Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»
план-конспект по психологии на тему

Елена Владимировна Кузьмичева

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства.

 

Задача занятия:

ü  Обучение педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

ü  Обучение современным методам,  повышающим мотивацию учения, успешность учащегося;

ü  Ознакомление с интерактивными  методами  формирования математической логики.

 

Материал: компьютер и мультимедийный проектор, бланки для ответов теста, листы бумаги, карандаши или фломастеры, игра «Архикард», магнитная доска, магнитная азбука, пенал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_19.02.2014.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»

(МАОУ «СОШ № 2»)

Занятие с элементами тренинга для педагогов

по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Подготовили:

педагоги-психологи

С.Л.Орлова  

Е.В. Кузьмичева

Заводоуковск, 2015

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства.

Задача занятия: 

  • Обучение педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • Обучение современным методам,  повышающим мотивацию учения, успешность учащегося;
  • Ознакомление с интерактивными  методами  формирования математической логики.

Материал: компьютер и мультимедийный проектор, бланки для ответов теста, листы бумаги, карандаши или фломастеры, игра «Архикард», магнитная доска, магнитная азбука, пенал.

Ход занятия:

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рады Вас приветствовать в стенах нашей школы. Для начала, чтобы лучше узнать друг  друга и познакомиться  по ближе, мы предлагаем Вам написать на листе бумаги то имя, которым бы вы хотели, чтобы Вас сегодня называли (участники пишут надписи на листочках и прикрепляют к одежде на булавочку). Теперь, когда мы знаем имена собеседников, нам будет общаться легче.

Психолог: Для начала хотелось бы рассказать о деятельности социально-психологической службы МАОУ «СОШ №2». В состав нашей службы входят два педагога-психолога и социальный педагог. Психологическая служба школы осуществляет деятельность по следующим направлениям: (слайд)

  • психолого–педагогическая диагностика;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • коррекционно–развивающая работа;
  • психолого–педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа.

В нашей школе обучается 66 детей с ОВЗ (слайд)

Текс слайда

Категория

Количество

1.

Дети – инвалиды, обучающиеся в образовательных классах

22

2.

Дети – инвалиды, обучающиеся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой в развитии (7 вид)

14

3.

Дети – инвалиды, обучающиеся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (8 вид)

10

4.

Дети – инвалиды, обучающиеся на дому.

20

 

             

Дети с ОВЗ – это особенные дети, при работе с которыми нужны особые условия обучения, позволяющие учитывать образовательные потребности посредством индивидуализации образовательного процесса. Исходя из особенностей детей с ОВЗ, выявленных в ходе диагностик и наблюдения, рекомендаций ПМПК создаётся индивидуальный  образовательный маршрут, в который  включается и коррекционная работа  логопеда, и  психолога.  На заседании школьного  ПМПк  утверждаются адаптированные программы, по которым организовывается дальнейшее обучение ребенка. Но в ходе обучения ребенка с ОВЗ у педагогов возникают следующие проблемы:

  • подбор методов обучения для стимуляции учебной активности ребёнка;
  • эмоциональная напряжённость педагогов

При организации  психолого  - педагогических  семинаров мы используем методы, способствующие решению этим проблем. Ряд из них мы предлагаем вам.

Упражнение «Ассоциации» (10 минут)

Цель:   развитие креативного и  образного мышления,  стимулирование воображения, развитие коммуникативных навыков,  создание ситуации успеха для ребёнка.

Описание: в руках  у ведущего игрушка «Пирамидка» (или любая другая вещь)

Психолог задает вопрос:

- Уважаемые коллеги, как Вы считаете, с чем ассоциируется данный предмет?

(психолог записывает все предложенные варианты на доску в произвольном порядке, чем запутаннее, тем лучше)

Рассматриваются любые варианты ответов. После того, как все результаты зафиксированы на доске, ведущий начинает задавать задания:

- Кто первым увидит на доске слово (берет любое слово, из перечисленных на доске, которые написаны в хаотичном порядке) …….? Тот, кто первым увидел заданное слово, должен подбежать к доске и его показать.

