Рабочая программа технологии для 5-8 классов
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для неделимых классов и содержит раздел с/х труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tehnologii_5-8_klass.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»

Ржаксинского района Тамбовской области

Согласовано

Руководитель МО _________  М.А. Кузина                

протокол № __1__ от «__29_» ____08___ 2018 г.

                  Утверждено

    Директор МБОУ «Ржаксинская сош №1

      им. Н.М.Фролов»

    ________________        /А.В.Леонов/   Приказ №_322/1___ от «_29__» _____08__2018   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

  технология

 5-8  классы

2018 год

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету "Технология"  для учащихся 5-8 неделимых классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образованияи является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.М. Фролова».Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений  «Технология: программа: 5–8 (9) классы» / Н.В. Синица, П.С.Самородский – М.: Вентана-Граф, 2015. – 112 с.

       Данная программа ориентирована на использование учебников 5   ,6 , 7, 8. классов --- для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В. Яковенко, О.П. Очинин, И.В. Мятиш – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208 с.: ил.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный  минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный труд», в рамках которой изучается учебный предмет.Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.Программой предусмотрено выполнение обучающимися в  учебном году творческого проекта. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений; с химией при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы швейных машин, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Цель реализации программы

Целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

 

 Описание места  учебного предмета .

Программа в 5, 6, 7 классах рассчитана на 68 часов  (2  часа  в  неделю), 8 классе рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю),в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Так как в школе имеется пришкольный участок в программу включен раздел «Сельское хозяйство»» по 32 часа на каждый класс соответственно.В 5,6,7 классах в первой и четвертой четвертях ведется «сельскохозяйственный труд».

В 8 классе 34  учебных часов для обязательного изучения учебного предмета из расчета 1учебного часа в неделю;

Содержание программы

технология 5 класс

 Сельскохозяйственный труд осенний период

Осенняя обработка почвы. Расчет потребности в посевном материале. Подзимние посевы (посадка). Уборка и учет урожая овощных культур. Сбор созревших семян, уборка клубней, цветочно- декоративных растений и подготовка их к зимнему хранению. Контроль  за качеством выполненных работ. Подведение итогов и оформление результатов наблюдений и опытов. Сезонный характер работ в сельском хозяйстве .Главные отрасли сельского хозяйства. Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Характеристика почв учебно-опытного участка. Виды удобрений и правила их внесения в осенний период. Охрана почв. Правила личной гигиены и безопасности труда. Понятие об урожае сельскохозяйственных растений. Правила уборки и учета урожая овощных культур. Подготовка луковиц и клубней к зимнему хранению. Особенности сбора семян цветочно-декоративных культур. Влияние обработки почвы, внесения удобрений на рост, развитие и урожайность растений.

Творческая проектная деятельность

Понятие о творческих проектах. Этапы выполнения проекта.

Оформление интерьера

Оформление интерьера. Интерьер и планировка кухни. Бытовые электроприборы на кухне.

Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс

Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс. Графическое изображение изделия и его разметка на заготовке.Древесина и древесные материалы для изготовления изделий.   Операции и приемы пиления древесины при изготовлении изделий. Операции и приемы строгания древесины при изготовлении изделий. Операции и приемы сверления отверстий в древесине. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем.Отделка изделий:выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование.Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс.

Операции и приемы ручной обработки металлических листов, проволоки и пластмасс.

Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклепками.

Создание изделий из текстильных материалов

Технология изготовления ткани. Текстильные материалы и их свойства.  Конструирование швейных изделий.Раскрой швейного изделия. Ручные швейные работы. Швейная машина.Основные операции при машинной обработке изделия. Машинные швы.Влажно-тепловая обработка ткани. Влажно-тепловая обработка ткани.Отделка швейных изделий вышивкой. Пример творческого проекта « Наряд для завтрака на траве».

Кулинария

Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание. Бутерброды и горячие напитки. Блюда из овощей и фруктов. Блюда из овощей и фруктов. Блюда из яиц. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Пример творческого проекта «Завтрак для всей семьи». Защита творческого проекта.

