Психолого-педагогическая работа с учителями и классными руководителями
методическая разработка по психологии

Кучерова Ольга Владимировна

Психолого-педагогическая работа с учителями и классными руководителями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка к ГИА Если не можешь изменить ситуацию, Измени отношение к ней При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Педагог-психолог: Кучерова О.В.

Слайд 2

Причины волнения перед экзаменом Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ». Недостаток подготовки. Волнение близких и окружающих.

Слайд 3

1.Я хорошо представляю, как проходит процедура ГИА Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 2.Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 4. Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 7. Думаю, что у ГИА есть свои преимущества Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 8. Считаю, что могу сдать ГИА на высокую оценку Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 12. Я достаточно много знаю про ГИА Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен 13.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам Полностью не согласен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Абсолютно согласен Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ГИА:

Слайд 4

Памятка «Психологическое сопровождение ГИА» для учителей

Слайд 5

С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ «ОТЛИЧНИКИ» АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Слайд 6

Правополушарные дети У детей значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями. Основные трудности, возникающие при сдаче ГИА Стратегии поддержки Тестирование "левополушарного" по своей сути (требует умения анализировать и сопоставлять различные факты) Трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях Испытывают сложности с предметами естественно-математического цикла На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, рисунки. Теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена . Лучше пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях (типа А), а там, где требуется развернутый ответ (задания типа В и С). А уже потом переходить к тестам множественного выбора

Слайд 7

Тревожные дети Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Основные трудности Стратегии поддержки Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. На этапе подготовки Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Во время проведения экзамена . Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.

Слайд 8

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. Основные трудности Стратегии поддержки ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. При общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний выпускники могут нерационально использовать отведенное время. На этапе подготовки Необходимо наличие внешних опор. Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства: песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Во время экзамена Ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет.

Слайд 9

«Отличники» Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности Стратегии поддержки Детям недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. На этапе подготовки Важно скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между "достаточным" и "превосходным " , понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Им можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена Помочь скорректировать ожидания напомнив, что нет необходимости выполнять все задания подряд, а оставить часть на второй круг.

Слайд 10

Астеничные дети Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. Основные трудности Стратегии поддержки ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. На этапе подготовки Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена таким детям требуется несколько перерывов, пусть на какое-то время остановятся, отдохнут. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

Слайд 11

Гипертимные дети Характеризуются высоким темпом деятельности. Они быстрые, энергичные, активные. Основные трудности Стратегии поддержки Быстро выполняя задание, они иногда делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Обычно отмечается невысокая значимость учебных достижений, ребята не расстраиваются из-за плохих оценок. На этапе подготовки следует создать у детей ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена основной принцип, которым должен руководствоваться ребенок: «Сделал – проверь».

Слайд 12

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА. Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Не запугивайте ученика, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Слайд 14

Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.

Слайд 15

Обеспечьте гармоничную работу левого и правого полушария В стрессовой ситуации у человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий. Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Слайд 16

Зевота – зарядка для мозга! Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга. Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

Слайд 17

Поможет дыхательная гимнастика! Успокаивающее дыхание – выдох в два раза длиннее вдоха. Мобилизующее дыхание – вдох в два раза длиннее выдоха. В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут.

Слайд 18

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки. Напрягите и расслабьте икры. Напрягите и расслабьте колени. Напрягите и расслабьте бедра. Напрягите и расслабьте живот. Расслабьте спину и плечи. Расслабьте кисти рук. Расслабьте предплечья. Расслабьте шею. Расслабьте лицевые мышцы. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились. Самомассаж ушных раковин- массировать область мочек уха в течение 2-3 минут.

Слайд 19

Упражнение «Ресурсные образы» Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления. Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Слайд 20

Предварительная подготовка к экзаменам 3-4 - разовое питание, витамины

Слайд 22

Продукты, улучшающие ВНИМАНИЕ

Слайд 23

Продукты, улучшающие ПАМЯТЬ

Слайд 24

ВАЖНО: Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Слайд 25

Как вести себя во время сдачи экзамена Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Соблюдай правила поведения на экзамене! Будь уверен в успехе! Будь внимателен! Запланируй два круга! Читай задание до конца! Начни с лѐгкого! Думай только о текущем задании! Исключай! Угадывай! Проверяй!

