Главные вкладки

    Дидактическая находка. Контроль знаний и умений на уроках технологии.
    учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему

    Бреус Наталья Эрнестовна

           Хорошо поставленный контроль позволяет учителю  не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но  и увидеть свои собственные удачи и промахи. Одной из традиционных форм контроля знаний и умений учащихся является работа с карточками.

           Работе с карточками придаётся особое значение, так как такая проверка знаний позволяет дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей в рамках текущего контроля.

           Карточки, используемые на уроках технологии для учащихся 6 классов,  различаются по степени сложности и количеству вопросов: карточки для сильных, средних и слабых учеников. Эта градация позволяет создать "зону успешности" каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon контроль знаний по технологии96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контроль знаний и умений на уроках технологии как один из способов формирования профессиональных и личностных компетенций

    Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

    По определению,  контроль -  это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

    Текущий контроль. Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

    Одной из традиционных форм контроля знаний и умений учащихся является работа с карточками. Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей за небольшой отрезок времени.

    Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса.

    Работе с карточками  придаётся  особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей в рамках текущего контроля.

    Следует обратить внимание и на тот факт, что наряду с функцией контроля знаний и умений  должна реализовываться  и функция обучения, и для этого необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

    Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.

    Дидактическое описание проверочных работ по технологии 6 класс

    Карточки, используемые на уроках технологии  для учащихся 6 классов, различаются по степени сложности и количеству вопросов: карточки для сильных (10 вопросов), средних (8 вопросов) и слабых (6 вопросов) учащихся. Эта градация  позволяет создать «зону успешности» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. В карточках для слабых учащихся, в основном,  предлагаются вопросы с  ответами  “да” или “нет ”или ответ в виде односложного слова. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждая карточка раздаётся  ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки. В рамках текущего контроля  разработаны и используются карточки по следующим разделам:

    6 класс – разделы «Основы материаловедения», «Машиноведение»,   «Проектирование и изготовление юбки».

    Применение карточек для девочек 5-х классов считаю нецелесообразным, т.к. скорость письма и чтения  у пятиклассниц небольшая и недостаточно быстрая  способность формулировать свои мысли.

    6 класс (1)      Карточка № 1       тема «Основы материаловедения»

    1. Назовите натуральные  волокна животного и растительного происхождения.
    2. Что называют шерстью?
    3. Какую длину имеют шерстяные волокна?
    4. Какими свойствами обладает шерстяное волокно?
    5. Какой запах ощущается при горении шерсти, шёлка?
    6. Какими свойствами обладает шёлковое волокно?
    7. Назвать виды простых переплетений?
    8. Что называют раппортом?
    9. Что такое драпируемость?
    10. Как определить лицевую сторону ткани по кромке?

    6 класс (2)           Карточка № 1   тема «Основы материаловедения»

    1. Назовите натуральные  волокна животного происхождения.
    2. Что называют шерстью?
    3. Каким цветом может быть неокрашенное шерстяное волокно?
    4. Что такое натуральный шёлк?
    5. Что является сырьем для натуральных волокон животного происхождения?
    6. Назвать виды простых переплетений?
    7. Назовите признаки лицевой стороны в ткани?
    8. Что такое драпируемость?

    6 класс(3)       Карточка № 1          тема «Основы материаловедения»

    1. Является ли шерсть и шелк натуральными волокнами животного происхождения?
    2. Как называют волосяной покров животных?
    3. Каким цветом может быть неокрашенное шерстяное волокно: серое, белое, синее?
    4. Ткань, получаемую из нитей коконов шелкопряда, называют шёлк. Да или нет?
    5. Натуральный цвет шелковой нити белый или слегка кремовый. Да или нет?
    6. Как называют  сторону в ткани,  имеющую яркий рисунок:  лицевая или изнаночная?

    Дидактическое описание проверочной работы в

    по теме «Основы материаловедения»

    Предмет: технология

    Класс: 6.

    Проверочная работа в 3-х вариантах по теме «Основы материаловедения». Цель работы: оценить уровень усвоения учащимися материала  по материаловедению.

    Тип контроля – текущий.

    Форма контроля – работа по карточкам.

    Работа рассчитана на 10 минут (максимум).

    Вопросы  1 варианта (для сильных учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

     Критерии оценки работы: 10 баллов – «5»; 9-7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2».

    Вопросы 2 варианта (для учащихся со средними способностями) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 8 баллов – «5»; 7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2» (пересдача).

    Вопросы 3 варианта (для слабых учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 6 баллов – «5»; 5 баллов – «4»; 4 баллов – «3», ниже  4 баллов – «2» (пересдача).

