Приёмы композиции:

 Ритмическая  композиция

Задание: Ребята, посмотрите, на  эту кайму, что вы замечаете? (чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм.

Показ слайда. Запись в тетрадь

Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Чередованием отдельных элементов композиции: фигур людей, растений, геометрических фигур.

  Задание: Найдите, в представленных работах, ритм.

- Простейшие формы ритма встречаются в русском народном искусстве (орнаментальная кайма  на салфетке, скатерти, полотенце)

Ещё одним приёмом в композиции является симметрия и асимметрия. (Слайд)

Учитель создаёт проблемную ситуацию – Где мастера берут идеи для своих работ?

Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений.

Окружающая нас природа  является прекрасным объектом для стилизации

Задание2. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно?

Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

-Вы уже решили какой проект подготовите?

-Какое изделие для своей кухни изготовите?

-Чем его украсите? -А как звучит слово украшение на латинском языке?

-Орнамент и символика в орнаменте – это еще один компонент композиции

Рассказ о значении различных символов в орнаменте

На уроках ИЗО вы уже говорили о многообразии цветов и знакомы с цветовым кругом

Чтобы любое сшитое тобою изделие эстетично смотрелось, необходимо умело сочетать цвета, в том числе в орнаменте. А для этого надо знать законы цветоведения.

-Ахроматические цвета?

-Хроматическик цвета?

Поможет нам в этом цветовой круг

Цвета, расположенные напротив друг друга являются контрастными и гармоничными. Если в круг вписать равнобедренный треугольник, получится трехцветная гармония, если квадрат, то четырёхугольная

Рассмотрим таблицу «Гармоничные цветовые композиции».

 - Какие геометрические формы применялись при их создании? .

Запись новых понятий в тетрадь

Отвечают на вопрос

- Из природы и окружающей среды

Исследуют объекты и называют стилизованные предметы в вышитых изделиях.  

Запись новых понятий в тетрадь

Отвечают на вопросы.

Орнамент

Отвечают на вопросы.

6.Осмысление нового материала

Познавательные

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Здоровьесбережение+

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Игра « верю - не верю».  

 Верю - хлопаем в ладоши,

не верю – топаем ногами

я читаю утверждения, если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем.

1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция)

2.Ассимметрия – это отсутствие симметрии – руки

3. Композиция означает составление, соединение – руки

4..Стилизация –  средство композиции связанное с изменение реальных форм (руки)

5. Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира (руки)

6. Ахроматические цвета – цветные (ноги)

Ученики на местах

Выполняют задание игры

7.Практическая работа

Предметные УУД:

Определять приёмы композиции, уметь их  выполнять.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено.

Учитель создаёт проблемную ситуацию

Ребята, а можно ли стилизовать цветок или какой- то предмет при помощи геометрических фигур?

Сегодня мы с вами будем создавать банк идей для вашего проекта. Не забываем поместить все наши работы в портфолио

Работаем в группах:

  1. Выполнение монохромной черно-белой композиции (работают в парах и индивидуально)
  2. Выполнение монохромной цветной композиции (работают в парах и индивидуально)
  3. Выполнить хроматическую цветовую композицию из двух  цветов (работают индивидуально)
  4. С помощью компьютера и графического редактора Paint выполнить хроматическую цветовую композицию из трех цветов (в парах)
  5. С помощью компьютера и графического редактора Paint выполнить хроматическую цветовую композицию из четырех цветов (в парах)

Во время работы учитель делает обход и оказывает помощь.

Выдвигают гипотезу

Выполняют групповую и  индивидуальную работу

5.Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

2. Подвести итог проделанной работы на уроке

1.Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Я узнала сегодня на уроке, что…

Я поняла,что…

Мне было интересно…

Самое трудное для меня было…

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

9.Информация о домашнем задании

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Домашнее задание: пополнить портфолио образцами узоров

По учебнику  стр. 158-161, вопросы 1,2.

Индивидуально - подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. (по выбору)

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Расчет технологических карт на блюда из макаронных изделий"

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предметам «Калькуляция и учет» и «Информатика и ИКТ»...

Инструкционно-технологические карты к разделу "Изготовление поясных изделий"

Инструкционно-технологические карты предназначены для проведения уроков производственного обучения...

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

Технологическая карта урока "Определение размеров швейного изделия.Снятие мерок для изготовления фартука" 5 класс

Данный материал является  технологической  картой  одного из уроков раздела "Создание изделий из текстильных материалов" в 5 классе....

Технологическая карта урока "Влажно-тепловая обработка изделия"

Методическая разработка урока предназначена для проведения уроков  технологии в 5 классе, поможет детям глубже узнать историю изобретения и развития утюга, познакомиться с основными операция...

Технологическая карта урока "Технология точения декоративных изделий"

Данная разработка будет полезна учителям технологии...