Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся (обобщение личного опыта) ( ДОКЛАД)
статья
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ
( обобщение личного опыта)
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувства гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. (В.А.Сухомлинский)
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- организация созидательной деятельности учащихся;
- создание на уроке оптимальных условий для развития творческих способностей каждого учащегося.
В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы ( 6-7 классы). Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к учёбе и творческой деятельности.
Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высокообразованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.
В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике и др.
Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своём исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет усваивается учащимся неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.
Проект – это метод обучения. Может применятся на уроке и во внеурочное время. Ориентирован на достижение целей самих учащихся , и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт учащимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Хочу поделиться своими методами обучения технологии мальчиков 5-8 классов. Эта работа скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда я обдумывала новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю 4 года и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.
Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся знакомятся с разделами предмета «Технология», осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, составление и умение работать технологическим картам и т. д.
На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждый учащийся опирается на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.
На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется следующий этап. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждый учащийся умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы переходим на более сложный этап. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя ребята впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.
В седьмых и восьмых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа ребят. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать для назначения руководителей отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей.
Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- представляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно объемного изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
- отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или учащийся работает по шаблону ( выполняет задание ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию );
- ребёнок не может применить теорию на практике ( не знает как использовать знания по обработке дерева и металла в своей жизни);
- испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать лобзиком для изготовления деревянных изделий).
Учителю приходится прилагать много усилий , чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил;
- служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приёмы работы, выставлять работы на выставках.
- поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение: каждый должен уметь находить объект , достойный сомнения.
- разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребёнка.
- поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
- поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить , что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
- готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать своё мнение, добиваться признания .
Литература:
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.
Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология)/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение,1996.-224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-179340-1358183912.jpg)
Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.
Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-179340-1358183912.jpg)
Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.
Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-186372-1360922315.jpg)
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка
Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506975-1414253507.jpg)
«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»
Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-969838-1680430138.jpg)
Описание опыта работы по теме:«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся"
Представлен материал из опыта работы....