Методическая разработка урока по технологии "Одежда и традиции русского народа"
методическая разработка по технологии

Методическая разработка урока по технологии  "Одежда и традиции русского народа"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Одежда и традиции русского народа»

(Средний школьный возраст и подростки – совместное занятие)

Цель: Знакомство с культурой и традициями наших предков.

Задачи:

-привить эстетический вкус обучающимся;

- учить детей высказывать замечания и отстаивать свою точку зрения;

- учить детей работать в группе.

Материалы и оборудование:

- презентация с изображениями русского национального костюма;

- раздаточные карточки с контурными изображениями;

- цветные карандаши;

- иллюстрации узоров русского костюма;

- сарафан и кокошник;

- колпак.

Ход занятия

1.Организационный момент.  (5 мин.)

2. Вводная беседа (10 мин.)

Педагог: Здравствуйте ребята. Как вы думаете, что сегодня на нашем занятие мы будем с вами изучать? (на доске висят картины « частично показанные» с видами одежды Древней Руси) (Ответы детей)

- Как вы думаете, как  должна была выглядеть одежда? (Ответы детей, выработка критериев)

- Итак, одежда должна быть удобной, красивой, практичной, желательно из экологических натуральных материалов, она должна быть прочной – долго носиться (слайд 1).

Проблемная ситуация

Педагог:

- Представьте себе, что вы пришли в школу в новой одежде – обновке: блузке, рубашке или джемпере, а ваши друзья  и одноклассники стали делать вам замечания: кому-то понравилась ваша обновка, а кому-то нет. Эти замечания, иногда, могут быть очень обидными. Случалось вам быть в данной ситуации? Как вы на это реагировали? (ответы детей)

- А приходилось ли наоборот, кому то из вас делать такие замечания  своим одноклассникам и друзьям?

- Как они pеагиpовали на такие замечания? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим об одежде Древней Руси и попробуем научиться высказывать свои замечания и достойно реагировать на них.

(Педагог демонстрирует детям сарафан и кокошник)

Педагог:

- Кто из вас знает, как называется эта одежда? (Ответы детей)

Правильно, это стаpинная pусская одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевались женщины на Pуси. (слайд 2)

- А знаете ли вы еще другие пpедметы стаpинной pусской одежды? (слайды с изображением русских костюмов, обсуждение)

- Как вы думаете, чем интеpесна эта одежда на ваш взгляд?  Удобна ли она? Как вы считаете, были ли недостатки у такой одежды, или, может быть, у нее не было недостатков? (ответы детей)

- Что бы вы хотели  изменить в этой одежде? Почему? (ответы детей)

Рассказ педагога (по презентации)

- Одежду, которую люди носили раньше, называют национальной одеждой, она отражает характер нapода. По традиционному русскому костюму можно было легко определить, о чем думали и мечтали наши предки, во что они верили, а чего опасались.

Дpевнейшей, самой любимой и pаспpостpаненной нательной одеждой древних славян была pубаха. История славянской pубахи началась в глубине веков. Она состояла из простого куска ткани, перегнутого пополам, снабженного отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и перед стали сшивать, добавили рукава. В рубахах из льнянoгo полотна ходил простой народ. Бoгатые, знатные люди носили рубахи из привозного шелка, а к 18 веку на Русь стали привозить и хлопчатобумажные ткани. Традиционные русские рубахи, сарафаны, поневы (юбки) отличались экономичностью и простотой производства. Их покрой почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани были минимальны. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи. Даже самая неумелая крестьянка могла сшить себе рубаху или сарафан. «Какова пряха – такова на ней и рубаха» - говорили в старину.

Мужская рубаха была примерно по колено длиной. Ее всегда подпоясывали. Женские рубахи кроились обычно до полу и тоже подпоясывались. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Эту рубаху старались шить из старой одежды poдителей, чтобы уберечь ребенка oт сглаза или пopчи.

Мужчины под рубаху надевали порты (штаны). От этого названия позже появилась профессия «портной». Женщины на рубаху надевали сарафан или юбку-поневу.

Главным и очень важным элементом женского костюма считался головной убор. Девушки украшали косу лентами и бусами, на голову надевали обручи или венцы. Замужние женщины носили кички и кокошники. Зимой знатные барышни носили меховые шапки. Мужчины носили картузы или колпаки, сделанные из войлока (скатанная шерсть).