Слайд 26

Литература:

Слайд 27

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Педагог-психолог Кучерова О.В.

Слайд 2

Содержание работы

Слайд 3

Актуальность вопроса Все учителя и воспитатели в школе в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. С первых дней своей работы в школе учитель знает, что у учеников имеются сотни способов мешать ведению урока, «заводить» класс и срывать объяснение нового материала.

Слайд 4

Как грамотно выстроить конструктивное взаимодействие с «нарушителем» дисциплины?

Слайд 5

Законы поведения 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит: привлечение внимания, власть, месть, избегание 1-й закон : Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах

Слайд 6

Школьный план действий ШПД- план изменений ребенка через описание взаимодействия с ним. Его составление требует времени, но само составление снижает тревогу и снимает стресс. Меняются установки: от ожидания подвоха к ожиданию успеха. ШПД— это индивидуальная программа построения взаимоотношений с конкретным учеником, учитель/воспитатель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ним.

Слайд 7

План действий

Слайд 8

Объективное описание поведения ребенка

Слайд 9

Свойства педагогического воздействия

Слайд 10

Педагогическое воздействие

Слайд 11

Разработка стратегии поддержки ученика

Слайд 12

Разработка стратегии поддержки ученика Самоуважение формируется, когда ученик: строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками ощущает свою состоятельность в учебной деятельности вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы.

Слайд 13

Технология работы Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми. Для педагога это способ улучшить отношения с учениками. Заменив свое традиционное поведение поддержкой, учитель изменяет свою установку о отношению к ученику. Теперь он ожидает от ученика хороших поступков и замечает его хорошие поступки. Поскольку отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю. Ребенок начинает получать то, что ему необходимо, нормальными приемлемыми способами.

Слайд 14

Совместная работа с коллегами-педагогами и психологом в реализации школьного плана действий

Слайд 15

Активное включение родителей в педагогический процесс школы Успех работы с отдельным учеником зависит от того насколько выстроены отношения классного руководителя с родителями данного обучающегося. Насколько выработана общая программа действий , которая поддерживается всеми участниками педагогического процесса. Если родители понимают ваши проблемы , если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать свой Домашний план действий и тем самым не только помогать вам, но и решать собственные воспитательные проблемы.

Слайд 16

Во-первых, выигрывает учитель : Его ежедневная борьба за дисциплину прекращается, появляется удовлетворение процессом обучения и общения на уроках. Обучаясь строить конструктивные взаимоотношения с учениками, учитель переносит новый стиль общения на всех остальных людей. Исчезает «эмоциональное сгорание» (разочарование, усталость, тревожность, нервные срывы) на его место приходит удовольствие от творческого и успешного профессионального дела. Работа по составлению и реализации ШПД приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса

Слайд 17

Во-вторых, выигрывают ученики: Когда в классе уроки превращаются в выяснения отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

Слайд 18

В-третьих, становятся спокойнее родители: Родители довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану. Они могут использовать ШПД как основу для коррекции отношений со своим собственным ребенком

Слайд 19

«Операции» в начальной школе как средство решения вопросов самодисциплины Задачи: Развивать навыки контроля, самоконтроля, а также оценки и самооценки обучающихся. Привлекать школьников к участию в обсуждении и решении вопросов дисциплины и порядка в школе. Выбор актива обучающихся. Развивать навыки общения детей между собой по средством моделирования различных ситуаций.

Слайд 20

Последовательность этапов работы: Объявление о названии «операции» обучающимся на школьной линейке. Проведение разъяснительной беседы в классе. Постановка задач. Выбор представителей экспертной комиссии от каждого класса (2-3 человека) Работа экспертной комиссии в течение недели. Подведение итогов в конце недели.

Слайд 21

Перечень названий «операций» «Дневник»- обратить внимание школьников на аккуратность, своевременность записей домашнего задания. Наличие подписи родителей в конце недели. «Деловой стиль одежды» (ДСО) -соблюдение обучающимися делового стиля в одежде. Цветовая гамма, длина, опрятность и чистота одежды.

