АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» для 4 класса
рабочая программа по технологии

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4 класса   с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Технология. Ручной труд»  для 4 класса  для общеобразовательных организаций,  реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор   Л.А. Кузнецова. Москва, «Просвещение» 2018.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  

ПРОГРАММА ПО

ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»

для 4   класса

Составитель программы –                                                                       учитель начальных классов                                                  

Зайцева   О.С.

Москва  2019

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Минобрнауки № 1599  от 19.12.2014 года,    Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)–М.  «Просвещение»: 2017

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4 класса   с ОВЗ.

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Технология. Ручной труд»  для 4 класса  для общеобразовательных организаций,  реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы автор   Л.А. Кузнецова. Москва, «Просвещение» 2018.

 Программа составлена на 34часа и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: Развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучение доступным приемам труда;
  2. Формирование организационных умений в труде.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие трудовых качеств;
  2. Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  3. Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  4. Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Воспитательные:

  1. Воспитание положительного отношения к труду;
  2. Воспитание уважения к людям труда;
  3. Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной трудовой деятельности.

        

Коррекционные методы и принципы обучения:

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общие знания и умения:

Учащиеся должны знать:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться  в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

- самостоятельно  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать  материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Работа с бумагой и картоном:

Учащиеся должны знать:

- основные приемы работы с бумагой и картоном;

- способы отделки изделий из ткани;

- что такое экономия материала;

- что такое чертеж.

Учащиеся должны уметь:

- изготавливать изделие в технике «Оригами»;

- находить на линейке длины, заданные в различных мерах длины;

- размечать детали по шаблонам;

- вычерчивать окружности с помощью циркуля;

- изготавливать изделие на основе развёртки;

- делать разметку с помощью чертежных инструментов;

- делить круг на равные части;

- тиражировать элементы изделия;

- работать по чертежу.

Работа с тканью:

Учащиеся должны знать:

- виды, свойства ткани;

- устройство ткацкого станка;

- виды стежков;

Учащиеся должны уметь:

- переплетать нити по схеме;

- выполнять технологические операции при работе с нитками и тканью.

Работа с нитками:

Учащиеся должны знать:

- виды и свойства ниток;

Учащиеся должны уметь:

- связывать нитки в пучок.

Работа с металлом:

Учащиеся должны знать:

- функциональное назначение металла;

- приемы формообразования изделий из алюминиевой фольги.

Учащиеся должны уметь:

- сгибать, разрывать, разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу.

Работа с древесиной:

Учащиеся должны знать:

- функциональное назначение древесины;

- о профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофера, плотника, столяра.

Учащиеся должны уметь:

- определять свойства древесины;

- находить различия в понятиях «древесина» и «дерево»;

- обрабатывать древесину ручными инструментами;

- соединять детали из древесины с помощью клея.

Работа с проволокой:

Учащиеся должны знать:

- виды и свойства проволоки;

- приемы сгибания проволоки.

Учащиеся должны уметь:

- сгибать проволоку в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом.

Ремонт одежды:

Учащиеся должны знать:

- как отремонтировать одежду;

- виды пуговиц

Учащиеся должны уметь:

- пришивать пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком;

- применять пуговицы для украшения одежды;

- изготавливать и пришивать вешалку;

- зашивать простой разрыв ткани.

Картонажно-переплетные работы:

Учащиеся должны знать:

- виды картонажно-переплетных изделий;

- о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции.

Учащиеся должны уметь:

- переплетать изделие из бумаги.

Ручные швейные работы:

Учащиеся должны знать:

- о мягких игрушках;

- технологические операции, используемые при пошиве изделий из ткани.

Учащиеся должны уметь:

- соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка.

- выполнять технологические ручные операции, необходимые при пошиве изделий из ткани.

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Требования к оценке: оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: объем знаний по учебному предмету (вопросу), понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, точность, прочность, гибкость навыков и умений, возможность применять навыки и умения на практике, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

час.

Тип урока

Содержание урока

1

Что ты знаешь о бумаге?

Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.

1

Комбинированный

Работа с бумагой. Разметка бумаги. Упражнение на развитие логического мышления и внимания – складывание геометрических комбинаций на фигуре-раскладке.

2

Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»

1

Комбинированный

Складывание из бумаги базовой формы «треугольник» и на его основе – фигурки рыбки. Чтение схем-рисунков.

3

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор».

1

Комбинированный

Работа с линейкой. Перевод миллиметров в сантиметры. Изготовление игры «Геометрический конструктор».

4

Что ты знаешь о ткани?

Бумажная схема полотняного переплетения нитей.

1

Комбинированный

Работа с тканью. Упражнения на дифференциацию пальцев и координацию рук.Беседа о ткачестве. Конструирование схемы переплетения нитей.

5

Технологические операции при работе с нитками и тканью.

Игрушка «Кукла-скрутка»

1

Комбинированный

Беседа о видах работ, при которых используются нитки и ткань. Разметка по лекалу.

Беседа об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Работа по плану.

