Что такое проект.
учебно-методический материал по технологии (10, 11 класс)

Четвертакова Алла Владимировна

Материал для педагогов-наставников ученических проектов. здесь рассказывается об отличии проектной деятельности от учебной, конструкторской, исследовательской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_proekt.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в обучении возник в начале 20 века. Родоначальники – У.

Килпатрик, Джон Дьюи, в России – С. Шацкий.

Проектная деятельность в обучении это не любая активность, самостоятельная

деятельность учеников. Стоит отличать проектную деятельность от таких видов

деятельности как:

учебная

конструкторская

исследовательская

Итогом учебного проекта становится не просто приращение знаниями, опытом, но

создание конкретного решения, которое влияет на ситуацию людей.

Проект не является аналогом лабораторной работы, результат которой заранее

известен. Результат проекта всегда новый. Нужно отличать серию экспериментов и

проектную работу. В основе исследовательского проекта должна лежать четкая и

проверяемая гипотеза о том, как результаты экспериментов могут быть применены в

решении проблемы.

2

Также нужно отличать инженерно-конструкторскую задачу, конкурсное задание

или профессиональную «головоломку» от проектного решение, которое всегда должно

быть востребовано конкретными людьми.

Уровни организации проектной деятельности в рамках образования

1. Проектная деятельность в рамках неформального и дополнительного

образования (кружки, клубы по интересам, проектные смены, хакатоны)

2. Проектная подача содержания учебной дисциплины

некоторые темы можно пройти, использую проектный подход.

не требует вовлечения всего учебного заведения,

отдельно взятый учитель может реализовать проект

3. Проект как дисциплина учебного плана

Обучение основам проектирования

Межпредметный подход

Требует новой квалификации от педагогов

4. Проектно-ориентированный учебный план

есть одна центральная стержневая учебная дисциплина под

названием «проектная деятельность»,

ее обеспечивает весь остальной учебный план;

реализуется в ВУЗах и СУЗах, в России почти не представлено, так

устроен инженерный бакалавриат Ольбургского университета в Дании.

Критерии проекта

Проект решает реальную проблему, запускает изменение в мире;

У проблемы есть конкретные лица, заинтересованные в ее решении

Разработка актуального решения, соответствующего требования

заказчиков

Работа в условиях ограниченных сроков, ресурсов

Командная работа над проектом.

В основе проекта – проблемная ситуация и конкретная проблема

От того, что мы фиксируем в качестве проблемы, зависит во многом и решение.

3

проблема должна существовать в реальном мире, в социальной

реальности, находиться в конкретной ситуации, локальной и ближайшей к вам

проблема не имеет решения в условиях конкретного субъекта,

организации

у проблемы есть субъект, это проблема чья-то, существует у

конкретных групп людей;

1. Проблема может быть сформулирована как чье-то неудобство,

отсутствие средств для задуманной деятельности.

2. Нужно проверить – существуют ли аналоги - готовые решения для

этой проблемы, что нужно сделать, чтобы субъект смог воспользоваться ими? Если

у проблемы уже есть готовое решение в мире, то проект может свестись к задаче по

организации их использования или воспроизводству существующего решения.

Важно изучать, что препятствует использованию существующих решений в

ситуации конкретного заказчика. Есть ли за этим реальная проблема.

Формулировка проблемы для учебного проекта не должна выглядеть как задача.

Она должна оставлять свободу участникам найти свой вариант решения.

3. У проблемы есть субъект, это проблема чья-то, существует у конкретных

групп людей;

Заказчиком проекта могут быть сами участники, сотрудники или другие учащиеся

образовательной организации, внешние заинтересованные лица. Главное, чтобы была

выбрана реальная проблема, в решении которой заинтересованы конкретные люди.

Работать на интересы всех заинтересованных сторон может не получиться, нужно

выделить и понять, кто в первую очередь заинтересован в проектном решении.

4

Масштаб проекта не так важен. Важно, чтобы у команды была реальная

возможность привлечь стейкхолдеров, изучить их потребности, получать обратную связь

от них. Масштаб следует выбирать исходя из тех связей и возможностей влияния, которые

есть у команды.