Слайд 22

Перечень названий «операций» «Учебник»- обратить внимание обучающихся на бережное обращение с учебниками, использование обложек. «Тетрадь»- акцентировать внимание школьников на аккуратность и прилежность в содержании своих тетрадей, использование обложек. «Школьный патруль»- соблюдение обучающимися правил поведения в школе. Выявление нарушителей дисциплины и порядка в школе. Индивидуальная работа.

Слайд 23

Перечень названий «операций» « Класс»- акцентировать внимание обучающихся на чистоту и аккуратность в учебном кабинете. «Портфель»- обратить внимание обучающихся на порядок в портфелях. Отсутствии мусора и запрещенных предметов .

Слайд 24

Результаты работы Развитие инициативы, самостоятельности и самоорганизации обучающихся. Снижение количества замечаний к обучающимся по дисциплине. Развитие и совершенствование коммуникативных компетенций обучаю щихся. Увеличение контактов между детьми, улучшение характера взаимодействий между классами. Развитие разновозрастного сотрудничества в школе .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности Составила: педагог-психолог:Кучерова Ольга Владимировна

Слайд 2

Вступление

Слайд 3

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно- значит, вырастить угрозу для общества . Теодор Рузвельт

Слайд 4

Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ

Слайд 5

Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод : создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Слайд 6

Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации

Слайд 7

Особенности современного воспитания Воспитание – взаимная поддержка процессов личностного развития Передача личностных качеств не происходит непосредственно от человека к человеку, а через создание педагогом, родителями соответствующей среды, уклада жизни в семье, на уроке, в школе и т.д.

Слайд 8

Цель и основные задачи воспитания и социализации школьников Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Слайд 9

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни , индивидуально- ответственному поведению Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах Развитие совести – нравственного самосознания личности Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию , критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора , принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Трудолюбие , бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать Укрепление веры в Россию , чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

Слайд 10

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность) Социально-педагогического партнерства ( согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей) Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов) Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса) Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)

Слайд 11

Современный педагог Носитель личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.

Слайд 12

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ :

Слайд 13

совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных трудностей воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

Слайд 14

Проблемное поле Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно. Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования. Воспитательный процесс отделен от учебного. Нет общей позиции в вопросах воспитания.

Слайд 15

Пути осуществления: Учебный процесс Правовое и политическое просвещение, Самообразование, Использование потенциала СМИ, Внеучебная воспитательная работа, Участие в общественных делах школы, Семейное воспитание, Участие в деятельности общественных объединений, Выполнение общественных поручений.

Слайд 16

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Семья Школа Партнёрство Виды совместной работы с родителями Учебная Внеклассная Урок-наблюдение Урок-практическое участие родителей Урок-соревнование детей и родителей Уроки - совместное изучение информационных технологий Открытый урок День открытых дверей Связана с интересами педагога, увлечениями родителей и детей

Слайд 17

Система работы педагога с родителями Общешкольные Участие в школьном самоуправлении Классные Посещение семьи Информирование родителей (переписка, сайт и т.д.) Индивидуальные тематические консультации Коллективная творческая деятельность Психолого-педагогическое просвещение родителей Организация совместных досуговых мероприятий Родительские собрания

Слайд 18

ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды и формы воспитывающей деятельности

Слайд 19

Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции 2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека Учебный труд на уроках, учебно-производственный труд на предприятии, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы 3. Общественная Содействует социализации школьников , включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия

Слайд 20

4. Ценностно-ориентировочная Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира , на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу. Диспут на нравственные темы. Уроки культуры поведения. Художественная Развивает чувствительное мироощущение потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки . Посещение театра, экскурсии в музеи. Школьные балы, фестивали и праздники 6. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как с ценностью Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, вечера отдыха. Посещение концертов, театров. Встречи друзей, поездки и т.д.

Слайд 21

ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (УРОКИ)

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашнее задание как одна из форм развития учебно-познавательного интереса Обучающихся Составила: педагог-психолог Кучерова О.В.