Сельскохозяйственный труд весенний период

Правила поведения наблюдений и постановки опытов с растениями. Безопасность труда на учебно-опытном участке. Экономическая эффективность применения высококачественного посевного и посадочного материала. Условия, необходимые для прорастания семян. Всхожесть семян. Особенности ухода за культурами с учетом их биологических особенностей. Удаление растительных остатков с делянки. Складывание их в компостную кучу. Коллективное составление планов проведения наблюдений и опытов. Предпосевная обработка почвы, внесение удобрений. Разработка и маркировка опытных и контрольных делянок. Проверка всхожести семян. Определение потребности в посевном и посадочном материале. Подготовка семян и луковиц к посеву и посадке. Посев и посадка. Установка этикеток. Уход за растениями

Учебно – тематический план   5 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Сельскохозяйственный труд осенний период

16

2

Творческая проектная деятельность

2

3

Оформление интерьера

3

4

Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс

12

5

Создание изделий из текстильных материалов

10

6

Кулинария

9

7

Сельскохозяйственный труд весенний период

16

всего

68

технология 6 класс

 Сельскохозяйственный труд Осенний период

Правила уборки и учета урожая, отбор и хранение семенников. Уборка и учет урожая выращенных культур. Оформление результатов опытов. Определение экономической эффективности различных способов посева семян. Отбор семенников двухлетних овощных культур. Подготовка к закладке семенников на хранение. Обработка почв. Характеристика местных почв. Понятие о севооборотах и плодородии почвы. Особенности обработки почвы на полях севооборота. Понятие о мелиорации с/х угодий. Безопасность труда при обработке почвы и уборке урожая. Понятие о сорте его продуктивность. Основные агротехнические приемы выращивания растений с учетом их биологических особенностей. Взаимосвязь культурного растения и природной среды. Способы и нормы внесения удобрения и охрана окружающей среды. Понятие о рассаде. Экономические выгоды от рассадного способа выращивания культур.

Интерьер жилого дома

Эстетика и экология жилого дома. Зонирование жилого дома. Оформление интерьера комнат различного назначения.Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. П\Р «Декоративное оформление интерьера».  Комнатные растения в интерьере квартиры

Разновидность комнатных растений.Технология выращивания комнатных растений» П.Р. «Перевалка комнатных растений»

Творческий проект «Растения в интерьере жилого дама» Проблемная ситуация, цель проекта исследование, выбор растения, условия содержания, вывод. Защита проекта

Кулинария

Общие сведения о питании и приготовлении пищи.Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюда из рыбы. П/р «Приготовление блюда из рыбы»

Лабораторная работа№2 Определение качества термической обработки рыбных блюд».

Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.П/р «Приготовление блюда из морепродуктов». Технология первичной обработки мяса. Виды мяса.Технология приготовления блюд из мясаП/р «Приготовление блюда из мяса».Технология приготовления блюд из птицы. Тепловая обработка птицы.П/р «Приготовление блюда из птицы».

Технология приготовления первых блюд. Классификация супов. П/р «Приготовление заправочного супа». Сервировка стола к обеду. Этикет. Правила поведения за столом П/р «Составление меню к обеду».Игра «Сервировка стола к обеду».Тестирование по разделу «Кулинария».

Создание изделий из текстильных материалов

Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Виды и свойства тканей из химических волокон

Лабораторная работа№3 Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом

П\р «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия»

Моделирование плечевой одежды. Знакомство с профессией модельер.

П/Р Моделирование и подготовка выкроек к раскрою

Раскрой плечевой одежды. П\р «Раскрой швейного изделия»

Ручные работы. П\Р «Изготовление образцов ручных швов».Работа на швейной машине. Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине.

Художественные ремёсла

Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Организация рабочего места. Основные виды петель при вязании крючком. П\Р «Цепочка из воздушных петель»

Вязание полотна. П\Р «Вязание полотна из столбиков без накида»Вязание по кругу.  П/Р «Выполнение плотного вязания по кругу». Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. П\Р «Набор петель на спицы. Вязание полотна лицевыми петлями»

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель П\Р« Вязание полотна изнаночными петлями». Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. П\р «Резинка 2*2».Лицевая гладь, изнаночная гладь.

