Разработка урока по технологии 5 класс "Что такое техносфера"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Белицкая Наталья Сергеевна

В данной разработке урока выбраны наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, применены  разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Дидактическая структура урока выстроена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnosfera.docx40.17 КБ
Файл chto_takoe_tehnosfera.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

УМК: ТЕХНОЛОГИЯ 5 КЛАСС - Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией В.М. Казакевича

Предмет

Технология

Класс

5

Тема занятия

Урок 3-4. Что такое техносфера? Технические объекты и объекты природной среды.

Что такое потребительские блага? Потребительские блага, антиблага, материальные, нематериальные блага.

Автор

Белицкая Наталья Сергеевна, учитель технологии

Образовательная организация

МКОУ «Красносибирская СШ»

Район

Кочковский район Новосибирской области

Село

Красная Сибирь

Время реализации урока

80 минут (перерыв 10 мин)

Тип занятия

Изучение нового материала

Цель занятия (дидактическая)

Познакомить с понятием «Техносфера», с объектами техносферы и живой природы, потребительские блага, антиблага.

Задачи

  1. Образовательная: Знакомство с техносферой и её объектами.
  2. Развивающая: Развивать мышление, внимание, связную речь.
  3. Воспитательная: Воспитать умение выполнения парной работы  и работы самостоятельной.

Планируемые результаты обучения

Предметные: Знать разницу между объектами живой и неживой природы;

             Уметь самостоятельно сравнивать объекты живой и неживой природы;

             Систематизировать объекты.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ, сравнение.

Умение определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

Коммуникативные УУД: Взаимодействовать с учителем;

                                Уметь работать в парах;

                                Прислушиваться к высказываниям одноклассников;

                                Уметь высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: Выполнять задание в соответствии с поставленной целью 

Личностные УУД: Формирование у обучающихся мотивации к обучению;

                       Формирование у обучающихся интереса к процессу сравнения и систематизации объектов.

Дидактическая структура урока

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные понятия

Техносфера, объекты техносферы и живой природы, потребительские блага, антиблага.

Межпредметные связи

Биология, география, история

Ресурсы

Учебник по технологии, тетрадь по технологии, компьютер (с выходом в интернет), проектор, тетрадь, инструменты (ручка, карандаш, линейка).

Вид мультимедиа компонента

Презентация, видео-урок на портале «Российская электронная школа»

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7555/main/256782/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

  1. Основной – проблемный
  2. Дополнительные - демонстрация, презентация.

Этап урока

Методы обучения

Содержательная деятельность

Формируемые УУД

Методы

оценки/самооценки

учителя

ученика

1

Организационный момент.

Словесный: беседа.

Стимулирует и мотивирует у учащихся интерес к уроку.

Приветствие.

(Слайд 1)

Обращает внимание на экран

«Что окружает людей на улице, дома?»

(Слайд 2)

Приветствуют учителя, включаются в урок - подготовка рабочего места.

Размышляют, отвечают на вопрос

Личностные: проявляют интерес к уроку.

Регулятивные: подготовка рабочего места.

Самоконтроль.

2

Актуализация знаний и умений.

Словесный: опрос

Организует проверку (повторение) пройденного материала:

Задаёт вопросы

- Какие правила безопасности необходимо соблюдать на уроках технологии?

- Из каких слов образовано это слово?

- Какие виды технологий мы с вами уже знаем?

Отвечают на вопросы.

Личностные: Укрепляют ранее полученные знания.

Регулятивные: убеждаются в необходимости изучения чего-то нового.

Самоконтроль/контроль учителя.

3

4

5

Введение в тему урока, выявление проблемы, мотивация познавательной деятельности.

Первичное усвоение новых знаний.

 Первичная проверка понимания

Словесный рассказ, постановка проблемных  вопросов

Наглядный:

презентация

Беседа

Словесный: диалог

Практический: работа в парах

Проверка  практической работы

Наглядный:

Просмотр фрагмента урока на платформе «Российская электронная школа»

Словесный: диалог

Наглядный: презентация

Подводит обучающихся к постановке проблемы.

Показывает слайд презентации. Наводит на размышления задавая вопросы.

- Что окружает людей на улице и дома?

- Какие из этих объекты созданы природой, а какие человеком? (Слайд 2) (Слайд 3)

Просит проанализировать и привести несколько примеров

 

 Помогает проанализировать ответы

Показывает Слайд 4

Подводит к формулированию темы урока

 

Запишите тему урока в тетрадь.

Работа в тетрадях - запись термина «Техносфера»

 

 

Просит привести примеры неживых и живых объектов природы и объектов техносферы

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Работа в тетрадях. Дополняет определение техносферы в тетради (запись нескольких примеров)

Задает проблемные вопросы: Какой объект относится к техносфере, а какой создан природой? (дикая малина-садовая малина; дикий кабан-свинья; камни-крепость из камня)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

Просит проанализировать и разделить объекты на группы и записать в таблицу

(Слайд 10)

Предлагает обменяться тетрадками

Производит оценивание работ детей

Предлагает посмотреть на экран, переходит по ссылке

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7555/main/256782/

(Слайд 11)

Наводит на размышления задавая вопросы:

-Что необходимо человеку для жизни?

-Все ли  можно потрогать руками или попробовать на вкус?

Помогает проанализировать ответы, подводя к определению «потребительские блага» (Слайд 12)

(Слайд 13)

Предлагает записать определение в тетради

Поясняет, что блага бывают материальными( то, что можно потрогать или ощутить на вкус)  и нематериальными (услуги, которые оказывают людям) 

(Слайд 14)

-А также блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном колличестве

(Слайд 15)

В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом.

