Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии
методическая разработка по технологии

Заузолкова Валентина Николаевна

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся

- диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии. Сущность понятий «контроль знаний и умений», «национально-региональный компонент»

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся[7, с. 39]:

- диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, нам кажется, является основной.

Цели контроля знаний и умений учащихся:

- помочь учащимся насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

- получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

- получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона “Об образовании” и является основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.). В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования.

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.

Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием «Тульская область». Содержание и объем этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона[8, с. 80].

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ульяновской области каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством национально-регионального образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Тульской области.

Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона.
Основными функциями национально-регионального стандарта являются: Закрепление статуса национально-регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Тульской области. Определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению.

Установление единых научно-методических подходов к изучению национально-регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов. Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях. Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования. Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом.

Порядок разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”[10, с. 13].

Исходя из предложенного понимания сущности и назначения национально-регионального стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, будут следующие:

1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.

2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата.

3. Должна соблюдаться согласованность и преемственность по ступеням образования.

4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

5. Описание единиц содержания образования должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.

6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые в свою очередь исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

7. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.

8. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.

9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.

10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.

 По аналогии с федеральной системой усвоения учебных разделов федерального компонента на разных ступенях обучения (государственный образовательный мониторинг) следует создать региональную систему проверки знаний и умений учащихся по национально-региональному компоненту (региональный образовательный мониторинг).

Стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования в Тульской области и являются основой для разработки программ и учебников. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться гарантированного качества подготовки выпускников школы и обеспечить эквивалентность образования внутри области – субъекта Федерации. Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом.

Стандарт каждой образовательной области национально-региональных компонентов должен включать: Общую характеристику образовательной области (цели образования в данной области, системная характеристика объектов изучения, общая структура содержания, его распределение по ступеням обучения). Базовый уровень содержания обучения (характеристика содержательных линий, их распределение по ступеням обучения, возможные перспективы развития базового содержания). Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся (перечень учебных единиц в сравнении с более широким набором, предъявляемым к изучению, характеристика минимально достаточного уровня подготовки учащихся). Формы, средства и методы контроля результатов обучения (измерители и технологии измерения уровня подготовки).

Учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования включают в себя учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизированные средства контроля. Процедуры разработки, утверждения и введения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Данный подход к разработке концепции национально-регионального компонента образования позволяет в известной степени преодолеть сохраняющийся до сих пор технократизм, абсолютизацию научного знания, характерную для современного образования, ориентацию на трансляцию готовых знаний и определить те общие подходы к разработке системы измерителей достижения национально-региональных компонентов ГОС, которые являются частью концепции национально-регионального компонента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

Статья "Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии в 5-9 классах"

Правильно организованный контроль знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, по...

Дидактическая находка. Контроль знаний и умений на уроках технологии.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю  не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но  и увидеть свои собственн...

Использование игровых технологий при контроле знаний и умений на уроках биологии

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию формы (сценарии, которые можно наполнить любым содержанием( уроков контроля знаний в разделах "Растения" и "Животные" с использованием элементов игры...

Овладение комплексом знаний и умений через компетентностный подход в структуре уроков технологии

В меняющемся мире в свете требований ФГОС система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий професси...

Национально-региональный компонент на уроках технологии

Смысл уроков и внеклассных занятий по технологии с использованиемрегионального компонента - в ознакомлении школьников с традициями народного творчества малой Родины, в развитии эстетических чувств дет...