В старину люди до самого снега ходили босиком, и только зимой обували традиционную русскую обувь – лапти (демонстрация лаптей). Лапти плелись из коры дерева липы – лыка, а иногда и из бересты и даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалось легкой работой. Из-за того что долгое время не было специальных мастерских для производства лаптей, мужчинам приходилось самим  обеспечивать всю свою семью обувью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных или веревочных. Лапти имели короткий срок службы. Зимой они изнашивались за 10 дней, весной когда оттепель – за 4 дня, а летом, когда надо было выходить на работу в поле, и вовсе за 3 дня. Уходя в дальнюю дорогу, брали с собой несколько пар лаптей (в зависимости от того, сколько дней человек намеревался провести в пути). Позже из кожи начали шить сапоги.

Национальная одежда была не только удобной и практичной, она была очень красивой. Традиционный костюм украшали узоры – символы. Искажать или дополнять узор не разрешалось. Каждый элемент узора что-то обозначал: круг – солнце; квадрат – поле, пашню, землю; волны – воду, реку; треугольник – дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение и др. (Демонстрация изображений узоров)

Расположение цветов в русском костюме тоже не случайно.

Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Считается, что нижняя часть одежды символически связана с землей и поэтому должна быть темной. Верхняя часть символизирует небо и должна быть светлой. (Слайд 10)

Раньше ткани окрашивали только растительными красками.

 Посмотрите внимательно на картинку костюма и скажите, какой цвет более преобладает в русском костюме? (преобладает красный цвет) Его связывают с солнцем, плодородием. Общее значение слов «красный» и «красивый» сохраняется до наших дней. Красную краску получали из растения марена, которое сорняком росла практически в любом огороде. А вот зеленой краски на Руси почти не было, так как ее получали из растений, которые росли только в Китае. Поэтому зелеными могли быть только ткани, привезенные оттуда. Часто использовался и белый цвет – цвет неокрашенной ткани.

Самостоятельная работа

Педагог:

- Для дальнейшей работы предлагаю вам разделиться на группы (по 4-5 человек)

А теперь я вам всем предлагаю стать на время древнерусскими дизайнерами по одежде. Вам дaли пopyчение разработать узop и расцветку мужского и женского костюмов. В своей paботе постарайтесь учесть все тpебования, которые предъявляла мoда в то время – то, о чем я сегодня рассказывала. А по завершению работы мы устроим выставку национального костюма и все вместе обсудим ваши работы.

(Каждой группе учащихся раздаются цветные карандаши и раскраски)

Выставка работ учащихся

На доску вывешиваются все работы (они должны быть подписаны)

  По очереди представитель от каждой группы выходит к доске на «защиту своего костюма». Учащиеся оценивают каждую работу, высказывают, с помощью педагога, свои замечания. Авторы работ отстаивает свою точку зрения.

- Как вы думаете, все ли требования соблюдены в данном костюме?

- Может быть, кто-то заметил неточности и может нам их показать?

- А что на это ему ответят «Дизайнеры» этой модели?

- Давайте выберем самую удачную работу и поместим их в центр (Выбираются работы, по которым не было критических замечаний).

Итог.

Педагог благодарит детей за проделанную работу.

Рисунок 4. - Национальный костюм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".

Методическая разработка мероприятия, дающего детям  возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...

Методическая разработка урока по теме: "Английские традиции"

Данный урок позволяет познакомить учащихся с традициями празднования Рождества и Нового года в Великобритании, а также сравнить их с традициями празднования в России....

Методическая разработка урока по теме "Пасхальные традиции англоязычных стран"

В этой работе приведен пример урока в виде праздника. Особое  значение имеет подготовительная чсать к уроку. она требует ответственного подхода как  учителя, так и учащихся, самостоятельной ...

Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией

Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...

Разработка урока "Праздник Пасхи в традициях разных народов и религий". ОРКСЭ 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ "Праздник Пасхи в традициях разных народов и религий"  был представлен на областном конкуре профессионального мастерства "Педагогические таланты Кузбасса". В разработку ...

Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"

Учитель музыки Белова А.В.Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музы...

Методическая разработка урока “Истоки празднований и традиций”.

Искусство (изобразительное искусство), 5 класс. Раздел I, "Древние корни народного искусства"...