Реализация психолого-педагогической компетенции учителя на уроках технологии
статья по технологии

Анохина М.В.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю.  Сегодня учитель  - это человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Одним из необходимых  кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя, как одной из составляющих профессиональной компетентности,  понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-ped_kompetentsiya_na_urokah_tehnologii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Реализация психолого-педагогической компетенции учителя

на уроках технологии

Анохина Марина Вячеславовна,

заместитель директора по УВР,

учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа №8 имени К.К.Рокоссовского» города Курска

                Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю.  Сегодня учитель  - это человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Одним из необходимых  кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью учителя, как одной из составляющих профессиональной компетентности,  понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

  • компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
  • интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
  • социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

        Как  данные аспекты реализуются на уроках технологии?

        Одной из форм проявления компетентности в общении является тщательное продумывание и реализация организационной структуры урока. Здесь важно расположить учащихся к предмету и учителю, создать нужный эмоциональный настрой, уделить внимание познавательной мотивации, подобрать наиболее подходящие формы организации познавательной деятельности.

        Одним  из приёмов  активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей дальнейшему конструктивному общению,  я считаю использование «яркого пятна» - эмоционального начала урока.  Как известно, одним из признаков урока по ФГОС является то, что учащиеся самостоятельно определяют его тему. Приведу пример начала одного из уроков. На столе стоит старый чемодан. Учащимся задан вопрос: «С чем ассоциируется у вас чемодан»? Ответ учащихся: «С путешествием». Учитель продолжает: «У нас будет необычный урок – урок-путешествие. А маршрут будет связан с вещами, находящимися в чемодане:

1. Картина В.А.Тропинина «Золотошвейка».

2. Книга Александра Осиповича Корниловича «Андрей Безыменный», которая описывает  быт женщин эпохи Петра I («В то время (это занятие – вышивание) было единственным занятием женщин всех сословий. Во дворе, во всяком дворянском доме приёмные, гостиные, спальни, девичьи были уставлены пяльцами, за ними посиживали по целым дня и царица, и самая бедная дворянка, и старуха…)».

3. Нитка «мулине».

        Попробуйте определить тему сегодняшенго урока: «Русская вышивка».

        Компетентность в общении проявляется также и при выборе групповой формы организации познавательной деятельности, например, на уроке – деловой игре «Моделирование швейных изделий», где учащиеся поделены на группы – малые предприятия с определёнными функциями согласно штатному расписанию. В ходе выполнения задания школьницы  учатся взаимодействовать и общаться как внутри группы, так и с учителем. В свою очередь учитель, обладая компетентностью в общении, координирует работу групп, используя принципы педагогической поддержки и педагогического сотрудничества.

        При планировании групповой формы работы обращаю внимание на формирование групп. Это может быть принцип взаимодополняемости по ведущему каналу восприятия (визуал, аудиал, кинестетик), психологической совместимости (по результатам социометрии), по профессиональным предпочтениям. В этом процессе используются результаты психологической диагностики.

        Интеллектуальная компетентность учителя технологии как составляющая психологической кометентности проявляеся как в оптимальном выборе дидактических средств, приёмов, так и в применении новых педагогических технологий, направленных на достижение более высоких образовательных результатов.

        В своей педагогической деятельности как учителя тнхнологии я использую:

  • Игровые технологии
  • Технологии критического мышления
  • Технологии проблемного обучения
  • Проектные технологии
  • Кейс-технологии и т.п.

        Новые возможности окрывают кейс-технологии – применение учебных комплексов, в которых есть определённая проблема, информационный материал для её решения. Учащиеся должны самостоятельно найти способ решения проблемы, провести его анализ, представить результат решения. Так, в уроке «Русская вышивка» представлено три кейса «История вышивки», «Дизайн изделия», «Практическое выполнение швов».

        Неотъемлемая часть курса технологии – выполнение творческого проекта, в процессе реализации которого учащийся под руководством учителя выполняет ряд этапов: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

        Для примера приведу интегрированный проект с героико-патриотическим музеем имени К.К.Рокоссовского -  «А на войне, как на войне…».  Школьники выбрали три направления исследовательской работы: «Вооружение, снаряжение и обмундирование советского солдата», «Рацион советского солдата», «Отдых между боями». Ребята наметили план реализации проекта, изучили исторические сведения по каждому направлению. Работа над проектом имела большое воспитательное значение как в плане патриотического воспитания, так и рамках профориентации, так как учащиеся столкнулись с такими профессиями, как историк, научный сотрудник музея, социальный работник.

        В своей работе я часто использую Творческие экспедиции. Это исследовательская работа по определённой теме, помогающая обогатить учебный материал дополнительной информацией, имеющей значимый для учащихся характер.

  • Интервью с родителями, близкими, интересными людьми.
  • Краеведческий материал.
  • Межпредметные связи (литература, музыка, кино)
  • Собственное отношение.

Вот пример экспедиции  в мир профессий.

  • Интервью «Профессии моих родителей»
  • Обзор «Самые востребованные профессии Курска», «Где можно работать летом»
  • Стихи, пословицы о труде, профессии, песни о людях труда, профессии на киноэкране.
  • Какая профессия мне нравится.

        Социально-психологическая компетентность, на мой взгляд, проявляется прежде всего в том, что учитель способствует дальнейшей социальной адаптации учащихся. Одно из направлений – ориентация на выбор будущей профессии, профессионального становления. На уроках технологии учащиеся путем тестирования, проводимого учителем,  имеют возможность определить уровень своих способностей, профессиональную направленность и предпочтения, с помощью учителя провести профессиональные пробы соответствующих профессий – швея, повар и т.п., определив своё отношение к этому направлению будущей профессиональной деятельности.

        Неотъемлемой частью каждого урока технологии является рефлексия, которая может быть как эмоциональная (какие чувства вызвал урок, ваше настроение), так и выражающая оценку усвоения материала (что узнал, что было трудным и т.д.), что является проявлением обратной связи субъектов образования.

        Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.

Литература:

  1. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. N 1.
  2. Сухобская Г. С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого- педагогических знаниях. М.. 1987.
  3. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
  4. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября
  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  6. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическаялаборатория”) – М.: 2013.
  7. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г
  8. Интернет- ресурсы. (http://www.portalus.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический семинар для учителей по адаптации пятиклассников "Здравствуй, пятиклашка!"

Обучающий семинар расчитан на учителей, которым предстоит работать в 5-х классах. Содержит практическе рекомендации для учителей-предметников....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Это статья про педагогическое общение на уроках музыки....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной де...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства. Задача занятия:ü  Обучение педагогов ...

Психолого-педагогическая работа с учителями и классными руководителями

Психолого-педагогическая работа с учителями и классными руководителями...