- А давайте посчитаем, сколько букв «ф», «в», «к» во всех словах? Считаем в слух

(при подсчёте можно умышленно ошибиться, чтобы проверить внимание учащихся)

- А сколько всего гласных в этих словах?

Психолог:  Как Вы считаете, возможно применить этот метод на  уроках  истории, литературы?

Упражнение «Говорящие буквы» (10 минут)

Цель: развитие словарного запаса, внимания, развитие логического мышления, формирование чувства значимости себя.

 Участник, вынимая из мешочка буквы, понимает, что от него зависит, какие буквы будут использованы для выполнения  задания.

Описание: Ведущий предлагает  участникам  вынуть  две магнитные буквы из мешочка и прикрепляет их на магнитную доску. Далее просит составить слова, в состав которых входят буквы, которые были выбраны. Записывает все предложенные варианты на доске.

Далее можно рассматривать различные вариации заданий:

- Уважаемые коллеги, составьте предложение, чтобы в нём присутствовали все слова, которые были написаны на доске;

- Составьте предложения с придуманными словами.

- Ваше задание: прочитать слова в быстром темпе. (магнитные буквы при этом, будут меняться местами).  Например, слово «ШуршаЩий», меняем магнитные буквы наоборот, получается «ЩуршаШий»

 - А как эту идею можно использовать на уроках?

Психолог:  Как известно дети с ОВЗ испытывают большие  затруднения при изучении математики.  Как превратить решение примеров на сложение и вычитание в интересную игру. Для побуждения интереса  к предмету, понимания математических действий и понятий можно применить игру «Архикард».

Упражнение «Архикард» (10 минут)

Это Архиинтерсные Арифметические Карты.  Регулярно играя в «Архикард» дети эффективно и быстро осваивают и развивают все основные арифметические навыки, лежащие в основе школьной математики.

Каждая карта представляет собой графическую модель определённого числа. В базовой колоде содержится 45 карт, на которые нанесены модели чисел от одного до пяти. Такая колода позволяет эффективно тренировать навыки сложения, вычитания, умножения и деления.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть в карты, только это непростые карты, а обучающие.

Условия игры: Мы с Вами назначаем число, которое будет стоять на кону. Пусть это будет число «пять». Это число, которое  мы должны будем составить. Раздаем карточки по количеству  участников и начинаем считать, у кого из участников получается такое число.  Главная игровая задача как можно быстрее освободиться от всех карт, имеющихся на руках.

Большой плюс в этой игре то, что игрок наглядно может увидеть составляющее числа, самой цифры на карточке не указано. (разбирается два-три варианта игры в «Архикард»).

Уважаемые коллеги! Идеи, которые мы Вам сегодня показали, разработаны и внедряются в практику А.М Лобок,  доктором психологических наук, профессором института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Если Вас заинтересовали его идеи, Вы можете ознакомиться с ними на сайте Александра Михайловича.

        

Педагог-психолог:  Не для кого не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

  Представители нашей профессии, где деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, упадок сил. Все эти факторы рано или поздно могут привести педагога к профессиональному выгоранию.

Выявление механизмов и закономерностей формирования у педагогов симптомов «выгорания» позволит определить основные пути и способы предупреждения эмоциональных, поведенческих и психосоматических нарушений в педагогической деятельности.

Умеем ли мы управлять своим эмоциональным состоянием? Сейчас мы с Вами проверим. Возьмите бланки теста «Умеете ли Вы справляться со стрессом?» (выдаются каждому) (бланки с ответами остаются у педагогов, результаты отображаются на слайде).

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо ответить на вопросы в правой части бланка, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас.

Вопрос

Всегда

Часто

Иногда

Почти никогда

Никогда

1

Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо в день

2

Вы спите 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю

3

Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен

4

В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться

5

Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю

6

Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день

7

За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков

8

Ваш вес соответствует Вашему росту: рост(см) – вес(кг) = 100-10

9

Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности

10

Вас поддерживает Ваша вера

11

Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью

12

У Вас много друзей и знакомых

13

У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете

14

Вы здоровы

15

Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо

16

Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, ваши домашние проблемы

17

Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю

18

Вы можете организовать свое время эффективно

19

За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков

20

У Вас есть немного времени для себя в течение каждогодняя

Цена ответа (в баллах)

1

2

3

4

5

ИТОГ

Интерпретация результатов:

Необходимо сложить результаты ответов и из полученного числа отнять 20 баллов.

Набрано менее 10 баллов – у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.

От 11 до 30 баллов – у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

От 31 до 50 баллов – задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Свыше 50 баллов – вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни – не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если какое – либо утверждение вы оценили в 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19-й пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.  

Посмотрим, что у нас получилось. СЛАЙД

И так кто-то умеет владеть собой, кому-то не мешало бы взять на заметку несколько приемов, которые помогают бороться со стрессом, кому-то и вовсе трудно бороться с жизненными невзгодами.

Что же делать, как помочь себе?

Необходимо уметь быстро приспосабливаться к новым условиям с наименьшими потерями для себя. Для этого существуют способы борьбы со стрессом.

Какие способы борьбы со стрессом Вы знаете и используете?

Ответы педагогов

Я хочу к вашим способам  добавить еще несколько упражнений, которые можно использовать самим без дополнительных психологических знаний или занятий.

Если у Вас плохое настроение, вы поссорились с родными и коллегами на работе, это упражнение поможет Вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться.

Упражнение «Прощай, плохое настроение»

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры, пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8-10 слов, характеризующих Ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним – ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у Вас нет плохого настроения, а хорошее – не заставит себя долго ждать.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

        Упражнение «Полный цилиндр»

Уважаемые коллеги, встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полный цилиндр и соберите в него все, что Вас беспокоит. Обидные замечания начальства, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот.

После этого, как правило, стресс ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.

Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и Вы чувствуете, что сил справиться становится все меньше. Возникают мысли о том, чтобы все бросить, потому-то усталость давит с огромной силой.  Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке.

Гнетущие мысли - предвестники надвигающейся эмоциональной бури. От них нужно избавляться, и для этого я хотела бы Вам предложить это упражнение.

Упражнение «Браслет от негативных мыслей»

Соорудите себе браслет из резинки. Наденьте браслет на запястье и, как только в вашей голове начнет пульсировать тревожная мысль, посильнее оттяните резинку и, отпуская, скажите: «Не бывать этому! Я все смогу!». Неприятные ощущения, которые Вы испытаете, со временем полностью избавят вас от негативных мыслей. Не снимайте браслет сразу, пусть он вам напоминает о вашей победе над собственными страхами.

На этом уважаемые коллеги, наша встреча подходит к концу, перед тем как мы с Вами расстанемся, я бы хотела Вас попросить выполнить еще одно упражнение.

Упражнение «Заверши фразу»
Уважаемые педагоги. Предлагаю Вам задуматься и закончить следующие предложения:

• Самая большая радость для меня — это…
• Я люблю, когда…
• Мне помогает в работе то, что…
• Я горжусь тем, что…

• Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…
• Справляться с проблемами мне помогает…
• Если я волнуюсь, то я…
• Мне особенно приятно…
• Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…
• Самое большое достижение в моей жизни…
• Я ценю в людях…
• Я чувствую себя уверенно, когда…
• Человек считается успешным, если…
• Каждый день я хвалю себя за…

Заключение: Я уверена, что в дальнейшем эти простые способы по необходимости помогут Вам стабилизировать эмоциональное состояние и позволят сохранить и укрепить здоровье и самоценность.

Звучит песня-притча «Свой крест».

 

Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащих...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Занятие с элементами тренинга способствует повышению уровня коммуникативной компетенции педагогов; укреплению межличностных отношений в коллективе; формированию навыков взаимовыручки, поддержки; созда...