СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
статья по технологии

Орлова Татьяна Алексеевна

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по - разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotstvorchestvo.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Избердеевская СОШ

имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина

 Петровского района Тамбовской области

Центр технологического образования «Политех»

Выступление на тему:

«СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ:

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ»

Подготовила Орлова Т.А.,

учитель технологии высшей квалификационной категории

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по - разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут

касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между

социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты иразвития культурной и природной среды существования общества и т. д.

Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьникамисоциальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы.

В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, субботник по уборке территории парка, сбор вещей для малоимущихсемей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск детско-юношеской газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничныхоткрыток для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка реки,проведение фестиваля уличных видов спорта — любое общественно полезное деломожет стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одномусловии — они сами добровольно захотят принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить школьника навязать ему участие в деле, у него естьвозможность только мотивировать его. При этом приоритет остаётся за методамиморального мотивирования, экономическое стимулирование существенноограничено, а в своём прямом виде (сделай дело вместе с нами и получишь, за этоденьги) запрещено.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления коллективных творческих дел? Это позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»),

Современный социум настолько внутренне дифференцирован, в нём такое множество противостоящих деятельностных и политических позиций, что любая стоящая социальная инициатива детей сразу обретает не только сторонников, но и противников, причём последних обычно больше. И с этими реалиями детей надо учить работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".Особенностями вза...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Тест к уроку обществознания в 11 классе....

Форма 1. Результаты ГИА выпускников по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ

Приказы и протоколы "Результаты ГИА выпускников по ОП СОО в форме ЕГЭ"Списки учащихся 11 класса...

Межрегиональный конкурс практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор» ТЕМА: «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков»

Признание проекта на муниципальном уровне:- программа проекта «Социальный театр как форма профилактики асоциального поведения подростков» была представлена на Районном методическом объедин...