Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"
план-конспект

Архангелова Ольга Сергеевна

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.

Задачи:

Обучающие:

−       сформировать у подростков  знания о конфликте, его этапах, видах;

−       обучить подростков владениями эффективными техниками решения конфликтов;

−      ознакомить  подростков с разными стратегиями поведения в конфликте;

Развивающие:

– способствовать развитию  умения анализировать ситуацию и принимать самостоятельное решение в конфликтных ситуациях;

– способствовать развитию адекватного восприятия ситуации и себя в отношении данной ситуации;

способствовать  развитию навыков разрешения конфликтов. 

Воспитательные:

 воспитывать  толерантное отношение к окружающим  в конфликтных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга и дискуссии по теме:

«Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта»

Автор-составитель:  педагог-психолог  О. С. Архангелова

Цель занятия:  обучение конструктивному взаимодействию в детском коллективе и технологии разрешения конфликтов.

Конспект занятия

  1. Вступительная часть

Приветствие

Ведущий:  «Добрый день! Меня зовут… Я рада приветствовать вас на занятии, которые мы назвали «Полярные мнения: сила V правде».

Названием нашего мероприятия выбрана фраза одного киногероя – Данилы Багрова из популярного фильма «Брат», который говорил, что сила каждого человека заключается в правде. У каждого человека правда своя, каждый видит мир со своей точки зрения, под своим углом. На сегодняшнем занятии вы сможете в этом убедиться. Каждый может выбрать для себя свою собственную правду, не утверждая, что она единственная и объективная. Но как при этом не допустить разногласий и или примириться с оппонентом, если они возникли? Об этом вы также узнаете на нашем тренинговом занятии, и чтобы оно прошло интересно, проводить мы его будем в активной форме с максимальным участием всех присутствующих. Начнем с известного «орлятского» упражнения «Здравствуй, Друг!»

Упражнение «Здравствуй, Друг!» 

Цель: «колка льда», настрой на работу.

Группа встает в круг,  рассчитывается на «первый», «второй». Вторые номера шаг вперед и развернулись лицом к внешнему кругу. Внутренний круг стоит на месте. Внешний круг стоит на месте. Внутренний передвигается по часовой стрелке на одного человека. Повторяем упражнение по усмотрению ведущего.

Ведущий показывает утверждение и говорит слова, группа повторяет.

«Здравствуй, Друг!» (пожимают друг другу руки)

«Как ты тут?» (хлопают друг друга по плечу)

«Где ты был?» (разводят руки в сторону)

«Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)

«Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)

«Хорошо!» (обнимаются)

Сбор ожиданий, деление на команды.

Ведущий: «Спасибо за ваше активное включение в занятие, за ваши улыбки, доброжелательность и теплоту! Друзья, а какие вопросы вас волнуют больше всего в рамках заданной темы?»

Желающие отвечают. Ведущий фиксирует для себя информацию, на чем сделать акцент в занятии и комментирует ответы подростков, на какие вопросы обратить внимание. Делит участников на команды.

  1. Модуль «Что такое конфликт?»

Ведущий: Ребята, как вы думаете, когда у людей разные (полярные) мнения и они просто не могут договориться, что происходит?

Ответы детей

Ведущий: Правильно, конфликт.  А что же такое конфликт? Сейчас в своих командах вы подумаете, какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт». Напишите ассоциацию на каждую букву  данного слова. Работаем по принципу «мозгового штурма», время выполнения 3 мин.

Подростки выполняют задание

Ведущий: Время истекло. Теперь каждая команда по очереди называет ассоциации на каждую букву. Сначала на букву «к» все выскажут свои ассоциации, затем на «о» и т.д.

Со - ведущий фиксирует на ватмане ответы команд. При этом заранее необходимо написать слово конфликт вертикально, столбиком.

В заключении, упражнения, ведущий подводит итог и формулирует рабочее определение конфликта.

Информационная справка о конфликте

Ведущий: А теперь давайте давайте выведем с вами полное определение слова «конфликт»

Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Как вы думаете, всегда ли возникает конфликт между людьми, если они не согласны с мнением или позицией других людей? Или их потребности различны? Вот например, два легкоатлета бегут олимпийскую 100 метровку, один выигрывает, другой занимает 2 место. Это столкновение интересов?

Ответы детей

Но будет ли это считаться конфликтом?

Ответы детей

Правильно, нет, потому что это честная игра, которая ведется по заранее установленным правилам и не приносит взаимного ущерба. Поэтому, для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1.
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2.
Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Ведущий: В конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Противостоящими сторонами могут выступать различные по составу и численности группы людей, целые народы, государства. Предметом конфликта может стать любая материальная вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т. д. Вспомните, какие конфликты вы наблюдали в недавнем прошлом или настоящем, кто был инициатором конфликта, что было его предметом, как конфликт разрешился?

Ответы детей

Ведущий: Конфликты, представляют собой сложное социально-психологическое явление, они бывают  многообразны и классифицируются по различным признакам. Давайте вспомним, участником каких конфликтов вы были в недавнем прошлом. Может быть кто – то находится сейчас в конфликте и хочет выбраться из его «сетей», расскажите нам свою историю, мы с ребятами сможем вам помочь разобраться в вашей ситуации.

Ответы детей.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, когда конфликт можно разрешить быстрее всего?

Ответы детей

 Ведущий: Для того, чтобы нам ответить на этот вопрос, нужно понимать, что у конфликта, как у процесса, есть несколько фаз. С точки зрения анализа временных параметров конфликта принято выделять ряд этапов или фаз конфликта. Под этапами конфликта понимаются периоды в его развитии, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения. Большинство конфликтологов выделяют следующие этапы развития конфликта:

1. Начальная фаза

2. Фаза подъема

3. Пик конфликта

4. Фаза спада

Ведущий: Вот на каком из этих отрезков, по вашему нению, конфликт решиться быстрее всего? И почему

Ответы детей

Ведущий: Возможность разрешения конфликта на различных фазах его проявления следующая:

1. Начальная фаза – 92%

2. Фаза подъема – 46%

3. Пик конфликта – 5%

4. Фаза спада – 20%

Ведущий: как вы думаете, почему?

Ответы детей. Ведущий фиксирует ответы детей на флип – чарте.

Ведущий: Отсюда мы с вами делаем какой вывод? Правильно: «Хватай конфликт как можно раньше»

  1. Модуль «Дерево конфликта». Работа в мини-группах.

Ведущий: Для того, чтобы понять как действовать в конфликтной ситуации, важно понять как он возникает. И сделать это мы сможем на примере «дерева конфликта».

Ведущий рисует (или участник занятия, по желанию) дерево с корнями и ветками .

Ведущий: Сейчас  вы продолжите работать в своих командах. Обсудите, что чаще всего вызывает ваше недовольство, раздражение и может привести к конфликту. Время обсуждения – 2 минуты. Затем представитель каждой команды выступит и расскажет об этих причинах конфликта. Это будут корни нашего дерева.

Участники выполняют, ведущий фиксирует на дереве (на корнях) причины конфликта.

Ведущий: Вторая часть задания – как вы реагируете на конфликт? Также обсудите в своих группах, а затем представитель группы поделится со всеми результатами вашего обсуждения.

Участники выполняют, ведущий фиксирует на дереве (на листьях) реакции участников.

Ведущий: Друзья, итак мы видим какие факторы чаще всего приводят в вашей команде к конфликту (это корни дерева) и как вы обычно реагируете на него (листья дерева).  

Ведущий: Корни питают ствол и листья, дерево растет. Приходит осень, листья опадают и питают корни. Получается своего рода круговорот и наше дерево конфликта растет все выше и выше. Что же делать, как предотвратить конфликт? Об этом мы сейчас подробно  поговорим.

4. Модуль «Что такое конфликтоген?»

