Народные промыслы России
материал (8 класс) на тему

Народные промыслы России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly_rossii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народные промыслы России.

Творческое название:

  1. Работа хороша, если в ней польза и душа.
  2. Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго.

Авторский коллектив: учащиеся 8 «В» и 9 «А» классов Порховской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V и VII видов.

Руководители: 

Андреева О.С. – воспитатель.

Цель:  формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как величайшей национальной и общечеловеческой ценности. Воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине.

Задачи:

1.Воспитание гражданственности и любви к Родине.

2.Показать художественную ценность произведений русских мастеров.

3.Воспитывать у подрастающего поколения чувства гордости, восхищения произведениями русских народных промыслов.

Этапы работы:

1.Создание группы учащихся для работы над проектом, распределение заданий.

2.Разработка заданий для каждой группы.

3.Посещение школьной и районной библиотек.

4.Уроки географии, истории.

5.Посещение Дома ремесел.

6.Встреча с мастером-игрушечником Семеновым Н.П.

7.Экскурсия в цех плетения из лозы и соломы.

8.Использование Интернет-ресурсов.

Основополагающий вопрос: Чем гордится Россия?

Проблемные вопросы:

1.Что такое народный промысел?

2.Почему промыслы создаются народом?

3.Где расположены центры народных промыслов?

4.Какие материалы используют мастера различных промыслов?

5.Какие изделия характерны для того или иного промысла?

6.Какие приемы используют различные школы росписи?

7.Можем ли мы гордиться произведениями русских мастеров?

Ход занятия:

Сказительница 1.

«Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей…» - так начинаются сказки. Спросим у первого скакуна: «Откуда ты примчался? О чем твоя весть?» (На экране изображение трех скакунов).

Конь1.

Я из лесов дремучих. Моя весть о хохломе огненной. О той, что краше золота.

Сказительница 2.

Спросим теперь у белого, что искры мечет из глаз и нетерпеливо грызет удила: «Издалека прибежал?»

Конь2.

На травяных болотах Вятки-реки меня пасли, там, где поют-разливаются глиняные свистульки.

Сказительница 1.

Откуда ты? Третьего спросила я красавца-коня.

Конь3.

Из города Городца, что на Волге-реке.

Сказительница 2.

Кони-вести, слушаем вести, а перед глазами – хохломские ложки, глиняные расписные игрушки, городецкие прялки.

Сказительница 1.

Вся земля наша русская-земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, нитками. Все может человек: превратить дерево в жилье, лодку, игрушку; камень - в ожерелье, шкатулку; металл – в самовар или поднос…

Сказительница 2.

От поколения к поколению тянется Златая Цепь – звено к звену, к колечку – новое колечко. От отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам передается умение сделать вещь не только пользы, но и красоты ради.

Сказительница 1.

Помчимся на конях по белу свету, чтобы узнать, услышать вести о мастерах и мастерстве.

Ученик1.

Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов России. Что такое народный промысел?

Народный промысел – одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий.

Ученик2.

Почему промыслы создаются народом? Народные промыслы – это искусство, искусство народное. Народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свой достижения передает нам в наследство. В этих произведениях мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства, представления о лучшей жизни.

Ученик 3.

Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глубине дремучих заволжских лесов. Здесь зародилось известное на весь мир искусство – хохломская роспись. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы посуда, а это: ковши и скобкари в форме плавающей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров. Они покрываются слоем глины, сушатся, олифятся, красятся серебристым алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной. Изделия сушат в печи, потом серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» или «пламенной». Хохломская роспись представляет собой  растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой, яблочком, виноградом, листком, древком».

 

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива.

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                                               

Сказительница 2.

Но не только хохломской посудой славно лесное Заволжье. Здешние умельцы – мастера на все руки. «Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес гулять, за ней вторая, третья, четвертая, пятая… А уж как одна на одну похожа, хотя на головах у всех разные платочки, губки у каждой бантиком по-своему, щечки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны – луг цветной. Выйдут сестры на улицу, прохожие спросят старшую: «Как тебя зовут?».  «Матрешкой».

Ученик 4.

Кто ее сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится ее секрет.

Ученик 5.

Впервые матрешка появилась в Москве в середине 90-х годов 19 века. Ее стали создавать в Загорске, в городе Семенове, в селе Полхов – Майдан и других местах. Матрешкой называют точеную разъемную игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок – вкладышей вызывает восторг.

Матрешку изготавливают из березовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую цельную фигурку, по ней нижнюю часть фигурки побольше, затем ее верхнюю половинку и так весь ряд многоместной игрушки. Хорошо известны загорская матрешка, семеновская и полхов – майданская. Они различаются друг от друга.

