Тема урока: Изготовление картин из войлока способом сухого валяния (мини проект)
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Хайрлиева Диляра Рахметуллаевна

Урок технологии в  6 классе

 

Тема урока: Изготовление картин из войлока способом сухого валяния (мини проект)

Составитель: учитель технологии Хайрлиева Д.Р.

 

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я  научусь».

(Китайская пословица)

Цели:

1.     Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.

2.     Изучить стиль калыцкого народного творчества.

3.     Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.

4.     Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.

5.     Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.

6.     Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Задачи:

Познавательные:

·         систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу

·          "Валяние из войлока";

·         научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

·         развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;

·         активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловым и        

     технологических задач;

·         способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;

·         уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

·         способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

·         развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; ИЗО – цветовое решение изделия.

Оборудование урока и материалы:

Инструменты и принадлежности для работы:

·         Магнитная доска.

·         Компьютер.

·         Проектор.

·         Образцы изделий.

·         Шерсть для валяния

·         Иглы для валяния, иглопробивное устройство

·         Губка

·         Утюг

·         Технологические карты

Ход урока

I.       Организационный момент.

1. Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.

Вопросы к обучающимся:

1. С каким  видом рукоделия мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Формулировка темы и цели урока. (слайд №  ).

Учитель: Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство  с историей возникновения валяния, выполним картину из шерсти способом сухого валяния.

Вопрос: Что означает  войлок в переводе с тюркского? (слайд №   ).

 Ответ:  Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало»,

в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния.

Учитель: Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №   )

История сухого валяния (слово юным архивариусам)

Историю возникновения валяния войлока нам сей час расскажет Энкира.

Ответ: Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.

Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №   )

Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №   ).

В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №  )

Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №   ).

В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №  ).

« С давних времён, с сотворения мира» как говорится, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой

   -«Богатырь без коня - что птица без крыльев» - гласит калмыцкая народная пословица.

Калмыки постоянно занимались животноводством. Овцы, коровы были основным занятием, может потому, и  кочевал народ, что искал новые пастбища для животных.

Для кочевья нужно было удобное лёгкое жильё, быстро собираемое и разбираемое, легко перевозимое. Таким жильём и была войлочная кибитка.

- Остов кибитки придуман был просто,  но умно. Легко и быстро собирался и разбирался, т.к. почти все части складывались.

Состоит остов кибитки из следующих частей. 6 решеток,60 шестов, круглый дымоход,  дверь с двумя створками

Наружная часть геров украшалась орнаментами, символизирующими счастье, силу, власть, обычно украшались Геры богатых и знатных людей. Летом земля в Гере вместо пола прикрывалась войлоком и коврами, зимой – кожами и шкурами.

  В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам.

Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви  и шитья одежды, а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере.

Вопрос: А из чего получают пряжу и нитки? (из волокон).

Вопрос: Что называют волокном?

Вопрос: На какие два класса делятся текстильные волокна?

Расскажите о классификации волокон. (слайд №  ).

image


Ответ: Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) и вязальная шерсть (можно использованную)

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить в технике валяния?

Вопрос: Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. Мы с вами подробно познакомились с одним способом валяния Мокрое валяние (слайд №   ).

Ответ: Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).

  При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

 

Вопросы к обучающимся. Внимательно рассмотрите картины из сухого валяния  и ответьте на вопросы:

Смогли бы вы изготовить такие изделия? (да, нет, это трудно). (слайд №  ).

Ответ: Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы

Какие материалы нужны для картины? (войлок, пряжа, ткань для основы).

Для изготовления картины нам необходимы следующие материалы и инструменты: (слайд №   ).

·             пряжа разных цветов;

·             синтепон;

·             флизелин (подкладочная ткань);

·             игла для валяния;

·             губка

·             пинцет;

·             фоторамка;

·             ножницы;

II. Практическая работа

1 Расскажите правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с ручными инструментами?

2 Какие инструменты и материалы вам понадобятся при выполнении данных технологий?

Демонстрация технологии изготовления картин в технике сухого валяния

Самостоятельная работа учащихся:

Учащиеся выполняют практическую работу под контролем учителя.

По ходу выполнения практической работы производится текущий инструктаж учителя

(контролируется соблюдение правил ТБ при выполнении задания, правильность постановки рук, проводится инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом).

Многие художники изображают красоту природы кистями красками, а мы сегодня с вами создадим в технике шерстяной живописи  картины

·        Что такое живопись?

·        А как такая живопись называется? (шерстяная живопись)

Демонстрация картин презентация (слайд №   ).

   Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятия, не требующее больших временных и финансовых затрат. Но, как и любое ремесло требует терпения и практики. Главное, усидчивость и желание работать с этим чудесным материалом.

Прелесть шерстяной живописи заключается еще и в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными - от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография.