Ведущий: «Корни нашего дерева, а также некоторые наши реакции, которые стали листьями, мы можем назвать  одним словом – конфликтоген. Кто из вас догадался, что это означает?

Ответы детей

Ведущий: Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие, если требуется действие), которые могут привести к конфликту. Итак, к конфликту приводят конфликтогены – такие наши слова, действия или бездействие, которые вызывают негативные эмоциональные реакции у оппонента. Ранее в своих мини-группах вы называли те конфликтогены, которые для вас являются спусковым механизмом и провоцируют на агрессивный ответ. Теперь же постарайтесь назвать те конфликтогены, которые используете вы сами.

Ответы детей

Ведущий: Как вы думаете, если вовремя (на начальной фазе) распознать, что оппонент провоцирует конфликт, можно ли развитие конфликта остановить (прекратить беседу, покинуть помещение и т.д)?

Ответы детей

Ведущий: Если вы знаете, что на некоторые слова/выражения ваши близкие/друзья реагируют как на конфликтогены, в вашей ли власти не использовать такие слова/выражения, чтобы не спровоцировать случайный конфликт?

Ответы детей

5. Модуль «Бесконфликтная ладошка»

Ведущий предлагает участникам обвести свою ладонь на чистом листе бумаге. Каждый палец ладошки – это одно правило управления конфликтами

Правило 1. «Не провоцируй»

Ведущий: Итак, стараясь прояснить для себя, что же такое конфликтоген, мы незаметно вывели первое правило управления конфликтами, как вы думаете, как оно может звучать?

Ответы детей. Со – ведущий фиксирует ответы детей на флип- чате

Ведущий: Правильно, первое правило звучит так: «Не провоцируй». Записываем на месте первого, самого главного пальца нашей ладошки это правило!

Дети записывают правило

Правило 2. «Не поддавайся на провокации и манипуляции!» или «Не отвечай конфликтогеном на конфликтген!»

Ведущий: «Если вы распознали в высказываниях и/или действиях собеседника конфликтоген, как вам кажется, что вы можете сделать, чтобы не допустить развития конфликта?

Ответы детей

Ведущий: Важно не поддаться на провокацию! Это второе правило эффективного общения: «Не поддавайся на провокацию или не отвечай конфликтогеном на конфликтоген». Как вы думаете, его можно достичь

Ответы детей

 Ведущий: Этого можно достичь следующим образом:

- оставаться на нейтральной позиции (не переходить на «личности»);

- сохранять спокойствие, реагировать безэмоционально;

- соблюдать физическую дистанцию (не менее 1,5 метров);

- отвечать (при острой необходимости) кратко уверенным голосом;

- научиться распознавать и не поддаваться на манипуляции (мы чуть позже расскажем об этомк,)

- не употреблять в ответ оскорбительных слов, воздержаться от эпитетов в адрес оппонента и его семьи/родственников.

Дети записывают правило

Ведущий: Как вы думаете, сложно это сделать?

Ответы детей

Ведущий: Оскорбительные слова только раздувает конфликт, выставляют вас в негативном свете и в роли «проигравшего». Агрессия – это всегда проявление явного или скрытого страха. Силен тот, кто смог сохранить самообладание, а не поддался на провокацию. Это получится, если соблюдать следующее правило.

Правило 3. Взгляни на ситуацию глазами обидчика.

Ведущий показывет участникам картинки («ваза Рубина», «женщина», «6 или 9», «кружка в середине комнаты» и т.д.).

Ведущий: (после просмотра каждой картинки) Что вы видите на картинке? Участникам предлагается описать, что именно каждый из них видит со своей стороны.

Ответы детей

Ведущий:  Кто из нас прав?

Ответы детей

Ведущий: Каждый прав, потому что видит каждую картину со своей стороны. Отсюда можно сделать вывод – у каждого своя правда, и она зависит от того, с какой стороны на нее посмотреть.  То же самое происходит в конфликте.Поэтому третье правило управления конфликтами можно сформулировать так: «Взгляни на ситуацию глазами оппонента». Записываем это правило на место третьего пальца нашей «ладошки»

Дети записывают правило

Правило 4. Оставайся благожелательным.