Слайд 2

План выступления Теоретический аспект вопроса домашних заданий Результаты анкетирования ноябрь-декабрь 2017 г. Выводы и рекомендации по исследованию

Слайд 3

Что такое домашнее задание? Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Слайд 4

Для чего нужны домашние задания Домашнее задание - это средство углублённого усвоения знаний, умений и навыков Домашнее задание - это средство формирования самостоятельности в учебно-познавательной деятельности: -воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; -овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы

Слайд 5

Для чего нужны домашние задания Домашнее задание – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Слайд 6

Функции домашних заданий: Закрепление и углубление теоретических знаний; Дальнейшее формирование навыков и умений; Применение знаний в стандартных и творческих условиях; Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Слайд 7

Виды домашних заданий. К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников.

Слайд 8

Виды домашних заданий. К урокам обобщения 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме.

Слайд 9

Виды домашних заданий. К урокам обучения 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц ); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение задач нестандартных; 4) Решение задач с межпредметными связями; 5) Самостоятельное составление задач; 6) Самостоятельное изучение несложного материала .

Слайд 10

Виды домашних заданий К урокам контроля и проверки знаний 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных задач.

Слайд 11

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть посильным и доступным пониманию учащихся. Оно должно быть связано с классным занятием, но не точной копией выполненного в классе. Объем домашнего задания по СанПиН : 2-3 класс - 1,5 часа; 4-5 класс - 2 часа, 6-8 класс - 2,5 часа, 9-11 класс - до 3,5 часов; Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Обязательно должен быть инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 12

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть ясным задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать(владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания Задание должны быть согласованы с заданиями по другим предметам, т.к. наблюдается перегруженность

Слайд 13

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть интересным задание не должно быть однообразным и однотипным; -задание должно иметь трудность; -задание должно способствовать проявлению способностей ученика; -задание должно развивать мышление ученика (должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. )

Слайд 14

Условия эффективности домашнего задания Домашнее задание должно быть проверено Вместе с домашним заданием должны четко определяться сроки его исполнения; При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе

Слайд 15

Уровни домашнего задания 1-й уровень – задание на выполнение обязательного минимума . Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. 2-й уровень – тренировочные задания. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. 3-й уровень – творческие задания . Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Слайд 16

Способы подачи домашнего задания Выполнить Д. З. по заданному образцу (на карточке - решение задачи, аналогичной домашней (для слабого ученика)) Самостоятельно изучить материал учебника. Составить план ответа, определить главное в изучаемом материале (при ответе у доски планом можно пользоваться) Выполнить определённую часть коллективного домашнего задания (класс разделить на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме, каждой группе дать задание)

Слайд 17

Способы подачи домашнего задания Выполнить задание на выбор (решить из упражнений те, что можете решить, но не менее …) Выполнить задание по карточке (для слабых учащихся): - с пропусками, которые нужно заполнить - с ошибками, которые нужно исправить - с неоконченными решениями. Выполнить индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

Слайд 18

Способы подачи домашнего задания Выполнить задание по чертежу - составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам) - решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам) - составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам) Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, сроком на неделю) Выполнить самостоятельную работу по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе

Слайд 19

Взаимосвязь классной и домашней работы а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений; б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель; в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы

Слайд 20

Способы проверки домашнего задания Фронтальная проверка выполнения письменного задания; Выборочная проверка письменного задания; Фронтальный опрос по заданию; Выполнение аналогичного задания; Опрос с вызовом к доске; Опрос по индивидуальным карточкам; Проверка с помощью сильны учащихся еще до начала урока; Взаимоконтроль учащихся при работе в парах; Самопроверка выполненного задания.

Слайд 21

Способы проверки домашнего задания 1. У доски ученик решил домашний пример a ) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д. b ) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор »)

Слайд 22

Способы проверки домашнего задания Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся a ) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы; b ) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики. 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера . На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

Слайд 23

Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся Чтобы домашняя работа была эффективной необходимо создать для этого благоприятные условия. Факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Слайд 24

Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся : умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу

Слайд 25

Методические рекомендации к организации домашних заданий. Для того чтобы стимулировать личностное развитие ребенка, давайте индивидуальные, особые задания. Для развития определенных качеств личности должно быть многообразие домашних заданий. Домашнее задание нельзя задавать по звонку или после звонка. Сообщайте его тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока. Дифференцированные домашние задания (для группы учащихся) Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже. Не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием. Следите за тем, чтобы не допустить перегрузки домашними заданиями. Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.