    Правильные ответы  по карточкам:

    Тема «Основы материаловедения»

    1 вариант (для сильных учащихся)

    2 вариант (для средних  учащихся)

    3 вариант (для слабых учащихся)

    1. хлопок, лён, шерсть, шёлк

    1. шерсть, шёлк

    1. да

    2. волосяной покров животных

    2. волосяной покров животных

    2. шерсть

    3. от 2 до 45 см

    3. белым, серым, рыжим, чёрным

    3. серое, белое

    4. упругость, гигроскопичность, несминаемость, светостойкость

    4. тонкие нити из коконов шелкопряда

    4. да

    5.  запах жжёного пера

    5. шерсть, коконная нить

    5.да

    6. гигроскопичность, воздухопроницаемость, драпируемость

    6. полотняное, саржевое сатиновое атласное

    6. лицевая

    7. полотняное, саржевое, сатиновое, атласное

    7. яркий рисунок, гладкая, без дефектов поверхность

    8. повторяющийся рисунок переплетения нитей в ткани

    8. способность ткани образовывать складки

    9.  способность ткани образовывать складки

    10.  на лицевой стороне проколы на кромке выпуклые

    6 класс (1)     Карточка № 2    тема «Машиноведение»

    1. Какая строчка называется качественной?
    2. Для чего нужен регулятор длины стежка?
    3. От чего зависит длина стежка?
    4. Для чего нужен регулятор натяжения верхней нити?
    5. Где находится регулятор натяжения нижней нити?
    6. Как устранить дефект машинной строчки  «петляние снизу»?
    7. Какую функцию выполняет длинный желобок на игле?
    8. Как часто нужно смазывать и чистить швейную машину?
    9. Чем толще стержень иглы, тем  … номер иглы; чем тоньше нитка, тем … её номер.
    10. Назовите виды соединительных и краевых машинных швов?

    6 класс (2)     Карточка № 2    тема «Машиноведение»

    1. Какая строчка называется качественной?
    2. Для чего нужен регулятор длины стежка?
    3. Для чего нужен регулятор натяжения верхней нити?
    4. Из каких частей состоит машинная игла?
    5. Какую функцию выполняет длинный желобок на игле?
    6. С какой стороны вдевают нить в машинную иглу?
    7. Чем толще стержень иглы, тем  … номер иглы; чем тоньше нитка, тем … её номер.
    8. Назовите виды соединительных машинных швов?

    6 класс (3)      Карточка № 2    тема «Машиноведение»

    1. Является ли машинная строчка качественной, если соединение верхней и нижней ниток происходит между соединяемыми материалами?
    2. Регулятор длины стежка  нужен для задания длины стежка от 0 до 6 мм. Да или нет?
    3. Из каких частей состоит машинная игла?
    4. Верхняя нить во время прокола ткани  «прячется» в  длинный желобок на игле. Да или нет?
    5. С какой стороны вдевают нить в машинную иглу?
    6. Шов вподгибку с закрытым срезом относится к соединительным швам?

    Дидактическое описание проверочной работы в

    по теме «Машиноведение»

    Предмет: технология

    Класс : 6.

    Проверочная  работы в 3-х вариантах по теме «Машиноведение».

    Цель работы: оценить уровень усвоения учащимися материала  по машиноведению.

    Тип контроля – текущий.

    Форма контроля – работа по карточкам.

    Работа рассчитана на 10 минут (максимум).

    Вопросы  1 варианта (для сильных учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

     Критерии оценки работы: 10 баллов – «5»; 9-7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2».

    Вопросы 2 варианта (для учащихся со средними способностями) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 8 баллов – «5»; 7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2» (пересдача).

    Вопросы 3 варианта (для слабых учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 6 баллов – «5»; 5 баллов – «4»; 4 баллов – «3», ниже  4 баллов – «2» (пересдача).

    Правильные ответы  по карточкам:

    Тема «Машиноведение»

    1 вариант (для сильных учащихся)

    2 вариант (для средних  учащихся)

    3 вариант (для слабых учащихся)

    1. верхняя и нижняя нити переплетаются между соединяемыми материалами

    1. верхняя и нижняя нити переплетаются между соединяемыми материалами

    1. да

    2. чтобы задать нужную длину стежка

    2. чтобы задать нужную длину стежка

    2. да

    3. от толщины материалов и назначения строчки

    3. чтобы усилить или ослабить натяжение верхней нити

    3. колба, стержень, остриё

    4. чтобы усилить или ослабить натяжение верхней нити

    4. колба, стержень, остриё

    4. да

    5. на шпульном колпачке машины

    5. защищает нитку от перетирания

    5. со стороны длинного желобка

    6. усилить натяжение верхней нити или ослабить натяжение нижней нити

    6. со стороны длинного желобка

    6. нет

    7. защищает нитку от перетирания

    7. больше номер иглы,  больше номер нитки

    8.  при регулярной работе - 1раз в неделю

    8. соединительные: стачной, настрочной, накладной

    9. больше номер иглы,  больше номер нитки

    10. соединительные: стачной, настрочной, накладной; краевые: обтачной, вподгибку

    6 класс (1)      Карточка  № 3.  