Ведущий: «Очень важно, с каким настроем, установкой, изначально мы вступаем во взаимодействие с другими, это очень влияет на то, в каком русле мы будем вести диалог, не зависимо от его содержания. Писатель, известный психолог и психоаналитик Эрик Берн выделял три вида установок, с которыми человек подходит к взаимодействию, вы их знаете? А давайте попробуем их вывести, первое правило я вам озвучу, а следующие, мы с вами выведем совместно, согласны? Итак, первое правило:

Ведущий: «Я ок!» - «Ты не Ок!». Я думаю правильно, все остальные думают неправильно, поэтому их мнение мне не важно / я заставлю думать правильно – как думаю я. Взаимодействие с этой позиции строится на пренебрежительном, неуважительном отношении к оппоненту, возможно агрессивное поведение и разрастание конфликта. Вам понятно это правило?

Ответы детей

Ведущий: Как вы думаете, как может звучать втрое правило?

Ответы детей

Ведущий: правильно, «Ты ок!» - «Я не Ок!» Это правило противоположное первому, здесь личность противопоставляет себя участнику спора или конфликта со стороны жертвы, ведь она считает, другие знают, как правильно, мое мнение не имеет значение, для моей безопасности надо присоединится к тем, кто сильнее/ громче/умнее/красивее и т.д.») Преобладает оправдательная, неуверенная позиция, взаимодействие строится на заискивании, подчинении чужому мнению и влиянию, манипуляциям. Вы согласны?

Ответы детей

Ведущий: Ну как же правило принесет позволит нам построить конструктивное взаимодействие друг с другом?

Ответы детей

Ведущий: Правило -  «Я Ок!» - «Ты  Ок!». Мое мнение также важно и ценно, как и мнение оппонента, его аргументы также значимы, как и мои. Преобладает уверенная позиция, доброжелательный настрой и уважительный тон, сохраняется спокойствие. Цель взаимодействия – обмен мнениями, поиск точек пересечения, нахождение новых совместных идей. В взаимодействии могут иметь место похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, сочувствие

Использование конфликтогенов, ответ конфликтогеном на конфликтоген, указание на то, что один из оппонентов «не ок», настоятельная попытка доказать правильность только одной позиции настраивают нас на борьбу, что сопровождается выделением в кровь гормона адреналина  спутника агрессии. Напротив, благожелательные проявления настраивают на комфортное, бесконфликтное общение, вызывают выделение «гормонов удовольствия»  эндорфинов.

 Правило 5. «Играй по правилам»

Ведущий: Помните, в начале нашего занятия, я обращала ваше внимание на то, что два участника соревнования, один из которых выигрывает, а другой – нет, не вступают в конфликт. Напомните мне, почему так происходит?

Ответы детей

Ведущий: Правильно, потому что они за ранее договорилась о правилах, и здесь уже нет смысла обижаться на то, что ты все сдала правильно, но тебе не хватило сил, или умений прийти первым. Так и в конфликтах, если вы все сделали согласно правилам, о которых заранее договорились, у вас нет права обижаться, если у вас это не получилось. В каждом сообществе, группе чаще всего есть свои правила. Важно заранее узнать их,  обсудить или выработать, если таковых не имеется, а затем придерживаться их во избежание конфликта.

Ведущий: записываем это последнее правило на месте пятого пальца нашей руки. Итак, мы с вами вывели 5 правил бесконфликтного поведения, которую записали на нашу «бесконфликтную ладошку».  Она останется с вами, теперь вы сможете посмотреть, если забудете в свою импровизированную шпаргалку.