6

Отделка изделий из ткани

1

Комбинированный

Отделка изделий из ткани.

7

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»

1

Закрепление знаний

Работа по плану. Работа с чертежными принадлежностями. Технологические операции с бумагой.

8

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

1

Комбинированный

Работа с циркулем.

Разметка по шаблону. Вырезание. Работа по плану.

9

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай».

1

Закрепление знаний

Анализ конструкции многодетального изделия. Работа с циркулем. Работа по плану. Сборка изделия.

10

Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей.

1

Комбинированный

Беседа о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготовление изделия на основе развёртки. Работа по плану. Вырезание. Склеивание.

11

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям Конверт без клеевого соединения деталей

1

Комбинированный

Анализ образца. Элементы графической грамотности. Сгибание бумаги по условным обозначениям. Работа по плану.

12

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»

1

Ознакомление с новым материалом.

Беседа об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах).

Работа с линейкой и угольником. Составление геометрического орнамента.

13

Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением».

1

Комбинированный

Анализ образца. Работа с угольником. Разметка. «Свободное плетение» из бумаги.

14

Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфетка – прихватка»

1

Комбинированный

Беседа о функциональном назначении изделий из ткани. Анализ объекта. Работа по плану. Сметывание деталей.

15

Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Рукавица - прихватка»

1

Закрепление знаний

Анализ объекта. Работа по плану. Сметывание деталей.

16

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево»

1

Комбинированный

Беседа «Что надо знать о металле». Работа по плану. Корректирование точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги.

17

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук»

1

Закрепление знаний

Работа с алюминиевой фольгой. Работа по плану. Корректирование точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги.

18

Деление круга на равные части способом складывания. «Складные часы».

1

Закрепление знаний

Работа с циркулем. Складывание круга. Соединение деталей с помощью клея. Работа с циферблатом.

19

Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Ёлочная игрушка «Солнышко».

1

Закрепление знаний

Анализ объекта. Работа с линейкой и угольником, циркулем.  Работа с шаблоном.

20

Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка»

1

Комбинированный

Анализ объекта.  Тиражирование деталей. Работа с угольником.

21

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица»

1

Контроль ЗУН

Анализ объекта. Работа с шаблоном. Вырезание симметричных линий.

22

Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер»

1

Комбинированный

Работа с линейкой, угольником. Анализ образца.

23

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет»

1

Закрепление знаний

Работа с линейкой, угольником. Анализ образца.

24

Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»

Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»

Связывание ниток в пучок. «Ежики»

1

Комбинированный

Работа с нитками. Анализ аппликации. Работа по плану.

Работа с нитками. Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциация движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца.

25

Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц.

Изгибание проволоки. Декоративные фигурки зверей.

1

Комбинированный

Изгибание проволоки. Анализ объекта. Работа по плану. Коррекция точности, координации движений правой и левой рук.

26

Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки).

1

Комбинированный

Работа с планом. Анализ объекта и материалов, из которых собирается изделие.

27

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.

Изготовление крышки для коробочки способом сгибания бумаги.

1

Комбинированный

Работа с планом. Анализ объекта. Самостоятельное сгибание бумаги. Работа с линейкой.

28

Что ты знаешь о древесине?Обработка древесины ручными инструментами.

Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из карандашной стружки «Цветок»

1

Комбинированный

Беседа об инструментах и о применении карандашной стружки в аппликации. Работа с точилкой.

Работа с точилкой. Анализ образца. Склеивание карандашной стружки.

29

Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины.

1

Комбинированный

Анализ аппликации. Работа по плану. Работа с древесными заготовками.

30

Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.

Пришивание пуговиц с ушком.

1

Комбинированный

Беседа. Пришивание пуговиц.

31

Изготовление и пришивание вешалки.

1

Комбинированный

Работа с иглой. Беседа о назначении вешалки. Пришивание вешалки. Работа с лекалом.

32

Зашивание простого разрыва ткани.

1

Комбинированный

Работа с иглой. Беседа. Зашивание разрыва ткани.

33

Ручные швейные работы.

1

Комбинированный

Беседа об оборудовании швейной мастерской. Рассказ о профессиях швеи, наладчика швейного оборудования.

34

Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.  Мягкая игрушка-подушка «Девочка» или «Рыбка».

1

Закрепление знаний

Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Работа с лекалом.  Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.  

Литература

1.Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 143 с.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А.. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2013. – 271 с.

3. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н.. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2013. – 192 с.

4. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)

 Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...

Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд», ОВЗ первый год обучения надомно....

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» 3-4 классы

Адаптированная рабочая программа «Ручной труд» разработана для глухих обучающихся 3 и 4 классов. Данная программа содержит пояснительную записку, содержание курса освоения данного предмета...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)  для детей  с ОВЗ....

Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ

Рабочая программа разработанна на 2022-2023 учебный год, по предмету " Ручной труд" 1 класс ФГОС, VIII вид, для детей с ОВЗ.Программа расчитана на 64 часа ( 2 раза в неделю)....