Слайд 26

Практическая часть Результаты анкетирования по вопросу домашних заданий ноябрь- декабрь 2017 года

Слайд 27

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ в НШ Как ваш ребенок выполняет домашние задания? самостоятельно – 39 % с помощью… – 61 % не выполняет – 0 %. Домашнее задание способствует развитию вашего ребенка: всегда – 85 % иногда – 15 % Сколько времени затрачивает ваш ребенок на выполнение домашних заданий? 2 – 2 ч 30 мин- 10 % 1 – 2 ч; -60 % 2 ч 30 мин – 30 % Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка? да – 70 % частично – 30 % Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья вашего ребенка? да – 90 % частично – 10 %;

Слайд 28

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ВОПРОСУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Как ваш ребенок выполняет домашние задания? самостоятельно – 78 % с помощью… – 22 % не выполняет – 0 %. Домашнее задание способствует развитию вашего ребенка: всегда – 80 % иногда – 20 % Сколько времени затрачивает ваш ребенок на выполнение домашних заданий? 2 – 2 ч 30 мин- 40 % 1 – 2 ч -60 % 2 ч 30 мин – 10 % Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка? да – 63 % частично – 37 % Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья вашего ребенка? да – 60 % частично – 40%;

Слайд 29

Выводы Низкий процент самостоятельного выполнения домашних заданий По мнению родителей не всегда домашние задания способствуют развитию ребенка В опросе изучения вопроса по домашним заданиям приняли участие: 70 % родителей начальной школы 40 % родителей старшей школы. Данные проценты могут свидетельствовать: О готовности к сотрудничеству родителей Их активности, включенности в дела школы

Слайд 30

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НШ Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания? да-100 % Как долго ты выполняешь домашние задания? менее 1 часа- 60 % 1 час- 40 % С каким настроением вы приступаете к выполнению домашних заданий? с большим желанием и интересом – 40 % без желания, но с чувством долга – 50 % без интереса и желания – 10 % Обращаешься ли ты за помощью к родителям при выполнении домашних заданий? Нет, выполняю самостоятельно- 20 % Иногда-50 % Часто-30 % Кто помогает тебе в выполнении домашнего задания? Мама, папа, бабушка, дедушка- 50 % Воспитатель, учителя-30 % Никто-20 % Проверяют ли у тебя родители выполнение домашних заданий? Да, проверяют-90 % Только письменные работы-10 %

Слайд 31

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НШ Домашние задания по какому предмету для тебя самые трудные? Клеить, вырезать, учить стихи. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще? да – 50 % нет-50 % Назови причины, по которым ты не выполняешь домашние задания. Забываю выполнить- 30 % Забываю записать в дневник- 35 % Не успеваю- 35 % Устаете ли от выполнения домашних заданий? нет – 60 % иногда – 30 % да – 10 %

Слайд 32

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5- 11 классов Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашних заданий? 1 – 2 ч-5 % 2 – 2 ч 30 мин-40 % 2 ч 30 мин – 3 ч- 50 % менее 1 ч-5 % С каким настроением вы приступаете к выполнению домашних заданий? с большим желанием и интересом – 5 % без желания, но с чувством долга – 60 % без интереса и желания – 35 % балл. Выполняете домашние задания: самостоятельно – 80 % с помощью… – 2 0 % Выполняете домашние задания (письменные): на самоподготовке после окончания уроков– 40 % спустя 1-2 ч. по приезде домой – 50 % позже – 10 % Получаете индивидуальные домашние задания: иногда – 60 % никогда – 40 %

Слайд 33

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5- 11 классов Домашние задания по объему и сложности соответствуют уровню ваших способностей и возможностей: полностью – 30 % частично – 60 % не соответствуют – 10 % Получаете домашние задания, требующие обращения к дополнительным источникам? иногда – 95 % никогда – 5 % Сколько минут тратите на подбор литературы для выполнения домашних заданий? В среднем 7 – 10 минут Сколько минут тратите: на изучение теоретических положений? 15 -20 минут на их осмысление (пересказ, ответы на вопросы…)? 10- 15 минут на практическое применение теоретических знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с контурными картами…)? 15 минут Устаете ли от выполнения домашних заданий? нет – 5 % иногда – 25 % да – 70 %

Слайд 34

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5- 11 классов Комментарии учащихся в свободной форме: Меньше задавать или вообще не задавать, Запретить д/з! Больше творческих заданий Задавать выполнять презентации по предметам Продлить уроки, учебный год, но без д/з Много нервов и сил уходит Много задают Очень трудно Сложно учить наизусть, меньше задавать учить.

