Взаимосвязь начертательной геометрии и законов развития природы и общества
презентация к уроку по технологии

Путинцева Римма Лукьяновна

В данной работе рассматриваются основные понятия закона; качество, количество, мера, скачок и их проявления в решении задач по начетательной геометрии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_konkurs.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О взаимосвязи начертательной геометрии и философии (презентация занятия для обучающихся в гр. №3) Путинцева Римма Лукьяновна, учитель черчения, педагог дополнительного образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №138 имени Святого благоверного князя Александра Невского Калининского района Санкт Петербурга

Слайд 2

Тема: Взаимосвязь начертательной геометрии и законов развития природы и общества Научно - иследовательская цель занятия : Раскрыть присутствие закона философии «Переход количественных изменений в качественные» в начертательной геометрии. Развить логическое мышление и пространственные представления решением задач, обосновывающих наличие основных положений в них закона. Повысить надпредметную компетентность. Обосновать поставленную цель решением следующих ЗАДАЧ начертательной геометрии: Задание геометрических элементов пространства на чертеже; Пересечение цилиндра плоскостями частного положения; Взаимное пересечение геометрических тел.

Слайд 3

Историческая справка Идея о том, что миром управляют универсальные законы, родилась в глубокой древности у китайских и греческих мыслителей. Этот закон впервые сформулировал немецкий мыслитель Гегель в XIX веке... Основное содержание закона : накопление количественных изменений любого объекта закономерно приводит к его качественному скачкообразному изменению, а возникшее новое качество оказывает, в свою очередь, обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений. Чтобы понять суть закона необходимо ознакомиться с его понятиями : Качество Количество Мера Скачок .

Слайд 4

Содержание понятий закона Качество - это совокупность признаков предмета ( явления, объекта...), определяющих его специфику и черты сходства с другими объектами. Категория качества обозначает такую определенность предмета, которая отличает предмет от других и делает его тем, что он есть. Например: Определить в какой емкости находиться сахар ? - В средней, так как основной определенностью сахара является его вкус- этот признак сахара и дает его качественную определенность . Соль Сахар Сода

Слайд 5

Продолжение Количество - это определенность предметов ( явлений , объектов . ..), характеризующая степень их сходства и различия по имеющимся у них однородным свойствам, выражающая их качество в форме числа, степени и т.д . Например , химическое соединение Н 2 О ( вода) имеет признаки, отличающие его от другого соединения Н 2 О 2 ( перекись водорода) , и в тоже время сходство с ним в смысле общности структуры атомов кислорода и водорода, как материальных носителей химических свойств элементов. Количество атомов кислорода полностью изменило качество химического соединения.

Слайд 6

Продолжение Мера - это единство качественной и количественной определенностей предмета . Мера представляет собой интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Скачок - это момент , форма, способ перехода от одного качества к другому . Скачкообразный характер развития совершается в живой и неживой природе, человеческом обществе, в самом процессе познания: превращение одного биологического вида в другой, социальные революции, переход чувственного познания к логическому и т.д. Понятия закона мера и скачок можно рассмотреть на примере перехода воды из жидкого состояния в лед и пар при изменении температуры от 0 до 100 градусов и выше.

Слайд 7

Основные составляющие закона и примеры их раскрывающие К О Л И Ч Е С Т В О Н 2 О Н 2 О 2 СОСТОЯНИЕ ВОДЫ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ К А Ч Е С Т В О СКАЧОК М Е Р А О С 0 100 С 0 Твердое Жидкое Газообразное Соль Сода Сахар

Слайд 8

Основные понятия закона в решениях задач по начертательной геометрии Закон философии

Слайд 9

Задание геометрических элементов пространства на чертеже № Геометричес кий элемент пространства Качество Кол. Мера Скачок 1 Ближе - дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение Одна точка Одна точка или данные о ее расположе-нии к плоскостям проекций. Две точки 2 Ближе – дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение, Параллельность, Пересечение, Принадлежность- новые свойства Две точки Две точки или данные их располо-жения по от-ношению друг к другу. Более двух точек, не лежащих на одной прямой. Точка Прямая

Слайд 10

Продолжение № Геометрический элемент пространства. Качество Кол. Мера Скачок 3 Ближе – дальше, Выше – ниже, Левее – правее, Совпадение, Параллельность, Пересечение, Принадлежность. Определение двугранных углов, биссекторных плоскостей … - новые свойства . Три точки, не лежа- щие на одной прямой . n- уголь-ник Четыре точки, одна из которых не лежит в плоскос–ти. Плоскость

Слайд 11

Сечения геометрического тела плоскостью № Геометрическое тело-цилиндр Качество Количество Мера Скачок 1 Прямоугольник . Прямые углы, противоположные стороны равны и параллельны, диагонали пересекаются в одной точке. Четыре точки Угол 90 0 _ угол наклона секущей плоскости При изме- нении уг- ла... 2 Эллипс. Кривая линия, имеющая большую и малую оси, пересекающиеся в од -ной точке, сумма расстояний от любой точки до фокусов равна величине большой оси эллипса. Множество точек , включая четыре - концы большой и малой осей эллипса. Угол наклона секущей плоскостимежду 90 0 -180 0 . При изме- нении угла... 3 Окружность. Кривая линия, геометрическое место точек, равноудаленных от одной точки. Множество точек, включая четыре- концы сопряженных диаметров. Угол 180 0 _ угол наклона секущей плоскости При изме-нении угла ...