П\р «Закрытие петель последнего ряда».Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами». Проблемная ситуация. Исследование. Идея. Технология изготовления. Защита проекта.Закрепление изученного. Тестирование по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла»

 Сельскохозяйственный труд. Весенний период

Способы регулирования температурного, воздушного и светового режимов в защищенном грунте. Агротехника растений с учетом их биологических особенностей  и почвенно-климатических условий. Защита растений от сорняков и вредителей. Подготовка семян к посеву и клубней к посадке. Расчет потребности семян, клубней и удобрений на отведенную площадь посева. Разбивка опытных и контрольных делянок. Подготовка парников и рассадных ящиков и посев в них семян. Регулирование температуры, освещенности и влажности почвы при выращивании рассады. Пикировка рассады и уход за ней. Закаливание рассады. Подготовка и высадка рассады, семенников, клубней в грунт. Посев семян и закладка опытов. Прополка и прореживание. Рыхление почвы в рядках и междурядьях. Полив и подкормка растений. Проведение

Учебно – тематический план   6 класс

№п/п

                  Тема

Кол-во часов

1

 Сельскохозяйственный труд Осенний период

 16

2

 Интерьер жилого дома

 6

3

 Кулинария

 10

4

 Создание изделий из текстильных материалов

9

5

Художественные ремёсла

11

6

Сельскохозяйственный труд. Весенний период

16

всего

технология 7 класс

 Сельскохозяйственный труд Осенний период

Техника безопасности при работе на огороде и в саду. Цветочные растения, их семена. Разновидность семян цветочных растений. Сорта лука. Определение зрелости лука. Способы уборки. Основные виды корнеплодов. Способы уборки свеклы и моркови. Учет урожая. Закладка корнеплодов на хранение. Способы и приемы закладки плодового сада. Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников (укорачивание, прищипка и прореживание). Принципы и способы обустройства пришкольного участка. Принципы и способы обустройства пришкольного участка. Декоративные элементы из природных материалов. Выполнение группового творческого проекта «Создание микроландшафта пришкольного участка». Выращивание декоративных деревьев и кустарников. Осенние работы в саду. Технология  обработки почвы  в осенний период. Инструменты для обработки почвы. Использование сельскохозяйственной техники в растениеводстве. Подготовка почвы весне. Ремонт с/х инвентаря.

РАЗДЕЛ  «Технологии домашнего хозяйства».

Тема: «Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере».

Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников. Системы управления светом. Типы освещения.

Оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.

Тема: «Гигиена жилища»

Теоретические сведения. Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки.

Лабораторно-практические и практические работы. Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств для уборки помещения.

Тема : «Бытовые электроприборы».

Теоретические сведения. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Понятие о микроклимате, современные технологии и технические средства создания микроклимата

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучать потребность в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Находить и предъявлять информацию о видах и функциях климатических приборов.

Подбирать современную бытовую технику с учётом потребностей и доходов семьи.

Творческий проект "Уютный дом"

РАЗДЕЛ «Кулинария».

Тема: «Блюда из молока и молочных продуктов».

Теоретические сведения. Значение молока в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Условия и сроки хранения молока, кисломолочных продуктов. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюд из творога. Сравнительный анализ коровьего и козьего молока.

Тема: «Мучные изделия».

Теоретические сведения. Понятие «мучные изделия». Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Технология приготовления пресного, бисквитного, слоёного, песочного
теста и выпечки мучных изделий.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление тонких блинчиков.

Исследование качества муки.

Анализ домашней выпечки.

Тема: «Сладкие блюда».

Теоретические сведения. Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Лабораторно-практические и практические работы.

Сервировка сладкого стола.

Составление букета из конфет и печенья.

РАЗДЕЛ «Создание изделий из текстильных материалов».

Тема: «Свойства текстильных материалов».

Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.

Тема: «Конструирование швейных изделий».

Практические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.

Тема: «Моделирование одежды».

Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD-диска или из Интернета.

Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование юбки. Получение выкройки швейного изделия  из журнала мод. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема: «Швейная машина».

Теоретические сведения. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии и окантовывания среза бейкой.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовлять образец косой бейки, состоящей из двух частей; окантовочного шва; подшивание потайным швом; обмётывание петли; пришивание пуговицы; окантовывание среза с помощью приспособлений к швейной машине.

Тема: «Технология изготовления швейных изделий».

Теоретические сведения. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем.
Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание.
Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с закрытыми срезами и с открытым срезом.
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок.
Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки.

Технология обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскрой проектного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Обработка среднего шва юбки с застежкой –молнией .

Обработка складок.

Подготовка проведение примерки поясного изделия.

Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза. Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы.

Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.

Тема: «Художественные ремесла».

Теоретические сведения. Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани и ниток к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.

Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки атласными лентами. Творческий проект "Подарки своими руками"

 Сельскохозяйственный труд. Весенний период

Рациональное ведение домашнего огорода. Предпосевная обработка почвы. Технология рассадного способа выращивания растений, его значение в регионе; оборудование для выращивания рассады. Подготовка семян различных овощей и цветов к посеву. Томаты и разнообразие их сортов. Посев рассады овощей и цветов. Изучение правил ухода за овощными растениями. Уход за сеянцами.  Посев и посадка свеклы, редиса. высадка рассады в открытый грунт, под пленочное укрытие. Подготовка почвы на УОУ для посадок капусты. Закладка опыта по выращиванию капусты безрассадным и рассадным способом. Подкормка.

Учебно – тематический план   7 класс

№п/п

                  Тема

Кол-во часов

1

Сельскохозяйственный труд Осенний период

 16

2

РАЗДЕЛ  «Технологии домашнего хозяйства».

5

3

РАЗДЕЛ «Кулинария».

7

4

РАЗДЕЛ «Создание изделий из текстильных материалов».

24

5

Сельскохозяйственный труд. Весенний период

 16

 всего

 68

технология 8 класс

Творческий проектПроектирование как сфера профессиональной деятельности.

Бюджет семьиСпособы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей.Технология ведения бизнеса.

Технологии домашнего хозяйства

Инженерные коммуникации в доме.Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы

Электротехника

Электрический ток и его использование. Электрические цепи. Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Организация рабочего места для электромонтажных работ

Лаб. работа «Сборка электрической цепи и изготовление пробника», «Сборка разветвленной электрической цепи» .

 Электрические провода. Соединение электрических проводов. Технология паяния.      Электроосветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы.

Лабораторно-практич. работа «Сращивание одно- и многожильных проводов и их изоляция». Монтаж электрической цепи.   «Оконцевание проводов».

Творческий проект «Дом будущего», «Разработка плаката по электробезопасности».

Современное производство и профессиональное самоопределение

Профессиональное образованиеВнутренний мир человека и профессиональное самоопределение.  Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба.

Творческий проект« Мой профессиональный выбор»

Учебно – тематический план  8 класс

№п/п

                  Тема

Кол-во часов

1

 Творческий проект

 2

2

 Бюджет семьи

 4

3

 Технологии домашнего хозяйства

 4

4

 Электротехника

19

5

 Современное производство и профессиональное самоопределение

5

 всего

 34

Планируемые результаты освоения учебного предмета«Технология»

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обученияучащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность ознакомиться:

с основными технологическими понятиями и характеристиками;

назначением и технологическими свойствами материалов;

назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;

- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

- создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

- выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;

- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

- построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

-  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного

ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметныерезультатыосвоения учащимися предмета «Технология»:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результатыосвоения учащимися предмета «Технология»:

в познавательной сфере:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

- адекватное использование речевых средств  для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Технология ведения дома. 5 класс (Соответствие ФГОС)

Рабочая программа. Технология ведения дома. 5 класс (Соответствие ФГОС)...

Рабочая программа "Технологии ведения дома" ( 5 класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология: программа: 5-8 классы» / редакцией  А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: Вентана - Граф, 2012...

Рабочая программа «ТЕХНОЛОГИЯ» для учащихся 5 класса (базовый уровень)

рабочая программа составлена на основе Требований ФГОС ООО Министерства образования и науки Российской Федерации, 2-го издания, издательство «Просвещение»,  Москва, 2013 г. Программа конкретизиру...

Рабочая программа «ТЕХНОЛОГИЯ» для учащихся 5 класса (базовый уровень)

рабочая программа составлена на основе Требований ФГОС ООО Министерства образования и науки Российской Федерации, 2-го издания, издательство «Просвещение»,  Москва, 2013 г. Программа конкретизиру...

Рабочая программа «ТЕХНОЛОГИЯ» для учащихся 5 класса (базовый уровень)

Данная программа составлена на основе Требований ФГОС ООО Министерства образования и науки Российской Федерации, 2-го издания, издательство «Просвещение»,  Москва, 2013 г. Программа конкретизируе...

Рабочая программа Технологии ведения дома 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  авторской программы по технологии А. Т. Тищенко,...

Рабочая программа технология (девочки) ФГОС 5 класс

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.В данной программе...