    Тема «Проектирование и изготовление  юбки»

    1. Что такое одежда?
    2. Назвать ассортимент женской одежды.
    3. Какие основные требования, предъявляются к одежде?
    4. При помощи какой мерки рассчитывают ширину юбки?
    5. Назовите прибавки на свободу облегания для юбки.
    6. Как рассчитать сумму раствора вытачек для прямой юбки?
    7. Как раскладывают ткань при способе настила в разворот, в сгиб?
    8. В каком направлении должен располагаться ворс на ткани при раскрое юбки?
    9. Что означает сутюжить?
    10. Какие виды складок на юбке вы знаете?

    6 класс (2)      Карточка  № 3.  

    Тема «Проектирование и изготовление  юбки»

    1. Назовите виды одежды по назначению.
    2. Какие изделия называют плечевыми, а какие – поясными?
    3. Какие мерки необходимы для построения чертежа юбки?
    4. Назовите виды юбок по покрою.
    5. Как раскладывают ткань при способе настила в разворот, в сгиб?
    6. В каком направлении должен располагаться ворс на ткани при раскрое юбки?
    7. Что означает сутюжить?
    8. Каким швом обрабатывают низ юбки?

    6 класс (3)      Карточка  № 3.  

    Тема «Проектирование и изготовление  юбки»

    1. Назвать ассортимент женской одежды.
    2. Изделия, которые держатся на плечах,  называют …, а на талии  – …?
    3. Какая мерка снимается по самому узкому месту туловища?
    4. Назовите виды юбок по покрою.
    5. По какой стороне снимают мерки фигуры человека: правой или левой?
    6. Низ юбки обрабатывают швом вподгибку с закрытым или открытым срезом. Да или нет?

    Дидактическое описание проверочной работы в

    по теме «Проектирование и изготовление юбки»

    Предмет: технология

    Класс: 6.

    Проверочная работа в 3-х вариантах по теме «Проектирование и изготовление юбки».  

    Цель работы: оценить уровень усвоения учащимися материала  по технологии изготовления юбки.

    Тип контроля – текущий.

    Форма контроля – работа по карточкам.

    Работа рассчитана на 15 минут (максимум).

    Вопросы  1 варианта (для сильных учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

     Критерии оценки работы: 10 баллов – «5»; 9-7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2».

    Вопросы 2 варианта (для учащихся со средними способностями) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 8 баллов – «5»; 7 баллов – «4»; 6-5 баллов – «3», ниже 5 баллов – «2» (пересдача).

    Вопросы 3 варианта (для слабых учащихся) оцениваются по 1 баллу за каждый правильный ответ.

    Критерии оценки работы: 6 баллов – «5»; 5 баллов – «4»; 4 баллов – «3», ниже  4 баллов – «2» (пересдача).

    Правильные ответы  по карточкам:

    Тема «Проектирование и изготовление юбки»

    1 вариант (для сильных учащихся)

    2 вариант (для средних  учащихся)

    3 вариант (для слабых учащихся)

    1. изделия, которые покрывают тело человека

    1. рабочая, домашняя, спортивная, специальная

    1. бельё, костюмы, платья, верхняя одежда

    2. бельё, костюмно-платьевая и верхняя одежда

    2. плечевые – держатся на плечах,  поясные – на талии

    2. плечевые, поясные

    3. эстетические, гигиенические, удобство, надежность

    3. Ст, Сб, Ди, Дтс

    3. Ст

    4. Сб – полуобхват бёдер

    4. прямые, конические, клиньевые

    4. прямые, конические, клиньевые

    5. по линии талии и бёдер

    5. в разворот -в один слой, в сгиб – в два слоя

    5. правой

    6. (Сб+Пб)-(Ст+Пт)

    6. сверху вниз

    6. да

    7. в разворот -в один слой, в сгиб – в два слоя

    7. уменьшить размеры участков детали при помощи утюга

    8. сверху вниз

    8.  швом вподгибку с закрытым или открытым срезом

    9. уменьшить размеры участков детали при помощи утюга

    10. односторонние, встречные


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конструирование современного урока-контроль знаний и умений учащихся

    Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала являются ориентировочная, исполнительная и контролирующая.В контролирующей части устанавливается ...

    Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при контроле качества знаний и умений на уроках математики у учащихся начальной школы с множественным дефектом

    Известно, что математика является одним из самых сложных предметов для детей со сложной структурой дефекта. Перед учителем-дефектологом встает нелегкая задача: подобрать задания, соответствующие уровн...

    Роль объектов труда в формировании знаний и умений на уроках технологии

    Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся.  Общеизвестна величайшая роль труда в жиз...

    Контроль знаний и умений на уроках биологии

    Контроль знаний и умений учащихся на различных типах уроков. Дифференцированный подход к опросу учащихся. Использование различных видов опроса....

    Использование игровых технологий при контроле знаний и умений на уроках биологии

    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию формы (сценарии, которые можно наполнить любым содержанием( уроков контроля знаний в разделах "Растения" и "Животные" с использованием элементов игры...

    Организация текущего контроля знаний и умений обучающихся с применением дидактических игр

    Презентация отражает работу преподавателя по применению дидактических игр на уроках математики и информатики...

    Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии

    Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль ...