Конспект урока Технология вышивки ковровой иголкой
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Материалы для конкурса
«Мой лучший урок технологии»

Название работы
 «Технология вышивки ковровой иглой»

урок в 7 классе

Цель: Познакомить учащихся с одним из видов народного творчества ковроткачество - ворсовый гобелен

    Задачи:

  •  Знакомства учащихся с искусством создания гобелена
  • научиться последовательности изготовления ворсового гобелена
  • Привитие интереса у детей, умение выполнять красивые и полезные вещи из шерстяной пряжи, при помощи специальных приспособлений
  • Формирование навыков самостоятельной работы с ворсовым гобеленом, осознавать свои творческие возможности
  •  Закрепление знаний о правилах безопасной работы с ножницами и иглой
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности и взаимопомощи при организации проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска»

241035, г. Брянск, ул. Ленинградская, д.24     тел/факс 56-02-05, е-mail: direkt52@mail.ru

(обслуживающий труд)

                                                                                       Автор: Симонова Елена Валерьевна,

                                                                                  учитель технологии

                                                                       высшей

                                                                               квалификационной категории

План-конспект урока по технологии в 7 классе

   Тема: «Технология вышивки ковровой иглой»

    Цель: Познакомить учащихся с одним из видов народного творчества ковроткачество - ворсовый гобелен

    Задачи:

  •  Знакомства учащихся с искусством создания гобелена
  • научиться последовательности изготовления ворсового гобелена
  • Привитие интереса у детей, умение выполнять красивые и полезные вещи из шерстяной пряжи, при помощи специальных приспособлений
  • Формирование навыков самостоятельной работы с ворсовым гобеленом, осознавать свои творческие возможности
  •  Закрепление знаний о правилах безопасной работы с ножницами и иглой
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности и взаимопомощи при организации проектной деятельности

Организационная структура урока

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

1

Организационный этап

Цель и задачи

Проверка готовности

Приветствие учителя: «Здравствуйте, я рад видеть вас всех сегодня на уроке. Есть ли отсутствующие?»

Тема нашего урока: «Вышивка ковровой иглой». Сегодня вы должны освоить технику вышивки новым для вас инструментом- игла для ковровой вышивки, научиться выполнять правильно стежки по контуру и заполнять поле рисунка, уметь искусно подбирать цветовую гамму нитей, в соответствии с рисунком, понять для чего вы выполняете эту работу и хотелось бы, что бы конечный результат принес вам только удовлетворение и восторг.

Приветствуют учителя

Знакомятся с темой и формируют цель и задачи

Личностные

Познавательные

Проверка готовности к уроку: «Перечислим материалы и инструменты, необходимые нам на уроке –плотная ткань, деревянная рамка или пяльцы, копировальная бумага, карандаш, рисунок с крупными деталями, мебельный степлер или кнопки канцелярские, ровные нити без узлов, игла для ковровой вышивки, леска или швейная игла с ниткой.

Анализируют степень готовности к уроку

Регулятивные

2

Изложение нового материала

Ручное ковроделие - старинный народный художественный промысел - существующий с тех времён, когда человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины - ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, художественных фондах, а также записи историков и географов.

По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае.

С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам.

Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием по своей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций и орнаментации, по материалам, по технике обработке и др.

Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта в степных пространствах Средней Азии. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на горизонтальных станках типа алаши, баскуров – ковровых полос, бау – ковровых лент, шекпена – домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение.

Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, строгая симметрия.

Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условиях континентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки. Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы.

С постепенным переходом населения от кочевого к оседлому образу жизни выделка ковровых изделий, предназначенных для убранства переносного жилища, прекратилась.

В связи с быстрым развитием машинного ковроделе старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области.

Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.

Ковровые изделия можно разделить на 2 основных вида: гладкие, ворсовые.

Гладкие делятся на:

Односторонние – рисунок прочитывается только с лицевой стороны. Это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены-декоративные настенные панно со свободным рисунком.

Двусторонние – рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует. Это паласы с геометрическим и цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для них характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, могут сочетаться и с геометрическим.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которые образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры с длиною ворса 70-80мм.

По способу образования ворса на лицевой стороне ковры ручной работы подразделяются на следующие виды:

Узелковые ковры, которые получаются путем закрепления узлами на основе нитей определенной длины согласно рисунку, для этого используют ковровый крючок. Вязание узелковых ковров более трудоемкий процесс, чем ковровая вышивка

Ковровая вышивка, называемая еще продергиванием, выполняется с помощью ковровой иглы. У готовой вышивки есть лицевая и изнаночная сторона. На изнаночной стороне получаются стежки, внешним видом напоминающие стежки «назад иголку». На лицевой же стороне образуются петельки наподобие ворса, которые и дали этой технике вышивки название «ковровой». Длину ворса можно регулировать длиной иглы. Такая вышивка ковров дает возможность делать ворсовым все изделие или только определенную его часть, некоторые элементы. Для

ковровой вышивки можно выбирать самые различные материалы, что позволяет фантазии разгуляться во всей своей широте. Для ковровой вышивки можно выбирать разные ткани, нитки и другие материалы. Она позволяет варьировать размер готового изделия, подбирать разнообразные рисунки, вышивать изделия с разными назначениями. К тому же, с помощью ковровой вышивки можно быстро увидеть готовый результат.

