ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.
статья по технологии (7 класс)

Лобода Александр Павлович

За последние несколько лет это слово стремительно вошло в нашу жизнь и ассоциируется с новыми и нестандартными способами решение проблем, задач, а также оригинальными идеями в области интеллектуальной или практической деятельности человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat_i_eyo_znachenie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе на уроках Технологии – и её значение.

Некоторые российские ученые считают, что отличительной чертой тысячелетия является активное применение метода проектов. За последние несколько лет это слово стремительно вошло в нашу жизнь и ассоциируется с новыми и нестандартными способами решение проблем, задач, а также оригинальными идеями в области интеллектуальной или практической деятельности человека.

Что же такое «метод проектов», «проектная деятельность? Для начала нам нужно определить, что такое «проект».

Проект - в буквальном переводе обозначает «брошенный вперед». Проект, как проблема, «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс проявить своё творчество.

Проектная деятельность – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи по решению проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Ирина Чечель утверждала, что проектная деятельность - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Принято считать, что проектный метод – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Реализация проектной деятельности заключается в том, что учащимся предлагаются практические ситуации (задачи), с целью развития их способностей и пополнения знаний. При этом роль учителя сводится к тому, чтобы создать все необходимые условия, при которых это будет возможно. Педагог должен развить у ученика стремление к исследовательской деятельности, а также научит принимать собственные решения, основываясь на имеющихся знаниях.

Для того чтобы ученик осознал, что приобретаемые им знания действительно важны, необходимо поставить перед ним значимую именно для него проблему, взятую из повседневной жизни и дать ему возможность её решить. Работа учащегося должна быть организована таким образом, чтобы для решения поставленной задачи ему потребовались знания, умения и навыки не только уже имеющиеся у него, но и новые, которые он только приобретает. А в итоге своей работы, ученик должен получить реальные результаты своего кропотливого труда.

Поэтому в основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Есть необходимость рассмотреть задачи необходимые для реализации проектной деятельности в школе:

1. Развитие у учащихся понимания необходимости совместной, коллективной работы для достижения поставленных задач и результата. Организация межгруппового взаимодействия.

2. Развитие коммуникативных учебных действий: осознание роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе работы над проектом, выполнении творческих заданий. Развитие у учащихся коммуникабельности. Социально важным качеством является умение не только высказать свою точку зрения, свое видение проблемы и ее решения, но выслушать и понять другую, возможно отличную от других точку зрения.

3. Повышение самоуверенности каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

4. Проектная деятельность школьников на уроках «Технологии», как никакая другая, эффективно способствует развитию таких универсальных учебных действий, как регулятивные действия. Для успешной реализации любого проекта необходимо правильное целеполагание, а также ученик должен уметь оценивать то, что ему уже известно и то, что он хочет получить в результате реализации проекта, то есть на «выходе».

5. Развитие исследовательских умений. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования (планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследований, презентации результатов своей деятельности, самоанализу, рефлексии).

6. Принятие и освоение новой социальной роли, роли ученика, расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим его миром, формирование его внутренней позиции, а в конечном итоге его социализации.

Поставленные задачи реализуются, благодаря особой организации учебного процесса, направленные на развитие различных сторон и характеристик личности. Необходимо так организовать проектную деятельность и создать все условия, чтобы у ученика появилось стремление к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции», для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (законов, свойств, явлений, событий, и закономерностей, отношений и взаимоотношений).

В соответствии с ФГОС НОО ученик активным участником учебного процесса, а не пассивным. Метод проектов является средством, которое так необходимо для того, чтобы отойти от традиционного обучения, для которого нормой является пассивность учащегося и стремление учителя обеспечить учащегося стандартным набором готовых знаний.

В зависимости от ведущей деятельности проекты можно разделить на:

Исследовательские. Отличительной чертой данного вида проектов является четкая структура, напоминающая структуру научного исследования. Для успешной реализации данного проекта требуется четкое доказательство актуальности выбранной темы, определение проблемы исследования, постановка задач, определение путей их решения, приведение результатов исследование, выводы.

Игровые. Данный вид проекта несет признаки исследования, решение поставленной перед учащимися задачи. Исходя из проблемы, поставленной перед учениками, каждый из них примеряет на себя определенные роли: персонажи, социальные роли.

Информационные. Главной цель данного проекта является сбор, обработка и представление информации необходимой для решения заданной проблемы.

Творческий. Для создания этих проектов учащиеся должны уметь находить нестандартные способы решения проблемы.

В зависимости от количества участников принимающих участие в разработке и представлении результатов все учебные проекты можно разделить на:

Индивидуальные проекты - это проекты, при выполнении которых принимает участи только один человек. Данный вид имеет множество достоинств. Одно из важнейших – помогает сформировать у учащихся чувство персональной ответственности за результат работы.

Групповые проекты - это проекты, для выполнения которых учащиеся объединяются в группы. Данный вид проектов, так же как и индивидуальный, имеет рад достоинств, одно из которых умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее.

Подытожив вышесказанное, получается, что в современных условиях конкретные цели обучения подразумевают применение наиболее эффективных для их реализации методов. В настоящее время сильно повысилось значение самостоятельной работы учащихся, целью образования признается формирование у детей ключевых компетенций. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно проектная деятельность позволяет и способствует реализации поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии

Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...

Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Из опыта работы «Применение метода проектной деятельности и ИКТ на уроках технологии».

Применение проектной деятельности при изучении различных тем и во внеурочной деятельности на уроках технологии....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Значение проектной и исследовательской деятельности для учащихся на уроках технологии и на занятиях объединения «Искусство резьбы по дереву».

Работа о значимости проектной и исследовательской деятельности в МБОУ "Североморская школа полного дня" на уроках технологии, так и во внеурочное время....