Кружковая работа "Страна рукоделия"
элективный курс по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Ирина Сергеевна Кочурина

 Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-8_klassy.docx351.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                                                                           УТВЕРЖДЕНА: педагогическим советом

                                                                                                                                             Приказ № 216 от 02.09.2019 г.

                                                                                                                                                     Директор ___________/Е.К. Пешкова/

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                               Составитель: Кочурина Ирина Сергеевна

                                                                                                              учитель технологии                                                                                                  

Белый Яр

 2019/2020 уч. год

                                                                                                                                                                                                                        «Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания»

                                                                                                                                                                                                                                                               В. А. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно – правовая база:

1.        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

3.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);

4.        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

5.        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.043.2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

6.        Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

7.        САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

            Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена.

Программа составлена для учащихся 6-8 классов, в объеме 136 часов в год, 4 часа в неделю, 1 год обучения. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

        Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства (ниточный дизайн, изготовление изделий из кожи, вышивка шелковыми лентами, японская вышивка и др.).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Страна рукоделия» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Художественный труд в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Кружковая работа учитывает интересы и склонности учащихся, даёт им возможность изготовить изделия, которые найдут своё место в жилом и общественном интерьере.

Актуальность программы заключается:

- совершенствовании эстетического воспитания и творческих способностей, обучающихся;

-  формировании творческой личности, основанное на потребности создать своё, творить, формировать новый опыт;

-  создании условий для самореализации самоопределение личности;

- творческом и эмоциональном общение обучающихся друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного.

Задачи программы:

  • воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
  • формирование технических навыков и приемов в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;
  • развитие понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно–прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народов;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности;
  • воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  • приобщение к культуре быта, общения и поведения;
  • умение организовать свое рабочее место.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Изучая лоскутную технику, азы ручных работ, основы материаловедения, учащиеся одновременно знакомятся с истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов.

Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.

Программа «Страна рукоделия» знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Техника рукоделия дается в программе в такой последовательности, которая дает возможность постепенно совершенствовать свои умения и навыки. Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда, экономичному расходованию материалов, бережному отношению к инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими. Дети учатся делать любую вещь красиво.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества, последовательное усложнение заданий, развитие у детей навыков ремесла, постепенно переходящих в творчество.

Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-владеть монологической и диалогической формой речи.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих

задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-Достичь оптимального для каждого уровня развития;

-Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать и навык, и работы с информацией

Методика проведения занятий

  • Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
  • Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана  является базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
  • Около половины учебного времени отводится на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
  • Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
  • Учитель как можно меньше объясняет сам,  старается вовлечь детей в обсуждение, не допуская  перегрузки, не торопить детей и не стремиться сразу  на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
  • На занятии кружка  отведена специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия  отводится втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

Формы и методы обучения

В процессе занятий использую различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Материально-техническая база

Оборудование: швейная машина, утюг.

Основные инструменты и приспособления: иглы, портновские булавки, наперстки, ножницы, шило, линейка, карандаш, шаблоны, наждачная бумага и др.

Материалы: природный материал, лоскуты ткани, бумага разная, картон, древесина, бросовый материал, нитки различные, пуговицы, наполнитель, клей ПВА.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры)
  • познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства)
  • художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков)
  • трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок)

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся 6-8 классов, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления изделий.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладении необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, различных полезных предметов для школы и дома.

Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на 1год.

I год обучения (136 часов)

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

 Техника безопасности при работе с различными материалами.

   Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий, их социальное значение. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства).

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

 Тема 2. “Ниточная страна” (27 часов).

 Ознакомление с техническим процессом изготовления нитей и верёвок и сырьём для них (ручным методом). Знакомство с иглой, шилом и их практическими назначениями.

Основные понятия: виды ниток, свойства ниток, игла, шило.

Формы работы: аппликации из ниток, ниткопись (изонить)

Тема 3. «Лоскутный город» (16 часов).

Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Разметка ткани по шаблону. Изготовление аппликации из текстильных материалов.

Основные понятия: текстиль, свойства тканей, разметка.

Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу;

практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Тема 4. «Украшения из кожи и меха» (18 часов).

Ознакомление с техникой. Особенность работы. Инструменты и приспособления для работы с кожей и мехом. Изготовление изделий из кожи и меха.

Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу;

практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Тема 5. Поделки из природных материалов (17 часов).

Знакомство со сбором и хранением природных материалов. Изготовление шкатулки, используя ракушки и природные материалы. Изготовление панно - картина «Цветы».

Тема 6. Русские традиции при изготовлении различных изделий (32 часа).

Знакомство с техникой выполнения счётной вышивки- росписи. Ажурная вышивка: крестецкая строчка, гипюры и мережка.