Загорская матрешка широкая, толстобокая, приземистая. Роспись наносится яркими открытыми цветами (красным, зеленым, синим, желтым).

 

Ученик 6.

Семеновская матрешка несколько вытянута с резко сужающейся нижней частью. В середине орнамента обычно размещают 2-3 крупных цветка, похожих на розы и колокольчики, между ними рисуют цветы и бутоны поменьше, ягодки, листочки. Рисунок покрывают лаком.

Полхов – Майданская матрешка более вытянутая с узкой уплощенной сверху головкой. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными розами, колокольчиками, яблочками, кудрявыми листочками. Матрешка – настоящая русская красавица.

Сказительница 1.

Куда теперь поскачет конь?

Куда зовет теперь дорога?

К юго- востоку от Москвы разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них зовется Гжель.

Ученик 7.

Здесь в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи. Например, нарядную посуду: кувшины, кружки «напейся – не облейся», блюда, тарелки -   украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, а также часы (настенные), шкатулочки и помадные банки.

Основным мотивом росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Роспись наносится на поверхность обожженного изделия главным образом синим кобальтом на поверхность белой эмали.

Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, то роспись наносят только золотом.

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что «гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».

Сказительница 2.

Богатырский конь несется выше леса стоячего, выше облака ходячего, и встает перед глазами край Псковский. Родная сторонушка наша.

Ученик 8.

Псковские земли издавна славились своими умельцами. Далеко разнеслась слава о псковских гончарах. Пластичная, податливая глина, гончарный круг и фантазия мастера – все, что требовалось для создания удивительных глиняных вещиц, сотворенных руками наших предков.

На месте выхода глин на берегу реки Черехи в деревнях Луковка, Лопатино, Хахино, Брод издавна работало множество гончарных мастерских. После революции они объединились в артели. Продолжателем традиций и творческого наследия псковских гончаров стал в наши дни завод «Псковский гончар».

Ученик 9.

В качестве сырья для своих изделий используют мастера красножгущуюся глину. Характерный для местных глин красный цвет объясняется присутствием в них оксидов железа.

Сейчас ассортимент завода насчитывает более 200 наименований: чайные и столовые сервизы, напольные вазы, цветники, декоративные панно, расписные блюда, множество забавных глиняных вещиц. Всю продукцию «Псковского гончара» украшает только ручная роспись. Наша керамика имеет свой особый цвет: зеленоватый или коричневатый. Глиняные изделия «Псковского гончара» наполняют наш дом особым теплом и уютом.

Ученик 10.

А какие виды ремесел были развиты и существуют в настоящее время в нашем Порхове? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы посетили Дом ремесел и узнали, что одним из видов народных промыслов у нас было плетение из лозы (ивового прута). Большим спросом пользуются плетеные корзинки, хлебницы, сухарницы, вазы, конфетницы и другие предметы домашнего обихода. Было развито у нас и соломоплетение. В прошлом из соломки изготавливали вещи для дома: дорожные сумки, шляпы, одежду. Жгуты золотистой соломки переплетались коричневыми прутьями лозы или белыми корнями ели, реже суровыми нитками, придававшими изделию не только прочность, но и красоту.

У нас в Порхове живет настоящий мастер-игрушечник, который всю жизнь придумывал для детей разнообразные потехи. Мы посетили его. Это Семенов Николай Петрович. Мастер изготавливает деревянные игрушки: свистульки, фигурки животных и птиц, деревянные подставки, солонки, сухарницы и многое другое. Он использует для своих изделий липовые, березовые, еловые бревнышки, которые предварительно сушит, а затем обрабатывает на станке. Готовые изделия красит гуашью, затем покрывает лаком. На наших глазах Николай Петрович изготовил грибок, солонку и пасхальное яйцо.

Огромна Россия. Богата она замечательными мастерами и изделиями народных промыслов, слава о которых разнеслась по всему миру. В одном ряду с произведениями Хохломы, Гжели, русской матрешки, псковской керамики стоит Дымковская игрушка, произведения Палеха, Городца, Жостово, каргопольская игрушка, платки Павловского Посада, Оренбургские платки, деревянное кружево Костромы, богородская игрушка и многие-многие другие.

Красота всегда приносит людям радость. Народное искусство современно и любимо. А мы должны помнить, продолжать и развивать традиции наших русских умельцев.

Я – россиянин, русский. Тем горжусь,

И не хочу другого я наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России.

Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной  ценностью....

Народные промыслы России

Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....

Народные промыслы России

К народным промыслам России относятся хохломская роспись, гжель, городецская роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, ростовская финифть и др....

"Народные промыслы России"

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.    Масте...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....