6. Итоговый модуль

Ведущий: Мы с вами изучили большой материал о конфдиктах и манипляциях, смогли применить полученные знания и я надеюсь, вам эти знания помогут  разобраться в тех ситуациях, в которые вас могут втянуть недоброжелательные люди. Но мы, и вооружившись новыми знаниями, мы никогда не попадемся на уловки конфликтных людей и  манипуляторов Но, все таки, будем надеяться, что добрых людей среди нас больше. А сейчас мне бы хотелось получить от вас обратную связь?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Изменилось ли оно по сравнению с началом занятия?

- Что вам больше всего запомнилось на сегодняшней встрече?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Была ли полезна ли была полученная информация?

- Какой информации не хватило)

- Как можно использовать полученную информацию?

- Что бы ещё хотели узнать?

Дети отвечают по кругу, ведущий дает высказаться каждому ребенку.

Ведущий: Я буду признательна, если вы каждый оцените нашу работу, и наше сегодняшнее занятие. Возьмите, пожалуйста, смайлик с тем настроением, которое вы чувствуете сейчас, и положите его в корзинку. До новых встреч, друзья, надеюсь, наше занятие было вам полезно.

Методические советы по проведению занятия:

Занятия с элементами тренинга и дискуссии подростки охотно принимают, так как такие занятия  отличаются оригинальностью, вовлечением подростков в  игровую деятельность, частой сменой этих видов деятельности, высоким темпом активности каждого участника, помогают лучшему усвоению материала.  Педагог – психолог устанавливает тесную взаимосвязь с каждым участником занятия, строит с ними активные диалоги.

При проведении занятия с элементами тренинга следует помнить, что:

  • необходимо устанавливать четкие временные рамки занятия и придерживаться их,
  • необходимо вовремя озвучивать и объяснять правила работы в группе, не давать работе «затухать».
  • Необходимо постоянно тренировать коммуникационные и организационные навыки каждого участника группы, давать высказать свое мнение каждому подростку

При разговоре на сложные темы взаимодействия людей в конфликтной ситуации стоит так же настроить подростков не только на активную интеллектуальную деятельность, но также работу с эмоциями и чувствами, чтобы подростки были готовы:

  • откровенно выражать свои чувства,
  • получать обратную связь и поддержку от своих товарищей, которые имеют такую же точку зрения, как и у них самих,
  • получать критику от товарищей, которые имеют точку зрения отличную от их собственной,
  • принимать  ценности и потребности других людей.

Педагогу – психологу – ведущему занятие, необходимо соблюдать  конфедициальность,  комфортную психологическую  атмосферу, поддерживать внутреннюю открытостью каждого участника и группы в целом.  В конце занятия, кроме фиксации содержательных результатов, нужно дать ребятам возможность обменяться впечатлениями от процесса и результата работы. Закончить занятие необходимо на хорошей эмоциональной ноте.  

Список литературы, использованной при разработке занятия:

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М., 1988
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. 544с
  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: Питер,
    2009. 384 с.
  5. Молчанова А.А. Конфликт как проблема подросткового возраста. //Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической
    конференции для студентов и молодых ученых. 2016. С. 383-384
  6. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике. – М.: Юнити, 2015. 183 с.
  7. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика/ В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. -912 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"

Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....

Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»

Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....

Групповое занятие с элементами тренинга «Родительское собрание в «трудном классе» проблемы взаимодействия «учитель» / «родитель».

Данное занятие проводится с педагогами школы, чтобы помочь им наладить эффективное общение с родителями ....

Конспект занятия с элементами тренинга " Гроздь винограда"

Формирование благоприятного психологического климата в группе; - повышение самооценки учащихся;- развитие творческих способностей....

Конспект занятия с элементами тренинга "Экзамен без стресса"

Данное занятие поможет одиннадцатиклассникам психологически подготовиться к экамену....

Конспект занятия с элементами тренинга для подростков "Уверенность в себе"

Цель тренинга: Формирование навыков уверенного поведения, открытого выражения своих чувств, с помощью сотрудничества и коммуникаций.Задачи:Познакомить участников со способами повышения самооценки;Спос...