Знакомятся с историей ковроткачества и необходимостью ковровых изделий в жилище человека для создания тепла и уюта.

Рассматривая иллюстрации, образцы и с помощью презентации, изучают цветовые решения, композицию, орнамент, технику получения ворсового полотна.

В тетради отмечают схему видов ковровых изделий.

Делают акцент на данном виде получении коврового полотна.

Познавательные

3

Практическая работа.

Формирование умений и навыков.

Вводный инструктаж:

А теперь переходим к практической части нашего урока. У нас нет специальных крючков, зато у нас есть ковровые иглы. И поэтому мы займемся ковровой вышивкой.

Рисунок лучше брать с крупными элементами.

Ткань подходит: плотная мешковина, бортовка, канва, двунитка, вельвет.

Для ковровой вышивки используется пряжа самого разного качества: шерсть, полушерсть, синтетика, а также все виды пряж для ручного вязания. Основное правило, что бы нить свободно проходила внутри иглы.

Работа над ковриком начинается с эскиза будущего изделия. Выполняется карандашом, в натуральную величину. Переводим рисунок на ткань, используя копировальную бумагу. При переводе рисунка необходимо иметь ввиду, что в готовом изделии рисунок будет в зеркальном отображении. Наносим рисунок на изнаночную сторону ткани, т.к. вышивают изделие с изнаночной стороны. Ткань закрепляем на рамке с помощью кнопок или мебельного степлера. Подбираем цвет ниток.

Инструкционная карта:

Вдеть нитку в рабочую иголку, используя обычную швейную иглу с ниткой или леску, как показано на рисунке.

Пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.

Рабочую иглу необходимо держать как пишущую ручку, и прокалывать до ограничителя под углом 45-500

Вышивать контуры рисунка лучше чёрной или тёмной нитью.

Постепенно заполнять рисунок стежками, не отрывая носик иглы от ткани.

Прежде чем начать работу повторим технику безопасности при работе с острыми предметами

Ориентируются в материалах и инструментах и обдумывают рисунок и цветовые решения.

Используя инструкционную карту на рабочем столе, определяются с практической частью.

4

Техника безопасности при ковроделии

1. С иглой необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Передовая иглу не бросать, а отдавать в руки.

3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами — они портят пряжу, нитки.

4. В конце работы иглу воткнуть в клубок или вложить в футляр.

5. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.

6. Нельзя откусывать нитку зубами

ТБ при работе с ножницами:

7. Храните ножницы в определённом месте.

8. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

9. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

10. Передавать ножницы кольцами вперед.

11.Сидеть прямо, не сгибаясь.

Повторяют правила техники безопасности

Познавательные

5

Текущий инструктаж

Контроль за работой учащихся

Помощь при необходимости

Практическая работа, используя полученные знания и технологическую карту.

Коммуникативные

6

Индивидуальная работа

Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения, соблюдение техники безопасности

Практическая работа

Личностные, регулятивные

7

Заключительный этап

1. Подведение итогов выполненных работ

2. Проверка полученных знаний.

Что нового узнали на уроке?

Назовите виды ковров

Чем отличается ковровая игла от обычной?

С какой стороны вышивают изделие?

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание:

Продолжить работу

Уборка рабочих мест

«Спасибо за активную работу. Вы все талантливые и у вас всё получилось, думаю продолжение работы не составит вам особого труда. Урок окончен»

Анализируют выполненную работу, в чём возникли сложности.

Отвечают на вопросы.

Продолжить практическую работу.

Личностные, коммуникативные

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты для уроков "Технологии" Вышивка 5 кл.

Технологические карты уроков разработаны  для уроков в  5 классе  к модулю  "Рукоделие. Вышивка". Карты используются для обучения детей методом творческого проектирования....

Урок технологии "Вышивка шелковыми лентами" 5 класс

Урок технологии 5 класс. Тема: Вышивка шелковыми лентами". Содержит подробное, поэтапное выполнение простейших вышивальных швов....

Конспект урока технологии "Вышивка в истории русского женского костюма"

Развёрнутый план-конспект урока технологии в 6 классе. Тип урока - комбинированный. Урок богат разнообразием форм и методов. Смена деятельности учащихся позволяет оптимизировать темп урока. Ур...

Конспект урока технологии в 10 классе на тему:"Вышивка шелковыми лентами".

Конспект урока можно использовать для проведения занятий в других классах, дополнительных занятий по предмету, кружкового занятия или просто применить для детского творчества дома....

Урок технологии "Вышивка лентами"

Цели урока: Расширить кругозор учащихся об истории вышивки. Научить применять знания и умения по выполнению ручных швов при работе с атласными лентами. Учить экономному расходованию материала, правиль...

Открытый урок технологии «Вышивка крестом» в 5 классе

Цель: Сформировать у учащихся знания по русской национальной вышивкеЗадачи:Сформировать у девочек специальные умения и навыки – работу с канвой и пяльцами;Содействовать в ходе урока формированию...

Урок технологии «Вышивка атласными лентами»

Урок технологии«Вышивка атласными лентами»7 класс Тип урока: урок изучения нового материала Цель: Научить учащихся вышивать атласными лентами цветок розы....