Открытый урок "Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния"
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния

Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!

Цели:

  1. Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
  2. Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
  3. Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.
  4. Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Задачи:

Освоить технологию мокрого валяния. Усвоить, что  этот вид рукоделия                 полезен для здоровья.

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
  • научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловыхи технологических задач;
  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
  • уметь анализировать, делать выводы

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
  • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков.

Оборудование урока и материалы:

  • Магнитная доска.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Образцы изделий.
  • Шерсть для валяния.
  • Атласная лента тонкая.
  • Иглы для валяния.
  • Губка.
  • Жидкое мыло.
  • Технологические карты.
  • Непромокаемая скатерть, или клеёнка.
  • Полотенца, скатанные в валики.
  • Ведёрко с холодной водой.
  • Ведёрко с горячей водой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним бусы из шерсти способом мокрого валяния. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это  

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстрационный рассказ.

История валяния

 . Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета,  Алтая, Кавказа. (рис. 1, рис. 2)

http://festival.1september.ru/articles/591385/image002.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image001.png

Рис. 1

 

Рис. 2

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви (рис. 3) и шитья одежды (рис. 4), а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере (рис. 5).

http://festival.1september.ru/articles/591385/image004.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image005.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image003.png

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 5

2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния. 

3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии. 

Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

http://festival.1september.ru/articles/591385/image006.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image007.png

Рис. 6


Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы (рис. 7).

http://festival.1september.ru/articles/591385/image009.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image008.png

Рис. 7

Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) (рис. 8) и вязальная шерсть (можно использованную) (рис. 9)

http://festival.1september.ru/articles/591385/image010.png

 

http://festival.1september.ru/articles/591385/image011.jpg

Рис. 8

 

Рис. 9

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл.

Мокрое валяние 

Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (сумки, обувь).

Итак, приступая к работе нам необходимо повторить ТБ

4.  Правила техники безопасности:

  • На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
  • Рабочее место должно быть организовано удобно.
  • Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно.
  • При работе с инструментами не размахивать руками, не крутиться.
  • При работе с горячей водой нужно быть максимально аккуратным.
  • При работе с фильдцовочной иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, не размахивать руками, не крутиться.
  • По окончании работы убрать своё рабочее место.

III. Практическая работа

Учитель делает целевые обходы, следя и корректируя правильность выполнения работы.

Отдельно хочется отметить: лечебное воздействие валяния на человека. Не только валяных вещей, а именно самого процесса мокрого валяния. При работе мы делаем совершенно замечательный массаж, напоминающий знаменитый су-джок. Волокна шерсти мягко массируют, точки наших ладоней и пальцев, а эти области, как известно, отвечают, за правильную работу всего организма. К тому же сам процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее, даже немного расслабляющее воздействие.

IV. Итог урока.

1. Беседа с учащимися по вопросам.

  • С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?

2. Анализ урока.

Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить, что все работы  выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной. При выполнении работы мы установили, что:

  • Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;
  • Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.
  • Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.

 3. Выставление оценок.

Домашнее задание: высушить работу.

Инструкционная карта содержится в Приложении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния

Слайд 2

Цель: познакомиться с историей возникновения валяния и видами валяния. Задачи: освоить технологию мокрого валяния. Усвоить, что этот вид рукоделия полезен для здоровья. Не губи ты жизнь бездельем, Занимайся рукодельем! Результат – на радость нам, Нашим близким и друзьям!

Слайд 3

Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt

Слайд 6

Шерсть

Слайд 9

Инструменты для валяния.

Слайд 10

Рабочее место должно быть организовано удобно. Материалами и вспомогательными средствами нужно пользоваться аккуратно. При работе с инструментами не размахивать руками, не крутиться. При работе с горячей водой нужно быть максимально аккуратным. При работе с фильдцовочной иглой держать её от глаз на безопасном расстоянии, не размахивать руками, не крутиться. По окончании работы убрать своё рабочее место. Правила техники безопасности:

Слайд 11

Положите кусочек шерсти на стол перед собой и скатайте его в тугую шарообразную фигуру: заворачивайте боковые стороны в центр, а затем нижний край наверх: Продолжайте сворачивать шерсть в плотный шар, до самого конца шерстяного кусочка: Погрузите шерстяной шар в теплую мыльную воду (это может быть как жидкое мыло, разведенное в воде, так и средство для мытья посуды). Держите заготовку шара пальцами, чтобы он не размотался. Пропитайте его насквозь мыльным раствором, а затем вынимайте и начинайте легкими круговыми движениями формировать шар. При необходимости смочите пальцы жидким мылом, и проводите ими в том направлении, в котором сматывали кусочек шерсти. Затем слегка поглаживайте его пальцами в различных направлениях, придавая форму шара. Этот этап занимает примерно 1-2 минуты. Последовательность изготовления бусины.

Слайд 12

Продолжайте катать шар между ладоней до тех пор, пока он не достигнет желаемой плотности, а затем ополосните его в прохладной воде, чтобы смыть мыло. Еще немного покатайте его между ладоней, если при промывке он потерял свою форму. Просушите его, и готово!

Слайд 13

Валиология. Ручное творчество влияет на организм через биологически активные точки организма, расположенные на ладони . Массаж су-джок

Слайд 14

Инструменты для валяния.

Слайд 16

Что можно делать из шерсти? Вязать тёплые вещи. Валять бусинки, игрушки и даже валенки. Такой вид декоративно-прикладного творчества полезен для здоровья.

Слайд 17

Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах; Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется. Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.

Слайд 18

Спасибо за внимание!