«Народные промыслы России»
материал по технологии

Светлана Викторовна Цыбанева

 Сценарий открытого мероприятия «Народные промыслы России»

Цель:

Продолжить знакомство с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.

Задачи:

Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.

Развивать творческий потенциал личности,

формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

        В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_2020g.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

       Открытое мероприятие по теме

  «Народные промыслы России»

                                                               Подготовила: Цыбанева С.В.

                                       2020 г.

 Сценарий открытого мероприятия «Народные промыслы России»

Цель:

Продолжить знакомство с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.

Задачи:

Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.

Развивать творческий потенциал личности,

формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

        В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

ВЕДУЩИЙ:  Добрый день дорогие наши гости!

        Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём и  учимся в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.  

                Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.  Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

 Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.

        Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий.  В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы продолжим знакомиться с некоторыми из них.

                                    (  слайды «Гжель»)

  Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

 Животные и птицы невиданной красы.

 Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

 Известно всем в народе ее название – Гжель.

 Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

 Не встретите на свете вы красоты такой.

 Голубизну небесную, что сердцу так мила,

 Кисть мастера на чашку легко перенесла.

 У каждого художника есть свой узор любимый

 И в каждом отражается сторонушка родимая. 

  Гжель – это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

        Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

        Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо.  И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

                    ( слайды «Дымковская игрушка»)

ВЕДУЩИЙ: Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы  - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

  Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа. Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья.

         Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.

        Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

                           (слайды «Бисероплетение»)                                                      

ВЕДУЩИЙ:  Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.                                                                                         

        Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла. Существует даже древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер. Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием.

Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики.  На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

        Новый всплеск популярности бисера относиться к нашему времени. Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.

   (слайды «Городецкая роспись»)                                                      

ВЕДУЩИЙ:   Городецкая роспись – как ее нам не знать.

 Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

 Здесь такие букеты, что нельзя описать.

 Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

 Городецкая роспись душу нам веселит.

        Городецкая роспись этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

(слайд Палехская миниатюра ) 

Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

 События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников – лаковой миниатюре. Одним из основателей  Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.

        На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

                        (слайды «Хохлома»)                                                      

ВЕДУЩИЙ:  Хохломские краски, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

 Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни.  Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.

Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

(слайды «Платки, кружево»)                                                      

ВЕДУЩИЙ: Павловский Посад - старинный русский город,  расположенный  недалеко от Москвы. А знаменит этот город тем, что здесь делают удивительной красоты платки. Их так и называют павловские платки.   Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции. Основателями платочной мануфактуры Павловского Посада в начале 60-х годов были Лабзин и Грязнов.

        Изначально на павлопосадских платках красовались турецкие огурцы и др. растительные мотивы восточного происхождения. К концу 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты.  Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

 Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

         И ведь даже не странно, что спустя столько лет этот платок живет и продолжает радовать нас своим прекрасным настроением, яркостью красок. Смотря на этот русский павлопосадский платок, мы еще раз убеждаемся в том, что настоящие, качественные вещи всегда способны найти ценителей в любое время года и в любом месте.

(слайды «Вышивка и кружево»)                                                      

 Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево.       

        Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда.  Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.

        Промысел существует с 1-й четв. 19 века.  Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.

Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника).

        Основные каноны вологодского кружева это  симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.

         Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера, которое  известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

ВЕДУЩИЙ: Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

        Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.

ВЕУЩИЙ: Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с вами! До свиданья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России.

Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной  ценностью....

Народные промыслы России

Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....

Народные промыслы России

Народные промыслы России...

Народные промыслы России

К народным промыслам России относятся хохломская роспись, гжель, городецская роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, ростовская финифть и др....

"Народные промыслы России"

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.    Масте...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...