Слайд 12

Задачи на взаимное пересечение геометрических тел № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 1 Пересекающиеся цилиндры - тела вращения. Пространственная кривая линия , точки, ее определяющие не лежат в одной плоскости. Понятия закона : « количество», «мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения тел вращения относительно друг друга. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества , новой пространственной кривой, а возможно и двух кривых.

Слайд 13

Продолжение № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 2 Пересекающиеся гранное тело и тело вращения- призма и полусфера. Плоские кривые- Дуги окружностей от пересечения граней призмы с полусферой. Понятия закона : « количество », « мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения геометрических тел относительно друг друга. Изменение внешнего вида форм пересекающихся геометрических тела, а значит и внешнего вида самих кривых, пространственных или плоских. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества.

Слайд 14

Продолжение № Геометрические тела Качество Количество, мера, скачок 3 Пересекающиеся призма и пирамида – два многогранника . Пространственная ломаная линия, состоящая из отдельных звеньев. Внешний вид каждого звена будет определяться количеством точек n - угольника, входящего в звено. Понятия закона : « количество », «мера » и « скачок » в решении подобных задач зависят от: Изменения взаимного расположения геометрических тел относительно друг друга ведет к изменению внешнего вида линии пересечения тел. Она может распадаться и на плоские п- угольники. Изменение внешнего вида пересекающихся многогранников. В любом из этих случаев происходит скачок , ведущий к изменению меры и получению нового качества, плоских п- угольников или пространственной ломаной линии.

Слайд 15

Усвоение материала ( Ответы обучающихся на поставленный вопрос : « В каких предметах, изучаемых вами, распространяется закон философии?» Дать объяснение.) № Предметы Сост. часть 1 Черчение 14, 3 2 Начертательная геометрия 14, 3 3 История 14, 3 4 Химия 14, 3 5 Физика 14, 3 6 Математика 14, 3 7 Русский язык 14, 3

Слайд 16

Вывод В заключение можно сказать следующее : С ПОСТАВЛЕННОЙ научно - исследовательсой ЦЕЛЬЮ занятия вы справились , поняли суть закона и его существование вне нашего сознания. Вы сумели « полностью « освоить понятия закона философии, раскрывающие его суть. Развили пространственное и логическое мышление , подтвердив это своими ответами на поставленный вопрос: «В каких предметах, изучаемых вами распространяется закон философии?« т.е. вы повысили свою надпредметную компетентность. Успешно вы решили и поставленные задачи . На решениях трех разновидностей задач начертательной геометрии вы рассмотрели все категории- понятия закона философии. Ответили на все вопросы при рассмотрении примеров. И, наконец, пришли к выводу, что все в природе, обществе и даже конкретных науках находится во взаимосвязи и развивается по законам философии.

Слайд 17

Значение проведенного занятия Подтверждение присутствия основных положений закона философии в начертательной геометрии дает возможность не просто подчеркнуть межпредметную связь , но и сформировать у обучающихся представление о законах развития науки природы и общества. Разнообразие вариантов решения задачи способствует эмоциональному интересу при освоении материал а, развивает логическое и пространственное мышление и повышает интеллектуальный уровень развития обучающихся. Использование закона философии в решении задач повышает познавательный интерес , выходящий за рамки предметного курса, кроме того, дает возможность детям почувствовать свою уверенность в освоении предметов любой сложности . Знания и умения, приобретенные обучающимися по этому предмету, способствуют их общетехнической подготовке и дают возможность в дальнейшем выбрать свой образовательный путь .

Слайд 18

Продолжение 5. Решаются задачи: Обучающие - приобретаются знания, дающие возможность развитию личностных способностей и качества образного мышления; Воспитательные – развитие и поддержка избирательного интереса к полученной информации способствуют самоопределению детей; Развивающие - развитие мотивации к познанию и творчеству, формируют интерес к изучению наук. Подобные занятия способствуют развитию у детей воображения, рассуждений, фантазии, внимательности, творчества,… пространственного и логического мышлений.

Слайд 19

Всем! Всем! Всем ! Только удач и побед в приобретении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начертательная геометрия 8 класс.

Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....

Пересечение многогранников/Начертательная геометрия

Материал представлен для учащихся  в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...

Математические основы начертательной геометрии

Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Основы начертательной геометрии для 10 класса

Разработка уроков - два урока....

Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.

Статья , поясняющая  психологические  проблемы  учащихся  при восприятии  и  работе  с чертежами  на  уроках  начертательной геометрии.  Способы ...

Взаимосвязь науки, природы и общества через проявление закона философии «Закон перехода количественных изменений в качественные» в решении задач начертательной геометрии.

В этой статье даётся понятие основных положений Закона, приложение его к жизненным ситуациям, и рассматриваются все понятия Закона в решениях задач начертательной геометрии, что ялвяется мотивацией уч...