Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.
методическая разработка по технологии

Синявская Татьяна Николаевна

Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.

Проблема: Как построить учебный познавательный процесс
чтобы «слабому ученику он был под силу и интересен, а у сильного не пропадало желание работать из - за легкости и простоты учения.

Предложение: Надо создать такие условия в обучении, в которых учащийся займет активную позицию и сможет выразить себя, свою индивидуальность, интерес.

Цель:

Развитие познавательного интереса у учащихся, как основной параметр успешного овладения знаниями.

Задачи:

Создать оптимальные условия для развития положительной мотивации учения учащихся. Потребности в самостоятельной познавательной деятельности. Способствовать воспитанию у детей активного отношения к учебной деятельности, культуры труда. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму. Это китайское изречение надо помнить потому, что усвоено все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: « Я не умею, я не могу». Один в эти слова вкладывает смысл» научи меня», другой как бы говорит: «не хочу и отстань»

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

Все наши замыслы, все поиски и построение превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. В. А. Сухомлинский.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание « напиться» из источника знаний?

Как активизировать познавательный интерес?

Значит, задача учителя построить учебный процесс так, чтобы ученики с желанием приходили в школу. Пробудить у школьника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни. Решающее в обучении это – добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании. Для чего учиться? Чтобы знать.

Познавательный интерес один из важнейших мотивов обучения младших школьников. Его влияние очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная деятельность протекает более продуктивно.

С целью развития познавательного интереса познавательного интереса школьника использую такие средства:

( схема)

Мотивация, игры, системно – деятельностный подход, нестандартные уроки, ИКТ, проектная деятельность, модульная технология, групповая работа (колобративная),

К. С.О.(коллективные способы обучения).

Как известно как урок начнешь, так его и проведешь. Положительные эмоции это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность учеников прочно усваивать знания. От пессимистических или агрессивно настроенных учеников трудно ожидать свежих, ярких мыслей и решений

Любой урок начинается с эмоционального сигнала: просто улыбка учителя, добрый вопрос, взгляд. Ведь дети входя в класс поневоле вглядываются в лицо учителя. А какое у него настроение? Чего сегодня ожидать? Будет ли на уроке интересно? И если первичный эмоциональный сигнал покажется отрицательным, то урок может не достичь своей основной цели.

В каждом классе есть ученик, который занимается не в полную силу, а мог бы заниматься лучше, нет желания. Это у ребенка не сформирована потребность в знаниях, нет интереса, мотивации. Формирование мотивации предполагает ряд приемов и методов:

. вызвать у учащихся любопытство интерес

. вовлечение всех учащихся в учебный процесс

. создание ситуации успеха

.доброжелательная атмосфера и доверие

. создание проблемной ситуации

.сотрудничество на уроке

.стимулирование через поощрение, похвалу, оценку, благодарность, выставку лучших работ.

Умело подобранный материал способствует формированию положительной мотивации учения.

Большое значение для развития познавательного интереса имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарища по игре. Перевоплощаясь ребенок не чувствует страха и неуверенности в себе, не боится совершить ошибок, потому, что действует от лица героев. Игра вызывает живой интерес к процессу познания. Игра делает урок увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний. Ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, проводит анализ, синтез, обобщает.

Проведение нестандартных уроков так же повышает познавательный интерес у учащихся. Ребята на этих уроках стараются быть активными, показать свои знания. На таких уроках ученики более прочно запоминают учебный материал.

Использование ИКТ это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом уроке можно применить компьютерные технологии.

Начальная школа фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение. Задача учителя развить лучшие качества, а не только научить читать и писать. Учащиеся имеют наглядно – образное мышление и знания, полученные на уроке с использованием ИКТ. ИКТ дает возможность идти в ногу со временем, делает урок интересным, насыщенным, увлекательным, следовательно способствует развитию познавательной мотивации и интереса.

Применение ИКТ:

Презентации, физ. минутки, тесты, игры, музыкальное сопровождение урока, проекты,

информация, для внеклассных мероприятий.

В процессе обучения младшего школьника все более широкое применение находит метод проекта. Сначала я объясняю суть данной технологии ученикам, родителям и на первых порах ребята готовят проекты в сотрудничестве с родителями. Далее я предлагаю детям приготовить проект на интересующую ребенка тему более обширно. Важно учителю ученика заинтересовать, помочь, подсказать. Данная технология воспитывает у учеников самостоятельность, трудолюбие, расширяет кругозор, словарный запас, умение высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения, гордость за себя.

В своей работе применяю Модульную технологию Жампеисовой. Составила программу. Учащиеся обучаясь по данной программе имели прочные знания т. к. изучаемый материал повторяется многократно. Так же в конце изучения раздела проводятся уроки игры, КВН, «Умники и умницы», « Лучший знаток». Проводится тестирование, где ребята показывают хорошие результаты. Ребятам такая работа нравится. Она способствует развитию усидчивости, самостоятельности, развивает речь, память.