Требования к проектному решению

решение обладает оригинальностью (нет готового решения, сложившейся

практики);

проектное решение соответствует требованиям и потребностям

заинтересованных сторон и решает их проблему

Требования к новизне и оригинальности и учет возраста и способностей

учащихся

С помощью наставника участники могут сделать шаг в своем развитии, но здесь

надо помнить, что проект – это не только шаг в развитии у ребенка, проект – это то, что

меняет мир вокруг. Участники могут создать новизну там, где опираются на уже

имеющиеся наработки, понимание ситуации, обзор аналогов, выявление дефицитов

существующих решений. Важно учитывать возраст и способности, различия участников

проектов, понимать на какой уровень новизны они могут замахнуться при поддержке

наставника.

Если нет возможности полностью реализовать проектное решение, то модель или

прототип могут являться продуктом. Но только в том случае, если решение действительно

кому-то нужно, если оно каким-то образом частично решает проблему заказчика проекта.

Важно учитывать на какой стадии находится проект, соответствует ли результат данной

стадии.

5

На старте нужно вовлекать стейкхолдеров при анализе проблемной ситуации, при

прояснении их требований и ожиданий к продукту проекта, его влиянию на ситуацию.

Участники могут вычленить проблему заказчика иначе, чем он сам, и решить другую

проблему, чем думал заказчик, либо решить на самом деле проблему заказчика, но он еще

сам не знает, что это и есть его проблема. Если есть заказчик, необходимо описать или

согласовать с ним техническое задание.

Заинтересованные в проектном решении люди в самом начале представляют образ

результата, он может меняться или нет. Нужно показывать промежуточные результаты

заказчикам и сверять ожидания, требования. Иначе тот результат, который будет сделан в

итоге может не совпасть.

Требования к организации работы над проектом

проект имеет конкретные цели

проект реализуется в условиях ограничения ресурсов

проект ограничен во времени, имеет конец

проект реализуется в результате командного взаимодействия

работа над проектом организуется через ряд контрольных

точек, прохождение этапов и рефлексию опыта

При запуске проекта нужно понимать условия , в которых вы оказываетесь,

уровень подготовки ваших участников проекта, уровень вашей подготовки, оснащенности

площадки, на которой вы реализуете этот проект, уровень финансирования.

Важно закладывать контрольные точки , этапы проекта так, чтобы проводить

проверку промежуточных решений на соответствие целям. Проект предполагает

следование по этапам проекта , осознание того, на каком этапе ты находишься и в чем

его значение, рефлексию опыта на каждом шаге.

Проект – работа в открытой недоопределенной ситуации , многое может

поменяться. После проработки проблемной ситуации вместе с заказчиком цели могут

измениться. По ходу проектирования может оказаться, что предложенная идея решения не

работает и нужно искать новую. Важно закладывать контрольные точки, этапы проекта

так, чтобы проводить проверку промежуточных решений на соответствие целям,

представлять их внешним людям – заказчикам и внешним экспертам для согласования и

получения обратной связи.

6

Проектная деятельность в учебной организации — это место комфортных

ошибок. Надо понимать, что проект может быть не реализован. Отрицательный опыт,

прохождение трудностей, рефлексия опыта важнее реализации проекта в идеальных

условиях.

Проект – коллективная работа

Одним из ключевых результатов для участников проекта является освоение нормы

проектной деятельности, в том числе тех гибких навыков, которые необходимы человеку

и сейчас, и в будущем, и это как раз навыки коммуникации. Индивидуальное

проектирование возможно, но работа только со своей идеей в одиночку, в отрыве от

реальных заказчиков и экспертов обедняет опыт участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "что такое проект"

В разработке дано понятие проекта, типология проектов по виду деятельности. Даны рекомендации по работе на каждом этапе выполнения проекта...

Что такое проект?

Статья посвящена методике работы над проектом....

Урок-презентация "Что такое проект?"

Урок-презентация «Что такое проект?» знакомит  учащиеся  с целями и задачами проектной деятельности, требованиями, видами проектов, этапами и последовательностью выполнения проекта, критерия...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ "Атлантида" "Что такое проект"

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Что такое проект

Подробный рассказ о проектах...

Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно

Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...