СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
статья по технологии

Орлова Татьяна Алексеевна

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по - разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotstvorchestvo.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Избердеевская СОШ

имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина

 Петровского района Тамбовской области

Центр технологического образования «Политех»

Выступление на тему:

«СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ:

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ»

Подготовила Орлова Т.А.,

учитель технологии высшей квалификационной категории

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по - разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут

касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между

социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты иразвития культурной и природной среды существования общества и т. д.

Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьникамисоциальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы.

В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, субботник по уборке территории парка, сбор вещей для малоимущихсемей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск детско-юношеской газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничныхоткрыток для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка реки,проведение фестиваля уличных видов спорта — любое общественно полезное деломожет стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одномусловии — они сами добровольно захотят принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить школьника навязать ему участие в деле, у него естьвозможность только мотивировать его. При этом приоритет остаётся за методамиморального мотивирования, экономическое стимулирование существенноограничено, а в своём прямом виде (сделай дело вместе с нами и получишь, за этоденьги) запрещено.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления коллективных творческих дел? Это позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»),

Современный социум настолько внутренне дифференцирован, в нём такое множество противостоящих деятельностных и политических позиций, что любая стоящая социальная инициатива детей сразу обретает не только сторонников, но и противников, причём последних обычно больше. И с этими реалиями детей надо учить работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".Особенностями вза...

Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Тест к уроку обществознания в 11 классе....

Форма 1. Результаты ГИА выпускников по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ

Приказы и протоколы "Результаты ГИА выпускников по ОП СОО в форме ЕГЭ"Списки учащихся 11 класса...