Творческий проект «Диванные подушки». Узор лоскутного шитья «Четверть квадрата». Лоскутная техника «витражи», «ананас», «звезда» и «алмаз».

Тема 7. Бисероплетение (23 часа).

История бисера. Изучение работы с инструкционными картами. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Творческая работа- изготовление брелка и женского украшения (серьги и ожерелье).

Тема 8. Игра-путешествие “По стране рукоделия” (1 час).

 Выставка изготовленных поделок.

Распределение занятий по четвертям.

Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

Страна рукоделия

4

32

32

40

32

136

В соответствии с рабочей программой по курсу внеурочная деятельность «Страна рукоделия», на изучение отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

 Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

УУД

По плану

По факту

Теория

Практика

1

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

Изучают правила поведения на рабочем месте, правила ТБ,

цели курса, санитарно-гигиенические требования, о рациональном размещении инструментов.

П: работа с информацией, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

Р: Управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка.

К: уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления

Л: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов при изучении кружка «Страна рукоделия».

05.09.19

05.09.19

Ниточная страна (27 часов)

3

4

Виды ниток и их свойства.

Вспомогательные инструменты в работе с нитками

1

1

Изучают ход работы по инструкционным картам.

Знакомятся с историей ниток и с их видами, разными техниками, способами и приемам плетения.

Выполняют творческую работу.

П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии

К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства.

07.09.19

07.09.19

5

6

7

Техники и виды, способы и приемы в работе с нитками.

1

2

12.09.19

12.09.19

14.09.19

8

9

10

11

12

Плетение кружев. Игольное кружево. Плетение на шаблоне.

5

14.09.19

19.09.19

19.09.19

21.09.19

21.09.19

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Выполнение различных изделий.

17

26.09.19

26.09.19

28.09.19

28.09.19

03.10.19

03.10.19

05.10.19

05.10.19

10.10.19

10.10.19

12.10.19

12.10.19

17.10.19

17.10.19

19.10.19

19.10.19

24.10.19

Лоскутный город (16 часов) 

30

Знакомство с техникой «Мозаика».

Виды тканей. Инструменты и приспособления.

1

Закрепляют навыки работы иглой, аккуратность в работе.

Учатся закреплять нити в начале и в конце работы. Изучают основные приёмы мозаичного узора. ТБ при работе с иглами, булавками. Учатся делать анализ вариантов изделия. Изготавливают выкройку-заготовок. Создают поделки из лоскутов.

П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии

К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства.

24.10.19

31

32

33

34

35

Изготовление поздравительной открытки по замыслу детей.

5

26.10.19

26.10.19

07.11.19

07.11.19

09.11.19

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Изготовление мозаичного узора.

10

09.11.19

14.11.19

14.11.19

16.11.19

16.11.19

21.11.19

21.11.19

23.11.19

23.11.19

28.11.19

Украшения из кожи и меха (18 часов)

46

47

Инструменты и приспособления.

Знакомство с изделиями из кожи и меха.

2

Изучают технику работы с кожей и мехом. Учатся работать по инструкционной картой.

Производят подбор рисунка, цветовую гамму.

Выполняют выбранный  проект.

П: Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда

Л: Развитие трудолюбия и ответственности за результаты труда.

28.11.19

30.11.19

48

49

Знакомство с технологической картой.

2

30.11.19

05.12.19

50

51

52

Изготовление колье «Зонтики»

3

05.12.19

07.12.19

07.12.19

53

54

55

Изготовление амулета «Новый год»

3

12.12.19

12.12.19

14.12.19

56

57

Изготовление брелка «Сердце»

2

14.12.19

19.12.19

58

59

60

Изготовление сумки «СУОМИ»

3

19.12.19

21.12.19

21.12.19

61

62

63

Изготовление поделки на выбор

3

26.12.19

26.12.19

28.12.19

Поделки из природных материалов (17 часов)

64

Знакомство со сбором и хранением природных материалов.

1

Знакомятся со сбором и хранением природных материалов.

Выполняют коллективную, творческую работу панно-картину «Цветы» и групповую работу изготовление шкатулки.

Изучают ход работы по инструкционным картам.

П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии

К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства.

28.12.19

65

66

67

68

69

70

71

72

Изготовление шкатулки

8

16.01.20

16.01.20

18.01.20

18.01.20

23.01.20

23.01.20

25.01.20

25.01.20

73

74

75

76

77

78

79

80

Изготовление панно-картина «Цветы»

8

30.01.20

30.01.20

01.02.20

01.02.20

06.02.20

06.02.20

08.02.20

08.02.20

Русские традиции при изготовлении различных изделий

(32 часа)

81

82

Знакомство с техникой выполнения счётной вышивки-росписи.

2

Изучают ход работы по инструкционным картам.

Знакомятся с историей вышивки, с видами ажурной вышивки.