Слайд 35

Выводы по исследованию Полное отсутствие или низкая мотивации у обучающихся к выполнению домашних заданий. Непонимание учащимися для чего нужны домашние задания? Резко негативное отношение к домашним заданиям. Тенденция усиливается в старшей школе. Слабая рефлексия, с трудом могут осуществить подсчет времени и анализ своей учебной работы. Школьники связывают интерес к домашним заданиям по предметам к интересу к самому предмету («люблю математику - люблю д/з по математике») С трудом могут вычленить главное и его сформулировать– «ничего непонятно». Положительно относятся к таким домашним заданиям: как подготовить презентацию по теме Трудности работы с текстовой информацией, поверхностность и незаинтересованность в изучении теоретических аспектов в подготовке домашних заданий Преобладание эмоционального компонента в ответах и комментариях (инфантильность, незрелость позиции «ученика»)

Слайд 36

Рекомендации для учителей Использовать различные виды д\з, уходить от шаблонов и однообразия Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей Использовать различные формы подачи и проверки д\з Разнообразить способы подачи д\з, а также способы контроля за его выполнением. Педагогу-психологу разработать и предложить рекомендации учащимся по подготовке д\з. Родительские лектории по данной теме

Слайд 37

Рекомендации Обязательно должен быть инструктаж по выполнению домашнего задания (алгоритмом действий при выполнении домашнего задания) Задание должны быть согласованы с заданиями по другим предметам, т.к. наблюдается перегруженность. Домашнее задание должно быть проверено. Должны четко определяться сроки его исполнения

Слайд 38

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов «Как наладить диалог с недовольными родителями» подготовила педагог-психолог Кучерова Ольга Владимировна «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя, и другого»

Слайд 2

Введение Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков . Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности.

Слайд 3

«Конфликт» в переводе с латинского «столкновение» Конфликт – это острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Слайд 4

Упражнение «Яблоко и червячок»

Слайд 5

Причины конфликтов между учителями и родителями ♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика ♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику ♦ непринятие ученика сверстниками, одноклассниками ♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка

Слайд 6

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

Слайд 7

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Избегание ( уклонение) — уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен. Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»

Слайд 8

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Действие направленно на то, чтобы урегулировать разногласия и выработать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. Недостатки : получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Слайд 9

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти. Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается. Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным . «Такая, видно, у меня доля тяжкая»

Слайд 10

Сотрудничество Самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны. Эта стратегия предполагает совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения. Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Слайд 11

ВЫВОДЫ В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Слайд 12

Правила построения эффективного общения Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют закономерности «Правило трех плюсов» Улыбка Имя собеседника Комплимент

Слайд 13

Деловая игра Вам предложена ситуация, обсудите ее в группе и проиграйте в паре с одним «РОДИТЕЛЕЙ». «

Слайд 14

Домашнее задание Анкета «Обратная связь» Памятка Упражнение «Я молодец!»

Слайд 15

«Я СЕГОДНЯ….»

Слайд 16

«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» ВЕДЬ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ!... СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

г. Москва

Школа «Ступени»

Тренинг для учителей «Эмоциональное выгорание»

Разработка педагога-психолога Кучеровой О.В.

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя (почти никогда, редко, часто, почти всегда)

Вопрос

Ответ

1

Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня                 

2

Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой         

3

Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня        

4

После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5

Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6

Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня                 

7

Моя работа плохо влияет на мое здоровье                 

8

После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил        

9

Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей                          

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по шкале: "0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда. Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить, как низкий, 3-12 - средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ

1. Отвлекайтесь

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "

2. Снижайте значимость событий

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе» и т.;

• «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите. Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен.", "Меня это обидело..").

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка). Смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Методы саморегуляции

1. Антистрессовое дыхание. В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании. Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!

