Конспект урока. Темы: «Обработка боковых срезов фартука». «Шов вподгибку с закрытым срезом».
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Федотова Оксана Викторовна

 Сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым и открытым срезом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Технологии                                                                                                                                    учителя ГБОУ СОШ № 492                                                                                                                                                                                                 Федотовой Оксаны Викторовны                                                                                                                                                                                       Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                        

Уроки № 29; 30

Темы: «Обработка боковых срезов фартука». «Шов вподгибку с закрытым срезом».

Практическая работа: «Обработка боковых срезов фартука и обработка низа швом вподгибку с закрытым срезом».

Тема: «Обработка боковых срезов фартука». «Шов вподгибку с закрытым срезом».  Практическая работа: «Обработка боковых срезов фартука и обработка низа швом вподгибку с закрытым срезом».

 Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым и открытым срезом.

Задачи:

  • дать представление о способах обработки шва вподгибку с закрытым и открытым срезом изделия;
  • дать представление о необходимости умения обработки срезов на уроках;
  •  научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Форма урока: игровая технология и технология беседа.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знания: о технологии обработки низа изделия и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы при работе с иглами и булавками; на швейной машине;
  • умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым и открытым срезом низ изделия и боковых срезов фартука.

Метапредметные:

  • Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану);
  • Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка;
  • Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества

Личностные:

  • формирование мотивации и самомотивации изучения темы;
  •  развитие готовности к самостоятельным действиям;
  •  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  •  проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

  • математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки;
  •  русский язык «Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

  • Кабинет Технологии
  • Презентации к уроку, проектор, компьютер;
  • Швейное и утюжильное оборудование;
  • Раздаточный материал (карточки с ручными и машинными швами (приложении №4));
  • Образцы швов

Для учащихся: 

  • Рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ножницы;
  •  Образцы швов в тетради
  •  Образцы тканей, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Приветствие. Отметить отсутствующих (3 мин.)

Приветствие учителя.

Актуализация необходимых знаний

  • Учит различать материалы и инструменты.
  • Показывает выполнение ручных и машинных швов, утюжильные работы, образцы изделий.
  • Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука. Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:
  1. тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1,2)
  2.  повторение инструктажа при работе с утюгом, иглами и булавками, ножницами, при работе на швейной машине (Приложение №5,6,7)
  • Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом, инструментами и делают вывод.
  • Оценивают свой результат. Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя. Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом, при работе с иглами и булавками, ножницами и на швейной машине.

Мотивация познавательной деятельности

1. Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок.

2. Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

3. Обработка бокового среза фартука и низа изделия – для чего мы это делаем?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым и открытым срезом.                                                           Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

1. Формирование новых умений:

 - проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности выполнения ручных и машинных швов учащимися;

- оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани.

3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  •  концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
  •  оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
  •  рациональное использование учебного времени учащимися.
  •  Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине, при ручном труде и при утюжильных работах.
  • Инструкционные карты по выполнению ручных и машинных швов (Приложение №3)

Самостоятельная работа: выполнение практической работы: «Обработка боковых срезов фартука и обработка низа швом вподгибку с закрытым срезом», контроль и самоконтроль по представленным критериям.

Рефлексия.

Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания
  •  взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
  •  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

 усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации.

Подведение итогов

  • Анализирует выполнение практической работы учащимися;
  •  Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность ручных стежков, машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся;
  • Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке;
  • Предлагает учащимся выполнить подгибку с закрытым и открытым срезом в домашних условиях, например: обработка носового платка или кухонного полотенца.  
  • Участвуют в сравнении выполненных работ;
  • Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе;
  •  Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине и при работе с иглами и булавками.
  •  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания: Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул или носовой платок швом вподгибку с закрытым или открытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся хорошо работают с ручными инструментами и приспособлениями, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ. Осваивают приемы работы при работе с иглами и булавками, с утюгом.

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания после урока и продолжить свою незавершенную  работу на внеурочной деятельности.

Приложения

1. Тест по теме «Машинные швы»

2. Презентация для повторения темы «Ручные швы»

3. Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

 4. Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

5. Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

6 Презентация «Инструктаж по ТБ при работе с иглами и булавками, ножницами»

7. Презентация «Инструктаж по ТБ при с утюгом»

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                      Приложение №1

Тест по теме машинные швы.

1.На какие три группы делятся все машинные швы?                                                                                                                                                                                                      Найдите лишнее                                                                                                                                                                                                                                                                                      А) соединительные;                                                                                                                                                                                                                                                                                 Б) разъединительные;                                                                                                                                                                                                                                                                        В) краевые;                                                                                                                                                                                                                                                                                                Г) отделочные.                                                                                                                                                                                                                                                2. Для чего служат соединительные швы?                                                                                                                                                                                                                            Выбрать правильный ответ                                                                                                                                                                                                                                                                        А) для закрепления подогнутого края изделия;                                                                                                                                                                                                                          Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;                                                                                                                                                                                  В) для временного соединения двух деталей.                                                                                                                                                                                                                                           3. Какие швы относятся к соединительным?                                                                                                                                                                                                                    Выбрать правильный ответ                                                                                                                                                                                                                                                                      А) стачной взаутюжку;                                                                                                                                                                                                                                                                                        Б) шов вподгибку с открытым срезом;                                                                                                                                                                                                                                           В) накладной с закрытым срезом;                                                                                                                                                                                                                                                     Г) шов вподгибку с закрытым срезом.                                                                                                                                                                                                                                           4. Какие швы относятся к краевым?                                                                                                                                                                                                                                        Выбрать правильный ответ                                                                                                                                                                                                                                                              А) накладной с закрытым срезом;                                                                                                                                                                                                                                                Б) шов вподгибку с закрытым срезом;                                                                                                                                                                                                                                            В) стачной вразутюжку.                                                                                                                                                                                                                                                                    5. Для чего применяются краевые швы?                                                                                                                                                                                                                                  Выбрать правильный ответ                                                                                                                                                                                                                                                                А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;                                                                                                                                                                            Б) для закрепления подогнутого края изделия;                                                                                                                                                                                                                              В) для украшения изделий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                    Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

1. Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

3. Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

4. После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

5. При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

6. Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

7. Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

8. После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

9. Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

10. Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.

                                                                                                                                                                                                                                                                     Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине и при работе с булавками и иглами»