Развитие самостоятельности обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела как важнейшее средство социализации личности
методическая разработка по технологии

Методическая работа учителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnosti_docx.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности обучающихся с ОВЗ на уроках швейного дела

как важнейшее средство социализации личности»

 Перед современной коррекционной  школой стоит задача максимально подготовить  и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой  и производственной деятельности.

Поэтому современный выпускник коррекционной школы   должен быть способным:

•        работать самостоятельно без помощи руководства,

•        брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,

•        проявлять инициативу, принимать решения,

•        осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,

•        адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Приходится констатировать, что пока еще выпускники вспомогательных школ в подавляющем большинстве оказываются не полностью подготовлены к трудовой деятельности.   Главным образом,  потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности.

       Для того чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции я определила следующую цель своей работы   -  «Развитие самостоятельности обучающихся с Особыми Возможностями Здоровья на уроках швейного дела как важнейшее средство социализации личности».

      Анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание психологов и педагогов.

Уже в античной педагогике зародилось первое признание самостоятельности как важного средства формирования активного, творческого человека. Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

       Проблеме воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы уделяют внимание А. Н. Граборов, Г. Н. Дульнев.

      Повышение активности и самостоятельности учащихся они рассматривают  как главную задачу и важное средство перестройки всей учебно-воспитательной работы школы.

Мирский Л.Л. выделяет  следующие этапы в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:

•        вовлечение всех детей в практическую деятельность;

•        воспитание интереса к этой деятельности;

•        постоянное и постепенное усложнение заданий;

•        создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

      Именно трудовому обучению открываются большие возможности для развития самостоятельности школьников в виду того, что наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится созидательной деятельности учащихся.

Анализируя программу по швейному делу можно сделать вывод, что она в целом предусматривает воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Программа предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу.

 Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами и образцами, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Поэтому работу по формированию и развитию навыков самостоятельности осуществляю именно по этим  направлениям:

  • обучение учащихся навыкам планирования работы,
  • обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия.
  • работа по инструкционным и технологическим картам
  • работа по образцу изделия.

       Рассмотрим как ведётся работа по каждому направлению.

  1. Усвоение навыков составления плана выполнения задания.

Из практики коррекционного обучения, известно, что без специальных педагогических мер у детей не возникает потребность в составлении плана. Это связано с недостатками мотивации и мышления учащихся, с тем, что процесс планирования труден для них, они не осознают его необходимость. Так же это объясняется и низкой способностью действовать во «внутреннем плане», т. е. с помощью воображения строить образы объекта, изменять положение и форму предмета.

 Поэтому умение планировать развиваю постепенно, начиная с 5 класса. В начале обучения дети работают по готовому плану изготовления изделия, периодически обращаясь к нему при планировании темы урока.

СЛАЙД  1 «Этапы изготовления изделия»

 Часто уже после первого урока, на котором происходило ознакомление с изделием, ученики спрашивают: «Мы завтра начнём его шить?» приходится неоднократно разбирать план изготовления изделия, пока дети не поймут, что невозможно начать шить не пройдя предшествующие шитью этапы.

Непосредственно на уроке дети учатся предвидеть последующие 1-2 операции, объясняя при этом приёмы выполнения и технические условия.  Однако есть ребята, для которых и задание такого объёма вызывает трудность, тогда им проще ответить на вопросы, касающиеся одной операции, например: «С чего нужно начать работу?», «Что нужно сделать после того, как выполнили машинную строчку?».

Учитываю здесь и то, что при проведении учителем инструктажа слишком подробные инструкции усваиваются плохо. Поэтому задание даю сжатое и понятное.

 СЛАЙД  2 «Стачной шов»

       В дальнейшем, изготовив несколько изделий по готовому плану, мы составляем план работы коллективно, в ходе беседы, т. к. некоторые трудовые процессы детям уже знакомы, в ходе планирования они знакомятся с новыми приёмами работы, расширяют свои знания.

СЛАЙД 3 «План пошива»

Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план.

 СЛАЙД  4  «Обработка закругленного среза»

А также наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках.

СЛАЙД 5  «Последовательность раскроя»

Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.

Предлагаю несколько вариантов:

•        учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана;

•        наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников;

•        один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана;

СЛАЙД 6  «Варианты работы по плану»

2 . Следующий этап – это Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).

В начале учащиеся проводят анализ образца по вопросам учителя, затем самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи.  Анализируемое изделие, шов, рисунок  дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.

Например, «Как называется изделие? Где оно применяется? Какую форму имеет?» Ответы на вопросы мы оформляем в тетради в виде рассказа об изделии.

