разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
методическая разработка (психология) по теме

 

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Данное занятие позволит снять эмоциональное напряжение педагогов, освоить способы управления эмоциональным состоянием, улучшить настроения, гармонизацию внутреннего мира, расширить  самосознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_pedagogov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов

 

Педагог-психолог МОУ СОШ№1 Офлиди О.В.

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, освоить способы управления эмоциональным состоянием, улучшение настроения, гармонизация внутреннего мира, расширение самосознания.

Вступление.

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Очень ярко проблему деформации педагогов выражает, на мой взгляд, интересная история ( прил1.)

Ход занятия.

На сегодняшнем занятии мы попробуем лучше понять самих себя, и других, будем учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время. Хотелось бы ,чтоб после  окончания  занятия в  ваших глазах засверкал огонёк любви, радости, доброты и позитива.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно.

А) Упражнение “Знакомство”.

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Ольга– “ответственная ” . Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

1. вспомните моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

  Очень важно в процессе своей профессиональной деятельности свою силу не растерять

Б.) Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В) Упражнение « Противопоставление»

«Проверять тетради дома, это хорошо. т.к. можно отвлечься от домашних дел. «Отвлечься от домашних дел, этот плохо т.к.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Вопросы для обсуждения: Какое слово было труднее всего показать?

У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?

Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Мы постарались разбудить в себе разные эмоции, попробовали их проиграть.

« Звуковая гимнастика»

И сейчас попробуем сделать вдох, выдох, ещё раз вдох и на выдохе энергично произносим звук

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Данная гимнастика позволяет укреплению силы духа и тела.

Упражнение «Волшебный магазин».

Давайте мы сыграем в волшебный магазин. Точнее это будет биржа, каждый может выставить на продажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например, я говорю: меняю 500 граммов уравновешенности на 100 граммов общительности». Если у кого-то из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей общительности и получить за это 500 граммов моей уравновешенности, то это, значит, что сделка состоялась. При этом вы можете сделать рекламу, предлагаемому качеству: чем оно замечательно, полезно, в чем может помочь. Важно, чтобы каждый участник предложил на рынок свой товар.

Упражнение заканчивается либо после того, как каждый участник группы по крайней мере один раз выступит на бирже со своим товаром, либо после того, как все участники группы удовлетворят свои потребности в получении нужных им личностных качеств.

Вопросы:

- «Какие чувства вызвало у вас это упражнение?» (часто это ощущение потерянности в момент, когда не находится человек, который мог бы совершить с вами обмен, и чувство поддержки, теплоты, исходящей от группы в конце упражнения)

 - «Какое новое знание о себе вы получили в результате упражнения?» (помогает сконцентрироваться на проблемах иерархии внутренних ценностей, принятия самого себя, самокритичности и способности относится к себе с юмором).

Напишите на листочке 2-3 качества, которые помогают вам в жизни, в профессиональной деятельности

Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и от них исходили лучи (приклеиваю те качества ,которые написали учителя). Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды.

 

Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию

Рефлексия занятия.

Ведущий: - Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания себе самому, ведущему. Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня...»

Спасибо.  До новой встречи.

Приложение1

ИСТОРИЯ , ПРИЗВАННАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Когда Папа женился на Маме, стали они жить поживать да детей рожать.

Первым родился у них Программист. Мама так радовалась, так радовалась- ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала. Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой  даже отправились погулять, рядом с банком постоять, чтобы в своё счастье поверить. И Папа всё твердил: « Не может быть! Не может быть!»- пока бабушка не возмутилась: что он неверующий какой-то? Вот и сорочка на ребёночке зелёненькая- вся и в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!

Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: « У -ЧИ -ТЕЛЬ!» И Папа тоже всё повторял: « Не может быть! Не может быть!»- но уже с другим лицом, и Бабушка его не останавливала. А Мама всё смотрела на этого новенького, всё вздыхала, грустно так по головке гладила, но не плакала: слезами горю не поможешь! В семье не без …учителя!

Когда Учитель подрос, его отправили бумажку получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему бы и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что написано в бумажке.

Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить.

Учился шипеть страшным шепотом и кричать, как на пожаре, из под земли мел добывать, сидеть на кнопках, есть котлету чайной ложкой и мимическую гимнастику делать. Это особое такое упражнение: ты на кнопках сидишь, а в это время Начальство входит. Так ты , не слезая с кнопок, сразу улыбаться должен. Очень трудно это Учителю давалось. Но он старательный был. Поэтому научился.

А труднее, чем мел из-под земли добывать, и труднее. Чем улыбаться, сидя на кнопках,- труднее всего было специальное учительское чувство в себе развить. Любовь к детям называется. Чуть кто плюнет, или ругнётся, или мимо унитаза пописает, глядишь – и нет его! Струёй смыло .

А если ребёночек к тому же в гриндерах или на платформе с гвоздями, без шкальной формы, так он и вообще на любовь эту наступить может!

Поэтому, чтобы чувство закалить, сделать его сильным, как Шварценегер, и боеспособным, как Джеки Чан, Учителю с утра до вечера тренироваться приходилось- ежиков гладить. Погладит учитель ежиков ,погладит, и чувствует, что любовь к детям в нем нарастает всё нарастает и нарастает. И так она на Учителе наросла, что стала похожа на большую шишку. Тут дали учителю бумажку. С печатью. Говорят, теперь не только надпись на лбу, но и шишка твоя всем видна, а потому будем тебе зарплату платить, чтобы и ты хоть и не Бухгалтер и не Программист – иногда поесть мог. Учитель обрадовался и пошёл в школу работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства. Задача занятия:ü  Обучение педагогов ...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащих...

Методическая разработка "Занятие с элементами тренинга "Познай себя изнутри"

Цели занятия: получить информацию об индивидуальных особенностях обучающихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности; развивать дальнейшее саморасткрытие и самопоз...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Занятие с элементами тренинга способствует повышению уровня коммуникативной компетенции педагогов; укреплению межличностных отношений в коллективе; формированию навыков взаимовыручки, поддержки; созда...