Выполняют индивидуальную творческую работу.

П: Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии

К: Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Л: Осознание необходимости самосовершенствования умений и навыков при изучении декоративно-прикладного искусства.

13.02.20

13.02.20

83

84

85

86

87

Ажурная вышивка: крестецкая строчка, гипюры и мережка.

5

15.02.20

15.02.20

20.02.20

20.02.20

22.02.20

88

89

90

91

92

Изготовление диванной подушки

5

22.02.20

27.02.20

27.02.20

29.02.20

29.02.20

93

94

95

96

Изготовление узора «Четверть квадрата»

4

05.03.20

05.03.20

07.03.20

07.03.20

97

98

99

100

Изготовление образца в технике «витражи»

4

12.03.20

12.03.20

14.03.20

14.03.20

101

102

103

104

Изготовление образца в технике «ананас»

4

19.03.20

19.03.20

21.03.20

21.03.20

105

106

107

108

Изготовление образца в технике «звезда»

4

02.04.20

02.04.20

04.04.20

04.04.20

109

110

111

112

Изготовление образца в технике «алмаз»

4

09.04.20

09.04.20

11.04.20

11.04.20

Бисероплетение (23 часа)

113

114

История бисера. Изучение работы с инструкционными картами.

2

Знакомятся  с техникой бисероплетение.  Цветоведением и композицией.

Изучают схемы, для плетения украшений.

Выполняют творческую работу- изготовление женского украшения (колье и сережки) и брелка.

П: Формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Р: Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда

Л: Развитие трудолюбия и ответственности за результаты труда.

16.04.20

16.04.20

115

116

Знакомство с инструментами и приспособлениями.

2

18.04.20

18.04.20

117

118

119

120

121

122

123

124

125

Изготовление брелка по инструкционной картой.

9

23.04.20

23.04.20

25.04.20

25.04.20

30.04.20

30.04.20

02.05.20

02.05.20

07.05.20

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

Изготовление женского украшения по инструкционной карте.

10

07.05.20

09.05.20

09.05.20

14.05.20

14.05.20

16.05.20

16.05.20

21.05.20

21.05.20

23.05.20

136

Игра-путешествие “По стране рукоделия”

1

Подводим  итоги за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Страна рукоделия в моем понимании».

Мониторинг качества знаний воспитанников.

23.05.20

Всего год по программе: 136 часов

Всего год  по факту:

Причина не выполнения:

В результате изучения ученик должен:

Знать/понимать:

-Историю  возникновения декоративно-прикладного искусства,

-различные виды ДПИ,

-сведения о материалах, инструментах, приспособлениях,

-основные элементы составления композиции,

-основные цвета спектра.

 Уметь:

-подбирать материалы для композиции,

-готовить материалы к работе,

-выполнять эскизы,

-выполнять простые творческие работы (аппликации, панно и т.д.)

-оценивать выполненные работы, выявлять особенности,

-выполнять мини-проект.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные, областные. Поделки, сувениры используются в качестве подарков для друзей, учителей, ветеранов, родителей и т.д.;  для оформления интерьера школы.

Ресурсы реализации программы

Список литературы

1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону, 2004.

3.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.

4. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

5. Марьина. Ю. Коллажи и панно.  - М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - № 3.

7. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.

9. Румянцева. Е. Украшения для девочек. - М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

10. Севостьянова Н.Н. Изделия из кожи и меха. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

11. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. – Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.

13. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.

Интернет-ресурсы

Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru

Открытый класс - http://www.openclass.ru/

Педсовет - http://pedsovet.org/

Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Учительский портал - http://www.uchportal.ru/

Завуч-инфо www.zavuch.info/ http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79 Сайты для учителя начальной школы file://localhost/C:/Users/admin/Desktop/мои%20документы/мама/ШМО/икт/сайты%20для%20учителя.htm

Про школу - http://www.proshkolu.ru/club/ventana/

Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/

Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рукоделию "Продлись, продлись, очарованье!"

Аннотация урока  «Продлись, продлись, очарованье!»   Учитель  технологии  МОУ «Лицей №1»     Юлдашева Гульшат Калеевна     Одними...

Юлдашева Г.К.Рукоделие, 9 класс,« Вязание крючком. Обвязывание платочков кружевом»

Урок  для 9 класса из раздела "Художественная обработка ткани.Вязание крючком."Урок построен так, что учащиеся знакомятся с историей возникновения платочков и учатся обвязывать платочки кружевом,...

Программа "Рукоделие"

Программа. Рукоделие Пояснительная записка Ручной труд, или рукоделие, - составная часть единой интегрированной системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Та...

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Статья "Рукоделие лечит? Рукоделие лечит. Рукоделие лечит!"

В данной статье рассказывается о влиянии различных видов рукоделия на организм человека. Рукодельничайте и будьте здоровы!...