Еще одним современным и развивающим познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО – когда каждый учит каждого. Это работа знаю сам, научу другого. Путем общения и решения вопроса учащиеся осваивают материал.

Ученые доказали, что человек запоминает:

20% - от того, что услышал

30% - от того, что увидел

50%- от того, что услышал и увидел

70% - от того, что обсудил с другими

80% испытал на опыте

90% - в практике, научил кого - то

На уроках сильный читает» слабому», затем слабый читает сильному и уже слабый старается прочитать лучше, подражая « сильному» т. е. данный вид работы стимулирует.

Пишем под диктовку небольшой текст и обмениваемся тетрадями, идет взаимопроверка.

Ученик проверяет не только соседа, но и себя. Так проверяем таблицу сложения, умножения. И что очень нравится учащимся это оценивать товарища.

Словарная работа, вопросы «Ты мне, я – тебе».

Но чтобы использовать КСО, надо научить детей сотрудничать, где есть правила:

Не говорить всем сразу.

Называть собеседника по имени.

Смотреть на говорящего.

Не спорить, а доказывать.

Работать дружно, продуктивно.

В своей работе использую групповую работу. Групповая работа несет в себе самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. Возрастает глубина понимания учебного материала. Дети учатся сотрудничать, слушать друг друга сопереживать за товарищей.

Конечно, каждый набор классов индивидуален, как и каждый ученик этого класса. И набирая новый класс, я изучает его, его возможности. Сильные и слабые стороны коллектива и в ходе работы выясняю способных детей и детей, требующих дополнительного вмешательства учителя. Способные дети на уроке активны, выполняют

Большой объем работы и получают вторую оценку, поощрение в виде смайлика, звездочки. Таким ребятам дается задание работать с дополнительным материалом. Дети выполняют задания развивающего характера. На каникулы получают задания, если не смогли выполнить разбираем вместе. Участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах « Малахит», «Кенгуру».

В классе есть отстающие в обучении ученики. Выявив таких детей намечаю работу по устранению отставания.1 Оказываю помощь преодолеть неуверенность в себе.2 при работе у доски – разрешаю дольше готовиться, разрешаю смотреть на наглядные пособия, помогающие ответить. 3 Создаю атмосферу доброжелательности.4При изложении нового материала многократное обращение к этим учащимся.5 Привлекаю в помощники.6 При организации самостоятельной работы более подробно объясняется ход ее выполнения7 Использование образцов. А так же оказываю помощь родителям. Родитель не контролер, а сотрудник. Он должен быть сдержанным, спокойным.

В конце урока проводится рефлексия. Рефлексия позволяет приучать ребенка к самоконтролю, самооценке, способствует развитию критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Виды:

« Дерево» ученики записывают свое мнение на листочках или плодах и прикрепляют на заготовку дерева.

Пятерочка» учащиеся обводят свою руку и на каждом пальце пишут свое мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно

Указательный палец - мне было трудно

Средний палец - для меня было недостаточно

Безымянный палец – мое настроение

Мизинец – мое предложение

«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Светофор:

У учеников круги трех цветов. В начале урока ученик выбирает себе цвет и в конце урока высказывается красный - нет не понравилось, желтый не совсем( трудности) и зеленый да (что понравилось, что получилось)

«Чемодан, Мясорубка, Корзина»

Чемодан – все пригодится, мясорубка – информацию переработаю, корзина – все выброшу.

«Дерево успеха»

Каждый ученик оценивает свое продвижение на уроке красный листик – 3-4 ошибки, желтый листик -1 ошибка, зеленый листик – нет ошибок.

«Видимо – невидимо» – написаны слова разным шрифтом вдоль и поперек 15 слов по окончанию одной минуты - записать.

«Бабочка» в ходе урока выставляются цветы и при рефлексии, помещаем бабочку на тот цветок, какая работа больше понравилась.

Сложно переоценить значение внеклассной работы в формировании интереса к учебе. Внеклассные мероприятия открывают новые для учащихся стороны: любовь к предмету, самостоятельность, артистичность, выразительность, умение выступать перед публикой.

Большое значение имеет сотрудничество с родителями. Они помощники в любом деле и важно им показать, что они уважаемы, необходимы классу.

В. А.Сухомлинский писал: « В душе каждого ребенка, есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» и еще смертельный грех учителя – быть скучным – утверждала классическая педагогика прошлого. Поэтому учащимся должен быть интересен сам учитель. К чему есть стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"...

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики

Технология проблемного обучения и развития познавательного интереса учащихся на уроках физики...