2. Аутогенная тренировка. В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях. Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления. Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе; я спокоен за работу моего сердца…

3. Медитация. Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.

4. Йога. Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Цель - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.

5. Релаксация. Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения. Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.

6. Визуализация ресурсного состояния. Группа методов, направленных на развитие способности управлять своим состоянием. Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

7. Кинезиологический комплекс. Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью, завершается вдохом – выдохом.



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Как наладить диалог с недовольными родителями»

Структура.

  1. Введение. Разогрев. Упражнение.
  2. Опрос мнений. Из опыта работы. Что может вызвать конфликты, недопонимание между родителями и педагогами.
  3. Анализ упражнения. 5 способов выхода из конфликтных ситуаций.
  4. Деловая игра в группах «Ищем выход». Обсуждение в группах.
  5. Притча. Рефлексия.
  6. Домашнее задание Анкета. Памятка. «Я молодец!».

Сегодня я предлагаю вам в течение 40 минут поработать над актуальной темой для всех нас темой конфликты в системе «педагог - родитель». Будьте открыты, активны, принцип «здесь и сейчас», говорим по существу, следим за временем.

2Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным.

3Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит.

Какие негативные стороны? Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

4Но для начала, давайте с вами немного пофантазируем. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ._______

2. Совместное обсуждение. Опрос мнений в кругу. Что может вызвать недовольство? Конфликт?

Давайте вместе подумаем, какие существуют причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему педагога, организацией воспитательно-образовательного процесса в школе и тд

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • некомпетентность учителя: учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями;
  • неумение педагога найти подход к ребенку: мой ребенок способный, а ее боится;
  • учителя всех детей делят на «любимчиков и остальных»;
  • успеваемость ребенка: занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования;
  • унижают детей, оскорбляют их;
  • плохо высказываются о родителях при детях;
  • нет результатов;
  • не создают должных условий для развития ребенка;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком
  • не принимают меры в отношении агрессивных детей, особенно если их ребенка ударили…

У педагогов тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• несостоятельность родителей в воспитании ребенка: не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их ребенок ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой;

не уделяют ребенку должного внимания;

повышенные, нередко безосновательные требования к учителю: почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей; вы должны поставить моему ребенку пятерку;

слишком высокого мнения о своем ребенке;

родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой;

ни во что глубоко не вникают;

поверхностно судят об учителях;

совершенно не контролируют ребенка;

часто вмешиваются в учебный процесс;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Вывод: Самое главное, уметь правильно разрешать их.

4.Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» 

Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша» 

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

 достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая» 

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

«Правила построения эффективного общения».

 Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

 «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Улыбка, имя собеседника, комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

3. Лучший комплимент для родителей – похвала успехов их ребенка.

Деловая игра Предлагаю Вам проиграть проблемные ситуации в группах. Разделимся на команды и разберем типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями

Вам предложена ситуация, вы ее должны обсудить в группе, и проиграть в паре с одним из назначенных лиц на роль РОДИТЕЛЯ

1. Учитель обращается к родителям обучающегося 1 класса с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ родитель резко отвечает, что им некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность школы – «мы платим за это деньги!».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и педагоги  действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно.

 В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство учителя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить материл на стенде или сайте школы об организации домашних заданий дома, где размещать практические рекомендации для родителей.

2. Родители систематически приводят обучающегося с опозданием. На указания о необходимости соблюдения режима дня школы родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Необходимо подчеркнуть на родительском собрании важность режима дня, о негативном влиянии на учебный процесс опозданий ребенка. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жаль, что…..

3. Родители возмущаются, что их ребенок мало выступает на празднике, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

4. Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?! 

Конструктивный ответ: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина? В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями. Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

 5. Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь. Конструктивный ответ: Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует? В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону. Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

ВЫВОД

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

В заключении

 Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Желаю вам побед в конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, у вас обязательно все получится!

Рефлексия. Продолжите фразу «Я сегодня….»

Домашнее задание.

1.Заполните, пожалуйста, анкету «Обратная связь».

2. Проанализируйте памятку. Выберите то что на ваш взгляд подходит вам.

 2. Выполните упражнение «Я молодец!» Заполните все лепестки цветка.

Напишите, за что вы себя хвалите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя...

Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"

Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...