Национально-региональный компонент на уроках технологии
методическая разработка по технологии

Заузолкова Валентина Николаевна

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием

регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-  волевой сфер личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno-regionalnyy_komponent_na_urokah_tehnologii.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент на уроках технологии

Большое внимание уделяется в современном образовательном процессе

использованию национально-регионального компонента. Неисчерпаемые

возможности для его применения на уроках технологии.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию школьников.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип

воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного

края, где живет человек.

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованием

регионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств детей, художественном познании мира, в развитии эмоциональной, нравственно-  волевой сфер личности ребенка. Дети с помощью взрослых познают смысл

искусства в народном творчестве, у них вырабатываются собственная художественная инициатива, творческий поиск. Ребята начинают заимствовать приемы, мотивы, разные техники в традиционных видах декоративно-прикладного творчества народов родного края.

Таким образом, цикл уроков и внеклассных занятий с использованием

регионального компонента знакомит школьников с разными традициями,

обычаями и народными промыслами малой родины.

Целесообразность изучения русской, православной и светской культуры в образовательной области "Технология" - в знакомстве школьников с историей и культурой России, в воспитании духовности, нравственности и патриотизма.

На занятиях по кулинарии учащиеся изучают особенности русской  национальной кухни средней полосы России, осваивают технологию приготовления национальных блюд, знакомятся с обычаями и обрядами, национальными праздниками.

Своеобразие любой национальной кухни всегда тесно связано с особенностями жизни народов и «даров природы», которые их окружают. На уроках учащиеся получают не только теоретические знания, названия блюд, но и сами их готовят.

В 5 классе учащиеся знакомятся с использованием овощей, чайных сборов в национальной кухне, с правилами сбора ягод, грибов, кореньев, лекарственных трав и правилами их заготовки в домашних условиях. На практических занятиях готовят салаты из овощей, красят яйца луковой шелухой, знакомясь с обычаями празднования Пасхи, готовят чай из листьев мяты, чёрной смородины, малины.

На уроках кулинарии в 6 классе учащиеся знакомятся с национальными блюдами из рыбы. Знакомятся с национальными особенностями, мероприятиями, атрибутами празднования масленицы и пекут блины; с особенностями квашения и заготовки в домашних условиях капусты.

В 7 классе учащиеся знакомятся с национальной выпечкой, сладкими блюдами; пекут пироги с различными начинками, готовят морсы, кисели с получением крахмала в домашних условиях.

Восьмые классы на уроках кулинарии узнают об использовании домашней птицы и дичи в национальной кухне.

В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» национально-региональный компонент включён в уроки по:

- конструированию и моделированию, где учащиеся знакомятся с национальным костюмом. В 5классе - фартуком, его конструкцией, тканями, повседневной и праздничной отделкой; с головными уборами девушек и замужних женщин. Ученицы узнают о своеобразном облике национальной одежды. Выполняют в виде аппликации из кусочков ткани на бумаге старинный костюм.

В 6-м классе при проектировании и изготовлении юбки ученицы знакомятся с костюмом тульских крестьян XVII — XIX вв.

В 6-м классе в основу содержания раздела положены сведения о вышивке народов, проживающих на территории области.

 Ручная художественная вышивка — яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает духовно, доставляет радость.

         Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. На уроках девочки учатся оформлять вышивкой предметы декоративно-прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.

Изучение техники бисероплетения как декоративно-прикладного искусства родного края, поиск новых средств выразительности приводят

семиклассниц к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше.

 В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать национальный костюм.

- рукоделию и художественным ремёслам с 5 по 8 класс« Рукоделие» как ни одна другая тема раскрывает самобытность русского народа. На этих уроках учащиеся знакомятся с видами художественных ремёсел, женским рукоделием. Использование орнамента для художественной отделки одежды, предметов интерьера, домашней утвари. Полученные теоретические знания учащиеся реализуют в практических, проектных работах (вышивка, вязание, изготовление изделий из лоскутков).

В разделе «Современное производство и профессиональное образование» учащиеся 8 класса получают информацию о предприятиях, организациях в Тульской области и городе Новомосковске.

Разделы и темы уроков, включающих национально-региональный компонент Тема урока

Тема урока

Тема НРОЭ

Раздел 1: Кулинария

Бутерброды, горячие напитки

Старинные напитки. Чай из трав Средней полосы России.

Яйца. Блюда из яиц.

Пасха в Тульской области. Пасхальные яйца, способы окрашивания яиц

Овощи. Блюда из овощей

 Блюда народов, проживающих на территории Тульской области, из овощей

Блюда из молока и кисломолочные продукты

Напитки из молока в национальной кухне в Тульской области

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Зерновые культуры Тульской области

Блюда из рыбы

Блюда народов тульского региона

Блюда из птицы

Блюда народов тульского региона

Блюда из мяса

Кухня народов тульского региона

Заправочные супы

Супы по старинным русским рецептам

Изделия из теста

Блюда народов Тульской области из теста. Масленица

Заготовка продуктов

Способы заготовки продуктов у народов тульского региона

Сервировка стола. Этикет

Праздничные блюда кухни народов, проживающих на территории Тульской области

Раздел 2: Создание изделий из текстильных материалов

Свойства текстильных материалов

Изготовление пряжи, ткани в домашних условиях. Посещение краеведческого музея г. Новомосковск

Элементы машиноведения

Старинное оборудование для изготовления пряжи, ткани, швейных изделий. Посещение краеведческого музея г. Новомосковск

Конструирование швейных изделий

Фартук в национальных костюмах народов Урала. Юбки в национальном костюме народов Тульской области. История народных костюмов тульского региона. Русский сарафан. Моделирование швейных изделий.  Художественное оформление народной одежды. Национальные костюмы народов Тульской области.

Раздел 3. Оформление интерьера

Интерьер кухни, столовой

Русская изба. Старинная кухонная утварь

Интерьер жилого дома

Национальные особенности жилища

Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение

Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера

Профессии нашего города. Учебные заведения города Новомосковска и Тульской области. Востребованные профессии на рынке труда Тульской области.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что национально-региональный компонент  в содержании учебного предмета «Технология» призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....

Этнокультурный компонент на уроках технологии

Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать четкие ориентиры. В поиске цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, он обращает свой взор и к истор...

Статья: "Региональный компонент на уроках Технологии" Нижневартовский государственный гуманитарный университет 2010 год.

Для школ нашего региона проблема изучения национальной культуры малочисленных народов Севера, в частности хантыйского, является современной и актуальной, поэтому введение регионального компонента в шк...

Этнокультурный компонент на уроке технологии.

В статье раскрывается опыт работы по реализации этнокультурного компонента....

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль ...