Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся (обобщение личного опыта) ( ДОКЛАД)
статья

Ярошенко Наталья Леонидовна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

( обобщение личного опыта)

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить  в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. (В.А.Сухомлинский)

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

  • организация созидательной деятельности учащихся;
  • создание на уроке оптимальных условий для развития творческих способностей каждого учащегося.

         В процессе своей работы я часто  сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы ( 6-7 классы). Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к учёбе и творческой деятельности.

Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высокообразованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике и др.

Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своём исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет усваивается учащимся неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.

Проект – это метод обучения. Может применятся на уроке и во внеурочное время. Ориентирован на достижение целей самих учащихся , и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт учащимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Хочу поделиться своими методами обучения технологии мальчиков    5-8 классов. Эта работа скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда я обдумывала новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю 4 года  и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся знакомятся с разделами предмета «Технология», осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, составление и умение работать технологическим картам и т. д.

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждый учащийся опирается на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется  следующий этап. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждый учащийся умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы переходим на более сложный этап. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя ребята впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

В седьмых и восьмых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа ребят. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать для назначения руководителей отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей.

Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- представляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно объемного изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.

В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или учащийся работает по шаблону ( выполняет задание ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию );
  • ребёнок не может применить теорию на практике ( не знает как использовать знания по обработке дерева и металла в своей жизни);
  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать лобзиком для изготовления деревянных изделий).

         Учителю приходится прилагать много усилий , чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил;

  • служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приёмы работы, выставлять работы на выставках.
  • поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение: каждый должен уметь находить объект , достойный сомнения.
  • разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребёнка.
  • поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
  • поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить , что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
  • готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать своё мнение, добиваться признания .

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.

Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология)/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение,1996.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...