  Техника шерстяной живописи, или как еще ее называют, шерстяной акварели, представляет собой раскладку картины из сухой шести. Картины выполняются методом выкладывания шерсти различных цветов на тканевую подложку. Когда Вы завершите работу, то на картину просто накладывается стекло, и она вставляется в рамку. Вот и все, картина из шерсти готова.

Вы используете все свои знания и умения, приобретенные на этом уроке, проявите творчество и фантазию. Хорошей подсказкой также является инструкционная карта, которая лежит у вас на столе.

Итак, у нас есть кусочки ткани, рамка, инструменты, и сей час приступим к выполнению работу.

Что вы будете делать в первую очередь?

 По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.

III. Техника шерстяной живописи включает в себя: (слайд №   ).

   1. Подбор изображения: открытка, картинка, фотография. Для освоения техники рекомендован пейзаж.

2. Выкладывание: тканевая ворсистая основа вырезается по формату рамки. В качестве такой основы можно использовать салфетку хозяйственную (например, «Русалочка»), фетр, фланель и т.д. На неё выкладываются слои шерсти. Шерсть отрываем небольшими ровными по толщине прядками, выкладывая слои так, чтобы не было видно дырочек и просветов. Сначала вертикальными «мазками» выкладывается фон и задний план.

Далее выкладываем второй слой шерсти горизонтально. Третий слой выкладывается также как и первый слой – вертикально. Эффект акварельной живописи достигается в результате послойного наложения разных оттенков шерсти на ткань. Когда выложен фон, можно приступить к выкладке рисунка. Для этого используются различные техники: скручивание шерсти (для выкладывания, например, ствола дерева), рубка шерсти (для выкладывания инея на ветвях) и т.д. Творчество и усидчивость помогут вам достигнуть желаемого результата.

3. Покрытие стеклом. Готовую работу накрывают стеклом.

Преобразовать слова и объяснить, что у них общего (Слайд №   )

Анаграммы: етнхлогояи, сектвтчао, арпжя, нерпеидя. ойвокл

4. Заключение. Посмотрим готовые работы. Результаты разнообразны, но, главное, что базовые принципы и техника выполнения работ освоены и понятны.

    Домашнее задание:

- Используя полученные сегодня знания и умения, попробуйте дома свалять другую картину (слайд №  )

Заключение. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами потрудились на славу.

- Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились?

- Давайте покажем друг другу, какая картина у каждой из вас получилась! (быстро организуется мини-выставка работ учащихся, проводится анализ и обсуждение работ)

IV. Итог урока

3. Выставление оценок, их аргументация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта. Изготовление картины

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Разложить на столе сетку, затем равномерным слоем разложить клочки шерсти в одном направлении

image

Специальная пленка, шерсть

2

Поверх первого слоя уложить второй. Направление второго слоя перпендикулярно направлению первого слоя

image

шерсть

3

Начинаем» рисовать» картину поверх уложенной основы. Чтобы точно представлять цвета, используемые для переднего и заднего плана, работаем с картинкой

image

шерсть

4

Отрывая куски шерсти,

формируем лепестки цветов

image

шерсть

5

Укладываем детали на фон, слегка закрепляем их с помощью иглы для валяния, чтобы они не смещались при валянии

 image         image

Шерсть, иглы для валяния

6

Окончательно собранную картину накрываем вторым куском сетки, теплым мыльным раствором проливаем всю работу. Осторожно прижимаем сетку, пропитывая все слои

image

Шерсть, сетка, мыльный раствор

7

Готовое изделие промыть проточной водой, разложить и дать высохнуть при комнатной температуре

 

 

8

Оформить картину в рамку

image

Готовое изделие, рамка

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_kartin_iz_voyloka_sposob_s_valyaniya.doc1.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия: «Изготовление картин из войлока способом мокрого валяния»

Цели: Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.Изучить стиль русского народного творчества.Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.Работать с войлоком, выполнять о...

Урок по технологии в 5 классе, тема урока: "Изготовление открытки к празднику 9 мая".

План урока по изготовлению открытки из бумаги,  техникой "квиллинг".изучить приемы изготовления открыток; повторить свойства бумаги, правила работы с клеем;развивать умение самостоятельно планиро...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Тема раздела: « Создание изделий из конструкционных материалов».Тема урока: «Изготовление подставки из прищепок для карандашей и ручек».

Данную разработку можно использовать на уроках технологии, при условии отсутствия учебных мастерских. Изучив теоретический материал по обработке древесины, учащимся можно предложить такой вид работы....

Методическая разработка занятия по теме:«Изготовление бус в технике фелтинга (сухое валяние)»

Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок &nda...

Открытый урок "Изготовление бус из войлока способом мокрого валяния"

Не губи ты жизнь бездельем,Занимайся рукодельем!Результат – на радость нам,Нашим близким и друзьям!...