 СЛАЙД  7    «Косынка»

       Умение самостоятельно выполнять трудовые задания по образцу является одной из основных задач коррекционной школы. Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие (это слово учителя или письменное слово учебной книги), непосредственное чувственное восприятие (это демонстрация готового изделия, рисунка, а так же демонстрация приемов работы) и главная роль отводится практической деятельности (это упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся).

На первых этапах работы с детьми я даю им такие несложные задания, которые вполне доступны самостоятельному выполнению или с незначительной помощью. Более сильные учащиеся работают самостоятельно. Со слабыми учащимися повторяю материал и показываю методы обработки изделий. При этом я всячески подчёркиваю, что ученик уже может сам выполнить задание, что в другой раз он выполнит более сложное задание. По мере усложнения учебного материала и степени обученности учащихся я меняю формы и методы организации самостоятельной деятельности, так как меняется степень самостоятельности самих учащихся.

Учитывая три уровня познавательной самостоятельности учащихся – репродуктивный, самостоятельные работы поискового характера, самостоятельные работы творческого характера, предлагаю учащимся на первом этапе различные упражнения по образцам, запись выполнения работы, инструкционные карты. На этом этапе происходит обучение технологии самостоятельной работы, с использованием письменной инструкции для учащихся.

Используются Инструкционные карты в учебнике 

СЛАЙД  8. «Инструкционная карта в учебнике»

 и сделанные учителем.

СЛАЙД 9  «Инструкционная карта»

Больше нравиться работать учащимся по картам поузловой обработки.  

СЛАЙД 10. карта «Образцов поэтапной обработки»

На втором этапе усложняются цели самостоятельной работы, появляются элементы самостоятельной работы поискового характера. На этом уровне учащиеся осознанно применяют знания на практике, анализируют задания, сравнивая с ранее выполненными, самостоятельно контролируют ход их выполнения. На данном этапе использую тесты, карточки с неполными данными, карточки с использованием иллюстраций, задания на моделирование, определение стиля, назначения одежды и многие другие.

СЛАЙД 11 «Карточки с неполными данными, тесты, задания на моделирование»

Третий уровень – завершающий, углубление полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе самостоятельной работы появляется творческая активность учащихся в труде. Учащиеся становятся авторами изделий, отделок, подбирают ткани и цветовые сочетания. СЛАЙД 12. «Задания на описание фасона, подбор отделки и ткани»

 Самой высокой оценкой самостоятельности становится успешное выполнение проверочных работ и сдача экзаменов.

Обучению умения выполнять задания самостоятельно способствует развитие навыков само- и взаимоконтроля.

Развитие самоконтроля. 

В работе учащихся часто возникают ошибки, связанные с недостатками самоконтроля. Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнять контрольное действие (применить линейку, угольник), другие объясняются тем, что эталон изделия или действия в нужный момент не актуализируется. Поэтому работа строится в зависимости от характера ошибки.

В процессе урока стараюсь оказывать минимальную помощь детям, допустившим дефекты в работе. Прежде, чем делать замечание, стимулирую их мышление, для того, чтобы каждый пытался сам найти свои ошибки.

Например, задаю вопрос: «Правильно ли ты сложила детали? На каком расстоянии должна проходить первая строчка? Всё ли на рабочем столе у тебя правильно?» Подобного рода вопросы активизируют контрольные действия учащихся. Они начинают более внимательно осматривать детали или изделие и зачастую находят ошибку сами.                                        Эффективный способ обучения самоконтролю - индивидуальный показ контрольных действий непосредственно на рабочем месте ученика (например, как проверить ширину шва, ширину обтачки по всей длине). При этом мною демонстрируются приёмы самоконтроля на объекте труда ребёнка, показав контрольные действия, предлагаю ученику их повторить и найти ошибку самостоятельно. Необходимо отметить, что умение учащихся грамотно сформулировать ошибку трудно, если учитель сам даёт неконкретные характеристики. Например: «Ты сделал недостаточно хорошо», «Качество работы твоей низкое».

       Действенным методическим приёмом, который совершенствует контрольные действия учащихся, является взаимоконтроль. Такая взаимопроверка помогает  исключить многие ошибки в трудовых приёмах, готовой детали изделия, наладить дружеские и одновременно деловые отношения между ребятами.

 Так, например, в 5в классе Настя Кондаурова выполняет все задания быстрее всех, и ей очень нравиться роль учителя.

Вера, шьёт на машинке вместе с новенькой  Юлей и проверяет у неё правильность заправки машины.

3. . Следующий этап: Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе. 

Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Требование от учащихся описания своих трудовых операций, приучает их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).

Вот пример диалога с учащимися после  выполнения двойного шва.

•        Какой шов мы сегодня выполняли?

•        Как нужно сложить детали?

•        Какой ширины должен быть первый шов?

•        На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?

Ученикам, которые испытывают затруднения при отчёте, разрешаю использовать Образцы Поэтапной Обработки.

СЛАЙД  13. «Образцы поэтапной обработки»

Так же на каждом уроке трудового обучения дети сначала выставляют отметку себе за работу сами, затем оценка деятельности осуществляется учителем.  Я использую как карточки для проверки качества работы, изготовленные учителем.

СЛАЙД 14. «Проверка качества работы»

Так и требования к качеству роботы, которые есть в учебнике, дополнив их критерием «Выполнение Техники Безопасности».

СЛАЙД 15. «Проверка качества работы» - учебник

Самооценка помогает критически осмысливать собственную деятельность на уроке и правильно реагировать на критику.

4. Так же повышению самостоятельности учащихся способствует внеклассная работа по предмету:

  • проведение декады наук, в процессе которой школьники готовят различные доклады, выступления и презентации;
  • работа с одаренными детьми - это изготовление поделок к выставкам  и конкурсам.

 

      Таким образом, развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела происходит при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.  Свою задачу вижу в том, чтобы, учитывая отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы, организовать постоянную и непрерывную работу по их коррекции.

 Результативность работы.

Для  изучения уровня сформированности навыков самостоятельности у учащихся я проводила диагностику в  классе 5 в классе во 2четв. 2017-2018 уч.г. и повторную в 3 четв.. 2018-2019 уч.г. В исследовании приняли участие 4 учащихся.  Методы, которые были использованы при исследовании: наблюдение, дидактические задания.

Задание № 1 – « Выполнение заданий по образцу»

Ученицам предлагается выполнить стачной  шов взаутюжку на образце.

В случае затруднения или невыполнения самостоятельной работы по образцу предлагаются в помощь инструкционные карты.

Задание № 2. -  «Самостоятельная работа на основе предыдущих знаний»

Ученицам было предложено составить план выполнения стачного шва взаутюжку по карточкам, где все этапы были уже прописаны, учащимся надо было разложить их в правильной последовательности.

Задание № 3.  - «Характеристика умения давать словесный отчет»

Дать словесный отчет о проделанной работе.

Сформированность уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта мы оценивали по трем уровням:

Высший уровень (3 балла) - учащиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителем. Активно ориентируются в задании. Не испытывают больших затруднений при измененных заданиях, умеют объяснять свои действия своими словами.

Средний уровень (2 балла) - учащиеся испытывают небольшие трудности в выполнении трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя. Объясняют свои действия недостаточно точно, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Низкий уровень (1 балл) - учащиеся, нуждающиеся в разных видах помощи: словесно-логической, наглядной, предметно-практической. Аналогичные задания выполняют с трудом. Низкая способность обобщать

Сравнительная характеристика уровня самостоятельности у учащихся

Задания

ФИ уч-ся

Выполнение заданий по образцу

Самостоятельная работа на основе предыдущих знаний

Характеристика умения давать словесный отчет

1. Шмакова Алина

2

3

2

2

1

2

2. Коробейникова Ирина

1

2

1

2

1

2

3. Мочалова Дарья

1

2

1

1

1

1

4. Минчакова Анастасия

1

1

1

1

1

1

5. Шутова Варвара

2

2

2

6. Пысина Алёна

2

2

2

2-я четв.

2017-2018 уч.г.

3-я четв.

2018-2019 уч.г.

2-я четв.

2017-2018 уч.г.

3-я четв.

2018-2019 уч.г.

2-я четв.

2017-2018 уч.г.

3-я четв.

2018-2019 уч.г.

Анализ полученных данных выявил положительные сдвиги в показателях сформированности уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.

      Так же результатом своей работы считаю хорошую успеваемость по швейному делу.     Учащиеся успешно сдают экзамены, показывая хорошие знания,  как в теоретической, так и практической части. Ученицы принимают активное участие в конкурсах различного уровня.  Ежегодно выпускницы 9 класса поступают в профессиональные училища и получают специальность швеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация на уроках столярного дела как средство социализации личности.

Этот доклад был выполнен для выступления на педсовете....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Статья "Мини-проекты на уроках иностранного языка как средство социализации личности".

Проектная деятельность и метод проектов позволяет творчески применить языковой материал,  показать  школьника  как индивидуальность, способную  самостоятельно «добывать» знания.Осн...

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"

ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...