(Слайд 16)

(Слайд 17)

Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят, презентацию

Размышляют, отвечают на вопросы

Размышляют, определяют тему урока.

Обсуждают с учителем.

Дают определение техносферы.

Анализируют, рассуждают

Смотрят презентацию, отвечают на вопрос, приводят примеры

Делают запись в тетради

Смотрят презентацию, рассуждаю отвечают на вопрос, доказывая свою точку зрения

Анализируют, чертят таблицу, заполняют.

Обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои таблицы (с исправлениями, если есть).

Дают оценку своей работы.

Смотрят фрагмент урока

Смотрят презентацию, размышляют, отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь

Слушают, анализируют, рассуждают, приводят несколько своих примеров

Рассматривают картинки на слайде, анализируют

Личностные:

Пробуждение интереса к уроку и получению новой информации.

Регулятивные: Формирование логического мышления, анализа объектов.

Самоконтроль.

Самопроверка

Самооценка

Самоконтроль

Самопроверка

Взаимооценивание

Самоконтоль, контроль учителя

Самоконроль

Самоконроль,

контроль учителя

Самоконроль,

контроль учителя

6

7

8

Закрепление

Домашнее задание

Рефлексия.

Выполнение работы и указаний учителя.

Выводит на экран слайд с заданием.

 Проверь себя: заполните пропуски в тексте

(Слайд 18)

Параграф 1-2 прочитать, ответить ан вопросы

Задает вопросы:

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что-то новое узнали?

- Чему научились?

- Где пригодятся полученные на уроке знания и умения?

- Оцените свою работу на уроке?

- Оцените работу товарища по паре на уроке?

- Какие ошибки были допущены?

Просит сделать выводы.

Устно отвечают, какие слова пропущены в определениях

Благодарит за работу, даёт домашнее задание

Оценивают своё настроение.

Личностные: Умение делать выводы.

Регулятивные: Оценивают свои работы и настроение.

Самоконтроль, контроль учителя

Самооценка, оценка учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое техносфера Выполнила: Белицкая Наталья Сергеевна учитель технологии «МКОУ Красносибирская СШ» Кочковского района Новосибирской области

Слайд 2

Подумайте: Что окружает людей на улице, дома? 2

Слайд 3

Какие объекты созданы природой, а какие человеком? 3 Подумайте:

Слайд 4

ТЕХНОСФЕРА- это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми для удовлетворения своих потребностей. 4

Слайд 5

Объекты техносферы: 5

Слайд 6

Объекты природы: 6

Слайд 7

Подумайте: Какой объект относится к техносфере , а какой создан природой? 7

Слайд 8

Подумайте: Какой объект относится к техносфере , а какой создан природой? 8

Слайд 9

Подумайте: Какой объект относится к техносфере , а какой создан природой? 9

Слайд 10

Работа в парах: распределить объекты техносферы и природы в два столбца Автомобиль, пшеница, огурец в теплице, дикая вишня, озеро, телевизор, болото, деревья в парке, самолёт, комар, садовая смородина, дикая смородина, удочка, телефон, океан. 10

Слайд 11

Внимание на экран 11 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7555/main/256782/

Слайд 12

Подумайте: Что необходимо человеку для жизни? Все ли можно потрогать руками или попробовать на вкус? 12

Слайд 13

13 У каждого человека имеются желания и потребности. Для удовлетворения потребностей существуют разнообразные блага. Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей , называются потребительскими благами.

Слайд 14

14 Блага могут быть Материальными (то, что можем потрогать или ощутить на вкус) Нематериальными (услуги, которые оказывают людям)

Слайд 15

15 Блага могут быть доступными в Ограниченном количестве Товары Услуги Некоторые природные ресурсы Неограниченном количестве Воздух Солнечный свет

Слайд 16

16 В жизни людей иногда встречается то, что они не хотят видеть. Такие объекты называются антиблагами или злом.

Слайд 17

17 УРАГАН ИСПОРЧЕННЫЕ ПРОПДУКТЫ БЕШЕНЫЕ СОБАКИ ОБВАЛ ДОМА ФАСТ ФУД АЛКОГОЛЬ И КУРЕНИЕ

Слайд 18

Проверь себя: 18 Заполните пропуски в тексте. _________________ – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его _________________ . Товары и услуги, приобретаемые человеком – это потребительские ____________________. По форме проявления потребительские _____________ делятся на материальные и нематериальные. _______________ блага – это необходимые и желаемые человеком предметы и вещи. Их можно потрогать ______________ . ______________блага – это услуги, которые оказывают людям.

Слайд 19

19 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"

Разработка урока  по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...

методическая разработка урока по теме "Что такое текст?"

Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предло...

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс

Данная разработка  предназначена для проведения урока по обществознанию для  9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке  , при которых учени...

Разработка урока по обществознанию "Что такое человек?"

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание»), направленное на создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в общест...

Методическая разработка урока по теме: "Что такое степень с натуральным показателем"

Технологическая карта урока Автор: Молодцова Татьяна ОлеговнаОбразование: высшее, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет.Предмет: алгебра.Возрастная аудитория: 7 класс....

Конспект урока по технологии "Что такое макрамме?"

Конспект урока по технологии "Что такое макрамме?"...

Методическая разработка урока по обществознанию "Что такое общество"

Данная методическая разработка по обществознанию предназначена для 10 класса. Это комбинированный урок с элементами ИКТ....